ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5950/2021 от 05.08.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровскдело № А73-5950/2021

23 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапиря М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>)

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

об оспаривании постановления от 09.04.2021 № 48-12/2020-12 о назначении административного наказания

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.

В судебное заседание явились представители:

отУправления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (в режиме онлайн) – ФИО1 по доверенности № 1-7/2021 от 03.02.2021; ФИО2 по доверенности № 1-13/2905 от 01.07.2021;

отУправления Федерального казначейства по Хабаровскому краю – ФИО3 по доверенности от 28.07.2021, ФИО4 по доверенности от 11.01.2021;

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края – ФИО5 по доверенности № 1.18-7849 от 30.12.2020г.

Сущность дела: Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – заявитель, Управление дорожной деятельности) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – УФК по Хабаровскому краю, административный орган) от 09.04.2021 № 48-12/2020-12, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 01.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (далее – третье лицо, Министерство транспорта края).

Представители заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, указанным в заявлении и дополнениях к нему, пояснили, чтоправа и обязанности у городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» перед Министерством транспорта края возникли исключительно из Соглашения, заключенного между министерством и администрацией города Комсомольска-на-Амуре, в связи с чем, при организации работ Управление обязано было руководствоваться исключительно требованиями Соглашения. Полагают, что в действиях Управления дорожного хозяйства отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве,считают, что постановление о назначении административного наказания является законным, доводы Управления дорожной деятельности об отсутствии состава административного правонарушения являются необоснованными.

Представитель Министерства транспорта края поддержал позицию заявителя, считает, что нецелевого использования бюджетных средств Управлением дорожной деятельности не допущено.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в отношении заявителя была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

В ходе проверки Управлением дорожной деятельности представлено Соглашение о предоставлении в 2019 году из краевого бюджета субсидии бюджету городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственной программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края» от 02.04.2019 №2-2019 (БКАД), заключенное между министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и администрацией города Комсомольска-на-Амуре (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является предоставление субсидии на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственной программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 № 146-пр (далее - Программа Хабаровского края № 146-пр), в целяхсофинансирования расходных обязательств, возникших при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов Хабаровского края «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

Основным мероприятием Программы Хабаровского края № 146-пр, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, являлся региональный проект Хабаровского края «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Региональный проект Хабаровского края, а также Хабаровской и Комсомольской городских агломераций на 2019 - 2024 годы (далее -Региональный проект) утвержден Губернатором Хабаровского края 23.01.2019 и согласован 30.01.2019 заместителем руководителя Федерального дорожного агентства. Кроме того, вышеуказанный проект согласован на региональном уровне главой города Комсомольска-на-Амуре.

Мероприятия в рамках Регионального проекта предусматривают приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также автомобильных дорог, входящих в состав Хабаровской и Комсомольской городских агломераций Хабаровского края.

Таблицей № 2 Регионального проекта определен перечень автомобильных дорог местного значения г. Комсомольска-на-Амуре (с разбивкой по видам работ), подлежащих ремонту в 2019-2024 годах в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В ходе проверки было установлено, что Управлением дорожной деятельности в 2019 году в рамках Соглашения за счет средств, источником которых являются средства федерального бюджета, в том числе заключено 19 муниципальных контрактов и осуществлены расходы по оснащению дорог техническими средствами, по проведению инструментальной диагностики состояния объектов улично-дорожной сети, по ремонту улично-дорожной сети города Комсомольска-на-Амуре, не предусмотренных Таблицей № 2 Регионального проекта.

В результате Управлением дорожной деятельности было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, а именно, осуществлены расходы по оплате видов работ, не предусмотренных Таблицей № 2 Регионального проекта. Сумма средств федерального бюджета, израсходованных нецелевым образом, составила 18099379,61 руб.

Также в ходе контрольного мероприятия было установлено, что Управлением дорожной деятельности за счет средств, источником которых являются средства федерального бюджета, были осуществлены расходы по оплате работ по ремонту автомобильной дороги - ул. Вагонной в количестве 1225,47 м. кв., не предусмотренной Таблицей № 2 Регионального проекта.

