ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5895/08 от 15.10.2014 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                       № дела А73 – 5895/2008-10

«15» октября  2014г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2008г.

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Адасс Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агаповой В.С.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю о взыскании с КГУ «Северное лесничество» задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 21509554руб.63коп. и встречному заявлению КГУ «Северное лесничество» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю о признании недействительным решение №13-76/3 от 17.01.2008г. в части,

при участии: от налогового органа - Колосовой О.В. по доверенности от 29.09.08г. (до перерыва); Гридневой Е.Б. по доверенности от 29.09.08г., Фоменко Г.Н. по доверенности от 29.12.2007г.,

от КГУ «Северное лесничество»        - Ким О.И. по доверенности от 09.01.2008г.,

установил:      решением Межрайонной ИФНС России №5 по Хабаровскому краю №13-67/3 от 17.01.2008г.  Краевое государственное учреждение «Северное лесничество» привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 1144102руб., на имущество в сумме 28062руб., по п.2 ст.119 НК РФ за непредставление в установленные сроки деклараций по исчислению и уплате налогов в виде взыскания штрафа в сумме 12728435руб. Указанным решением учреждению доначислены к уплате суммы налогов на прибыль в размере 5720517руб. и на имущество в сумме 140312руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налогов.

В целях взыскания доначисленных налогов и наложенных штрафов, с учетом особенностей взыскания с бюджетных учреждений, налоговым органом направлено в арбитражный суд заявление о взыскании с КГУ «Северное лесничество» доначисленных налогов, пеней и штрафов.

КГУ «Северное лесничество» обратилось в арбитражный суд с встречным заявление о признании недействительным решение №13-67/3 от 17.01.08г. в части доначисления к уплате налогов на прибыль, соответствующих пеней и штрафов, а также в части снижения взысканной суммы штрафа по п.2 ст.119 НК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 октября 2008г.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные КГУ «Северное лесничество» и Межрайонной инспекцией №5 по Хабаровскому краю требования частично подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Краевого государственного учреждения «Северное лесничество» (далее учреждение, лесничество) по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2006г., по результатам которой составлен акт проверки  и, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 17.01.2008г. №13-67/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа за неуплату, в том числе, налога на прибыль  за 2004-2006г.г. в сумме 1144102руб. По п.2 ст.119 НК Р за непредставление в налоговый орган в установленные сроки деклараций по налогам в виде взыскания штрафа в сумме 12728435руб. Данным решением также доначислен к уплате, в том числе налог на прибыль в сумме 570517руб. Кроме того, на сумму доначисленного налога на прибыль начислены пени в сумме 1679142руб.НДС, включая налог в сумме 426 068 руб., не отраженную в налоговых декларациях предприятия, начислена пеня в общей сумме 185 361 руб.

Основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о нарушении учреждением порядка формирования суммы доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения и занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными учреждениями являются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из материалов дела следует, что Лесхоз является государственным учреждением, деятельность которого финансируется за счет средств федерального бюджета, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, благотворительных взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц, и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Устава учреждения).

Согласно статье 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников (доходов от коммерческой деятельности), в целях налогообложения налогом на прибыль обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками - доходами от коммерческой деятельности - признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров (работ, услуг), внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Указанная правовая норма, действовавшая до 01.01.2006, не устанавливала порядок учета расходов в случаях, когда смета учреждения не предусматривала финансирования соответствующих статей расходов за счет бюджетных средств, и налогоплательщик производил данные расходы только за счет внебюджетных источников. Поэтому до 01.01.2006 к указанным отношениям должны применяться общие положения главы 25 НК РФ.