Указанные работы проводились в рамках исполнения муниципального контракта от 15.05.2019 № 116, заключенного с ООО «Магистраль» на сумму 12 159 946 рублей, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети г. Комсомольска-на-Амуре (ул. Пропарочной, ул. Каменной).

Общая сумма нарушения составила 856 951,86 рублей, в том числе размер средств федерального бюджета, израсходованных нецелевым образом, составил 771 256,67 руб.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий установлено, что Управлением дорожной деятельности был заключен муниципальный контракт от 30.07.2019 № 156 с АО «Ростелеком» на выполнение работ по оснащению перекрестка проспект Ленина - проспект Первостроителей в г.Комсомольске-на-Амуре системами фото-видео фиксации нарушений ПДД на сумму 10 965 696,79 рублей.

По результатам исполнения указанного муниципального контракта Управлением дорожной деятельности по заявкам на кассовый расход была произведена оплата на общую сумму 10 965 696,79 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 12.12.2019 №00БГ-001335 (по КБК 011 0409031 Rl 5393М 244 (доп. код 19-Е37) на сумму 9 869 127,11 руб.

При этом, оплата денежных средств в сумме 9869 127,11 руб., произведенная по целевой статье R1 5393M, подлежала финансированию по другой целевой статье расходов бюджета R2 54180.

По итогам внеплановой проверки УФК по Хабаровскому краю сделан вывод о том, что Управлением дорожной деятельности не обеспечено целевое использование бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в соответствии с Региональным проектом и с соблюдением кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

Результаты внеплановой выездной проверки отражены в соответствующем акте от 30.09.2020.

29.12.2020 должностным лицом Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю в отношении Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, без участия представителей юридического лица, составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола Управление дорожной деятельности извещалось надлежащим образом, путем направления в адрес юридического лица соответствующего уведомления от 09.12.2020 № 22-14-75/48-6869 заказным письмом с почтовым идентификатором 68092241112240, полученным адресатом 15.12.2020.

09.04.2021г. заместителем руководителя УФК по Хабаровскому краю ФИО6 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 48-12/2020-12 вынесено постановление, которым Управление дорожной деятельности признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1436988,17 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, Управление дорожной деятельности обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного финансирования. Объективную сторону образуют действия в виде неправомерного использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Судом по материалам дела установлено, что постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 № 146-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края».

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственной программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края» между министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и администрацией города Комсомольска-на-Амуре заключено Соглашение о предоставлении в 2019 году из краевого бюджета субсидии бюджету городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на финансовое обеспечение дорожной деятельности от 02.04.2019 № 2-2019 (БКАД) (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2019 году бюджету городского округа «город Комсомольска-на-Амуре» субсидии на финансовое обеспечение дорожной деятельности в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов Хабаровского края «Дорожная сеть» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных до министерства по целевым статьям 210R15393M (пункт 1.1 Соглашения).

Согласно пункту 1.2 Соглашения целевым показателем результативности предоставления субсидии является доля протяженности дорожной сети Комсомольской городской агломерации Хабаровского края, соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию.

Приложением № 1 к Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения, утвержден перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется субсидия. Согласно приложению № 1 мероприятиями являются приведение в нормативное состояние сети Комсомольской агломерации в соответствии с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационным показателям.

Также неотъемлемыми частями Соглашения, являются приложение №2 «График перечисления субсидий бюджету городскому округу «город Комсомольск-на-Амуре», приложение № 3 «Показатели результативности расходов бюджета городского округа «город Комсомольск-на-Амуре», в целях финансового обеспечения которых предоставляется субсидия, приложение № 4 «Отчет о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляются субсидии», приложение № 5 «Отчет о достижении значений показателей результативности расходов бюджета городского округа «город Комсомольск-на-Амуре».

Основным мероприятием Программы Хабаровского края № 146-пр, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, являлся региональный проект Хабаровского края «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Региональный проект Хабаровского края, а также Хабаровской и Комсомольской городских агломераций на 2019 - 2024 годы утвержден Губернатором Хабаровского края 23.01.2019 и согласован 30.01.2019 заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, а также согласован на региональном уровне главой города Комсомольска-на-Амуре.

Мероприятия в рамках Регионального проекта предусматривают приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также автомобильных дорог, входящих в состав Хабаровской и Комсомольской городских агломераций Хабаровского края.

Согласно паспорту Регионального проекта его целями является доведение в 2024 году в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (раздел 2 регионального проекта). Задачами регионального значения также является доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, ликвидации мест дорожно-транспортных происшествий (раздел 3 регионального проекта).

Региональный проект включает в себя паспорт регионального проекта, план мероприятий по реализации регионального проекта (приложение № 1 к региональному проекту), методику расчета дополнительных показателей регионального проекта (приложение № 2 к региональному проекту).

УФК по Хабаровскому краю в качестве обоснования нецелевого расходования денежных средств ссылается на таблицу № 2 Регионального проекта, в которой определен перечень автомобильных дорог местного значения г. Комсомольска-на-Амуре (с разбивкой по видам работ), подлежащих ремонту в 2019-2024 годах в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В ходе внеплановой выездной проверкипо вопросу предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» административным органом было установлено, что Управлением дорожной деятельности в 2019 году в рамках Соглашения за счет средств, источником которых являются средства федерального бюджета, осуществлены расходы по оснащению дорог техническими средствами, по проведению инструментальной диагностики состояния объектов улично-дорожной сети, по ремонту улично-дорожной сети города Комсомольска-на-Амуре, не предусмотренных Таблицей № 2 Регионального проекта.

В этой связи административным органом был сделан вывод о нецелевом использовании заявителем средств федерального бюджета, выразившемся в осуществлении расходов по оплате видов работ, не предусмотренных Таблицей № 2 Регионального проекта.

Возражая относительно выводов административного органа, заявитель и третье лицо ссылаются на то, что таблица № 2 «Перечень автомобильных дорог (улиц) федерального и местного значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по городской агломерации) Комсомольская городская агломерация» не является обязательным приложением к Региональному проекту, не утверждена и не имеет реквизитов. Таблица № 2 является обосновывающей рабочей документацией, подтверждающей протяженность автомобильных дорог, подлежащих приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние, конкретное наименование улиц Комсомольской агломерации, на которых необходимо приведение автомобильных дорог в нормативное состояние. Указанная таблица является рабочим обосновывающим материалом, не устанавливающим конкретные права и обязанности для сторон Соглашения.

Доводы о том, что Таблица № 2 не является документом и не является обязательным приложением к Региональному проекту Хабаровского края «Дорожная сеть» судом отклоняются как необоснованные. В этой части суд соглашается с позицией административного органа, состоящей в следующем.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных проектов в целях реализации федеральных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», доведенными письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2018 № ИА-24/17053 (Раздел 6 Требования к составу регионального проекта) региональный проект должен содержать следующие обязательные разделы (в том числе): приложения к паспорту регионального проекта - Таблица № 2 «Перечень автомобильных дорог (улиц) федерального, регионального и межмуниципального, местного значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по городской агломерации)».

На официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края в разделе Главная/Деятельность/ Дорожная деятельность/Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (https://mintrans.khabkrai.ru/ Deyatelnost/Dorozhnaya-deyatelnost/1261) также размещена Таблица № 2 «Перечень автомобильных дорог (улиц) федерального и местного значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по городской агломерации) Комсомольская городская агломерация».

Кроме того, в ходе проверки Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, проведенной на основании приказа Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 25.08.2020 № 277, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края была представлена заверенная копия Регионального проекта Хабаровского края «Дорожная сеть», также включающая в себя Таблицу № 2 с перечнем автомобильных дорог по Комсомольской городской агломерации.