По мнению налогового органа включение в состав затрат расходов,  по оплате услуг связи, по техническому обслуживанию пожарной сигнализации здания пожарно-химической службы, по страхованию имущества, по ремонту и обслуживанию автомобилей, по созданию амортизируемого имущества в виде проведения землеустроительных работ при строительстве пожарно-химической станции, расходов по лесоохранным и лесовосстановительным мероприятиям, приобретение посадочного материала, расходов по заработной плате работникам, деятельность которых не связана с коммерческой деятельностью, расходы, понесенные лесхозом при проведении лесоохранных мероприятий, командировочные расходы, расходы по оплате проезда работников к месту отдыха и обратно, услуги по медосвидетельствованию работников, расходы по изготовлению гербовой печати, приобретения справочной литературы и подписка на периодические издания, по оплате обучения сотрудников лесхоза  на курсах повышения квалификации может быть произведено лесхозом за счет оставшейся части прибыли только после уплаты всех причитающихся налогов.

В соответствии со статьей 247 НК РФ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, признаются полученной налогоплательщиком прибылью, являющейся объектом налогообложения по налогу на прибыль.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Расходы бюджетных учреждений не могут учитываться при исчислении налога на прибыль, если на соответствующие расходы учреждению выделены бюджетные средства в соответствии со сметой его доходов и расходов.

Учреждение в случае направления доходов от предпринимательской деятельности на покрытие расходов, финансирование которых согласно смете изначально было предусмотрено за счет бюджетных источников (в случаях бюджетного недофинансирования), в соответствующей части (сумме) не имеет права учитывать данные расходы при исчислении налога на прибыль.

Однако,  указанное положение не запрещает учитывать при исчислении налога на прибыль произведенные за счет внебюджетных источников расходы, в случаях, когда на определенные цели (статьи расходов) в соответствии со сметой были предусмотрены бюджетные ассигнования и эти бюджетные ассигнования не выделялись в спорном периоде.

При рассмотрении дела судом установлено и налоговым органом не опровергнуто, что спорные расходы  произведены лесхозом для осуществления своей уставной деятельностью ввиду отсутствия бюджетного финансирования на указанные цели, что подтверждено сметами расходов.

Вместе с тем, снижение налоговой базы на затраты в сумме 2129140руб. в 2004г., в сумме 48750руб. в 2005г.  и ошибочно включенные лесхозом в более поздние периоды следует признать неправомерным.

Также следует признать неправомерным снижение налоговой базы при исчислении налога на прибыль в сумме 147985руб. – затраты на приобретение строительных материалов, списанных в нарушении требований установленного порядка без соответствующих актов на списание.

При рассмотрении ходатайства лесхоза о снижении суммы штрафа, взысканного налоговым органом, суд находит ходатайство, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Краевое государственное учреждение «Северное лесничество» после проведенных мероприятий по реорганизации является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств из бюджета Хабаровского края. Нарушение в виде непредставления в проверяемый период налоговых деклараций связано с ошибочным мнением руководителей лесхоза о том, что учреждение освобождено от уплаты налогов, т.к. деятельность его финансируется за счет средств федерального бюджета и не является способом умышленного уклонения от исполнения своих обязанностей налогоплательщика. Указанные обстоятельства судом признаются смягчающими вину лесхоза в совершении правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 ст.114 НК РФ суд находит возможным снижения размера штрафа, взысканного налоговым органом по ст.119 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л

Требование Краевого государственного учреждения «Северный лесхоз» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю от 17.01.08г. в части доначисления к уплате налога на прибыль в сумме 3726539руб., соответствующих пеней и штрафов и в части взыскания штрафа по п.2 ст.119 НК РФ в сумме 12.500.000руб.

В остальной части требование оставить без удовлетворения.

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Хабаровскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия «Северное лесничество» в бюджет налог на прибыль в сумме 1991063руб.и соответствующей указанной сумме пени, налог на имущество в сумме 111149руб.29коп. и 33860руб. пени и штраф в сумме 1400599руб.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Краевого государственного учреждения «Северное лесничество» в доход федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 29183руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления апелляционной и кассационной жалобы через арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                        Н.Г.Адасс.