Таким образом, суд признает обоснованным довод УФК по Хабаровскому краю о том, что Управление дорожной деятельности при реализации Соглашения о предоставлении в 2019 году субсидии бюджету городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 02.04.2019 № 2-2019 (БКАД) должно было руководствоваться, в том числе, Таблицей №2 Регионального проекта и производить расходы по оплате тех видов работ, которые предусмотрены вышеуказанной таблицей.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось представителем административного органа в судебном заседании, 19.03.2021 в Региональный проект внесены изменения № 1 в рамках ежегодного планирования на 2019, 2020 годы, в том числе внесены изменения в Таблицу № 2, а именно: конкретизированы виды работ, проведенные Управлением дорожной деятельности в 2019, 2020 годах.

Изменения утверждены Губернатором Хабаровского края и согласованы заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, ФКУ «Дороги России», ФАУ «Росдорнии», ФКУ ДСД «Дальний Восток», Министерством транспорта, Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управлением ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю, главами городских округов и муниципального образования.

Из пояснений третьего лица следует, что в рамках реализации регионального проекта и в целях достижения результата Правительством Хабаровского края представлен в Росавтодор на согласование региональный проект, актуализированный, в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период (2019-2020г.). Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края совместно с администрацией г. Комсомольска-на-Амуре провело работу по допланированию программы дорожной деятельности регионального проекта на 2019 год, путем включения в нее дополнительных мероприятий по ремонту объектов автомобильных дорог местного значения г. Комсомольска-на-Амуре по результатам выполненных дорожных работ и кассового исполнения.

Разработка регионального проекта и согласование изменений в региональный проект осуществляются в системе оперативного управления «Эталон» (далее - СОУ «Эталон»). В СОУ «Эталон» 19.03.2021 в региональный проект внесены изменения. Листы согласования дублируются на бумажном носителе.

На бумажном носителе изменения в региональный проект согласованы заместителем руководителя Федерального дорожного агентства 13.04.2021, утверждены Врио Губернатора Хабаровского края 09.04.2021г. Дата и время согласования изменений в региональный проект фиксируется СОУ «Эталон», так как сопровождение регионального проекта, внесение изменений осуществляется в указанной системе. Изменения № 1 в региональный проект проходили согласования с Федеральным дорожным агентством в СОУ «Эталон», титульный лист подготовлен в марте 2020 года, в этой связи титульный лист содержит указание на март 2020 года.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время в Таблицу № 2 внесены и согласованы изменения в части видов работ, проведенных Управлением дорожной деятельности в 2019, 2020 годах, в отношении которых УФК по Хабаровскому краю на момент проведения внеплановой выездной проверки было установлено нецелевое расходование бюджетных средств.

На основании изложенного, учитывая, что приложение к паспорту Регионального проекта - Таблица № 2 «Перечень автомобильных дорог (улиц) федерального, регионального и межмуниципального, местного значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по городской агломерации)» приведена в соответствие с фактически проведенными заявителем видами работ, которые ранее не были предусмотрены Таблицей № 2, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, состоящего в нецелевом расходовании бюджетных средств, и выразившемся в осуществлении расходов по оплате видов работ, не предусмотренных Таблицей № 2 Регионального проекта, что вменено пунктами 1 и 2 оспариваемого постановления № 48-12/2020-12 от 09.04.2021г.

В этой части постановление Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю № 48-12/2020-12 от 09.04.2021г. является незаконным и подлежит отмене.

В то же время, суд полагает обоснованным вывод административного органа о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении оплаты денежных обязательств по муниципальному контракту от 30.07.2019 № 156, заключенному с АО «Ростелеком», по целевой статье R1 5393М в сумме 9 869 127,11 руб., подлежащих финансированию по другой целевой статье расходов бюджета (R2 54180).

Как следует из пояснений заявителя, мероприятие «установка камер автоматической фото-видеофиксации нарушения ПДД» выполнялось в рамках регионального проекта «Дорожная сеть», было направлено на достижение целевого показателя «Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Комсомольской городской агломерации Хабаровского края и финансировалось по целевой статье R15393M.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой выездной проверки УФК по Хабаровскому краю установлены следующие обстоятельства.

30.07.2019 между Управлением дорожной деятельности и АО «Ростелеком» заключен муниципальный контракт № 156 на выполнение работ по оснащению перекрестка проспект Ленина – проспект Первостроителей в г. Комсомольске-на-Амуре системами фото-видео фиксации нарушений ПДД на сумму 10 965 696,79 рублей.

По результатам исполнения муниципального контракта от 30.07.2019 №156 Управлением по заявкам на кассовый расход была произведена оплата на общую сумму 10 965 696,79 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 12.12.2019 № 00БГ-001335 (по КБК 011 0409031 Rl 5393М 244 (доп. код 19-Е37) на сумму 9 869 127,11 руб.

При этом, оплата денежных средств в сумме 9 869 127,11 руб., произведенная по целевой статье Rl 5393М, подлежала финансированию по другой целевой статье расходов бюджета R2 54180.

В соответствии с Приложением № 6 к Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н:

- расходы по внедрению автоматизированных и роботизированных
технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением
правил дорожного движения Федерального проекта «Общесистемные меры
развития дорожного хозяйства» подлежат финансированию по целевой статье
R2 54180;

- расходы по финансовому обеспечению дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Федерального проекта «Дорожная сеть» подлежат финансированию по целевой статье R1 53930.

Так, в соответствии с Паспортом федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильныедороги» от 20.12.2018 № 4, в рамках реализации вышеуказанного федерального проекта в 2019 году предполагалось исполнение, в том числе следующей задачи: «Увеличение количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения до 111% от базового количества 2017 года» (пункт 3.2.2. приложения № 1 к Паспорту федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»).

В свою очередь, Паспорт федерального проекта «Дорожная сеть», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20.12.2018 № 4, вообще не предусматривал выполнение задачи по устройству стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Как следует из материалов дела, Управлением дорожной деятельности по заявке на кассовый расход от 12.12.2019 № 00БГ-001335 за счет средств, источником которых являются средства федерального бюджета, произведена оплата денежных обязательств по акту выполненных работ от 30.09.2019 №б/н, по муниципальному контракту от 30.07.2019 № 156, заключенному с АО «Ростелеком», по целевой статье Rl 5393М в сумме 9 869 127,11 руб., в то время, как оплату работ по оснащению дорог системами фото-видео фиксации нарушений ПДД следовало осуществлять по коду бюджетной классификации «R2 54180», за счет средств, доведенных на реализацию проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

Однако, в 2019 году расходным расписанием от 30.04.2019 № 2883 до Управления дорожной деятельности были доведены лимиты бюджетных обязательств только по целевой статье R1 5393Mв сумме 450 000 000,00 рублей, которые в полном объеме были утверждены бюджетной сметой на 2019 год.

На реализацию проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2019 году лимиты бюджетных обязательств Управлению не доводились, что подтверждается данными бюджетного учета и Отчета ф. 0503128 на 01.01.2020.

При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованным вывод административного органа о том, что оплата заявителем работ по установке камер фотовидеофиксации нарушений ПДД по целевой статье «R1 5393М» является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Доказательств, опровергающих данный вывод, заявителем не представлено.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.

В статье 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. При таких обстоятельствах вина Управления дорожной деятельности в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является установленной.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Согласно оспариваемому постановлению от 09.04.2021, административный орган назначил юридическому лицу наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.14 КоАП РФ - в размере 5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению, что в общей сумме составило 1436988,17 руб. При этом общая сумма использованных не по целевому назначению средств составила 28739763,39 руб., из них: 18099379,61 руб. – по пункту 1 постановления, 771256,67 руб. – по пункту 2 постановления, 9869127,11 руб. – по пункту 3 постановления.

Вместе с тем, с учетом признания судом пунктов 1, 2 постановления от 09.04.2021 № 48-12/2020-12 незаконными, суд считает необходимым применить к Управлению дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края административное наказание в виде штрафа в сумме 493456 руб. 35 коп., из расчета 5% от суммы 9869127,11 руб., использованных не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 3 оспариваемого постановления. В остальной части постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 09.04.2021 № 48-12/2020-12 о привлечении Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, признать незаконным и отменить в части размера штрафа, превышающего 493 456 руб. 35 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак