ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6024/2010 от 29.10.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Хабаровск № А73 –6024/2010

«29» октября 2010 г.

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2010г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе  : судьи Шальневой О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в заседании суда дело по иску  Администрации Сельского поселения «Поселок Герби» Верхнебуреинского муниципального района

к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю

о признании недействительным акта передачи имущества

При участии в судебном заседании:

от истца – не явились, о месте и времени судебного разбирательства ответчик уведомлен надлежащим образом, в порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия его представителя;

от ответчика – Кочетова А.Г., по доверенности от 26.01.10 года

от ОАО «РЖД» - Аксенов О.Н., по доверенности от 15.10.09 года, Пинчук Д.О., по доверенности от 19.03.10 года

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сельского поселения «Поселок Герби» Верхнебуреинского муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании акта от 25.11.09 года приема-передачи имущества в собственность истца, с применением последствий признания сделки недействительной в виде обязания ответчика принять обратно переданное по акту имущество – высоковольтной линии 0,4 кВт ст. Герби, протяженностью 10,9624 км, расположенной в п. Герби Верхнебуреинского района от подстанции 35/10кВ (800 м от ТОЦ на восток) до котельной (950 от ТОЦ на восток); от подстанции 35/10 кВ до ТП № 3 очистные (1,5 км от вокзала по направлению на северо-запад); от подстанции 35/10 кВ до ТП № 2 водозабор (560 м от вокзала по направлению юго-запад).

Исковые требования мотивированы тем, что высоковольтная линия передана в собственность муниципальному образованию без земельных участков и трансформаторных подстанций №№ 2, 3, 4, 5  , которые непосредственно присоединены к сетям, в связи с чем возможность надлежащей эксплуатации линии отсутствует.

В судебном заседании 30.09.10 года истец уточнил основания исковых требований. Суду пояснил, что распоряжение ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю от 20.10.09 года № 1682 издано в нарушение действующего законодательства, поскольку при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность ТУ ФАУФИ предварительно не получило согласие у органа местного самоуправления на его принятие, не подготовило соответствующий пакет документов, не решило вопрос об одновременной передаче земельных участков, а, кроме того, незаконно возлагает на муниципальное образование обязанность по содержанию имущества.

Кроме того, истец полагает, что по акту ему передано движимое имущество, - высоковольтные линии, которые являются принадлежностью к главной вещи,   - трансформаторным подстанциям 2, 3, 4, 5, и эксплуатация воздушных электрических линий без трансформаторных подстанций невозможна, в связи с чем акт приема-передачи имущества, как сделка, - также не соответствует закону.

Ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по тем основаниям, что высоковольтные линии непосредственно обслуживают поселок, выполняя функции по передаче электрической энергии. Данное имущество вошло в казну Российской Федерации после приватизации имущества ОАО «РЖД», и как социально значимый объект по договору от 2004 года находился на обслуживании и содержании ОАО «РЖД», в лице его филиала. Трансформаторные подстанции переданы в муниципальную собственность в 2005 году по решению арбитражного суда, однако до сих пор отсутствует акт приема-передачи спорных подстанций, поэтому их следует считать находящимися в федеральной собственности.

Распоряжение от 20.10.09 года принято в пределах компетенции Территориального органа по управлению федеральным имуществом, волеизъявление органа местного управления в лице главы администрации поселения получено путем подписания акта приема-передачи, а отсутствие необходимой совокупности документов для передачи имущества, - не является основанием для признания сделки недействительной.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании с требованиями администрации сельского поселения «Поселок Герби» не согласился. По тем основаниям, что спорные объекты, как объекты коммунально-бытового назначения, не вошедшие в план приватизации ОАО «РЖД», в силу Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 года (приложение № 3) отнесены к муниципальной собственности, поскольку находятся на территории муниципального образования и предназначены для обслуживания жилищного фонда и социальных объектов населенного пункта, - то есть для решения вопросов местного значения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД", в соответствии с пунктом 7 которого Министерству имущественных отношений РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ предписано утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Во исполнение данного постановления Министерством имущественных отношений РФ, Министерством финансов РФ и Министерством путей сообщения РФ издано совместное распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р об утверждении соответствующего перечня, в который в числе прочих вошли инженерные сооружения и коммуникации к жилым домам, расположенным в поселке Герби, в том числе здания четырех трансформаторных подстанций 10/04 (инв. №№ 011018, 011019, 011030, 011031, 011040), подлежащие передаче в муниципальную собственность.

Решением арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-1382/2005 признано незаконным бездействие Администрации Верхнебуреинского района, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность объектов, указанных в распоряжении № 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.04 года, и администрация обязана по решению суда принять в муниципальную собственность, в том числе, и вышеобозначенные здания четырех трансформаторных подстанций.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 02.09.09 года, право собственности на высоковольтную линию 0,4 кВт ст. Герби, протяженностью 10,9624 км, расположенной в п. Герби Верхнебуреинского района от подстанции 35/10кВ (800 м от ТОЦ на восток) до котельной (950 от ТОЦ на восток); от подстанции 35/10 кВ до ТП № 3 очистные (1,5 км от вокзала по направлению на северо-запад); от подстанции 35/10 кВ до ТП № 2 водозабор (560 м от вокзала по направлению юго-запад), - зарегистрировано за Российской Федерацией, на основании Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 года  .

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 20.09.09 года, утвержден Перечень имущества, составляющего казну РФ и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Поселок Герби», - в виде вышеуказанной высоковольтной линии.

Согласно акту приема-передачи от 25.11.09 года, утвержденному Территориальным управлением и главой администрации сельского поселения «Поселок Герби», имущество в муниципальную собственность принято.

Полагая, что сделка по передаче имущества в муниципальную собственность, оформленная актом приема-передачи от 25.11.09 года, не соответствует действующему законодательству, в связи с отсутствием волеизъявления муниципального образования и нарушения порядка передачи имущества, истец обратился в суд с настоящим иском.

Как установлено судом, здания трансформаторных подстанций и спорные воздушные линии электропередач, в своей совокупности, предназначены для обслуживания жилищно-бытового хозяйства поселка Герби.

По сведениям территориального органа, земельный участок, на котором расположены трансформаторные подстанции, относится к неразграниченным землям.

В силу ст. 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.01 года «О введении в действие земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Следовательно, доводы истца, что линии электропередач незаконно переданы муниципальному образованию без трансформаторных подстанций, без оформления земельных участков, что препятствует эксплуатации линии передач, - противоречит материалам дела.

Спорные линии электропередач, как уже указывалось выше, предназначены для решения вопросов местного значения, и не являются ни одной из указанных в п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности.

В силу пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Кроме того, как следует из обстоятельств дела, спорные линии электропередач непосредственно присоединены к ранее переданным в муниципальную собственность трансформаторным подстанциям, а потому в силу статьи 135 ГК РФ должны следовать, как вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, судьбе этой главной вещи.

Не принимаются во внимание доводы истца об отмене Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 437 ряда распоряжений и постановлений Правительства РФ о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, так как Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1, которым предусмотрена передача в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения, указанных в Приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, является действующим.

Давая оценку спорной сделке на предмет соответствия требованиям специальных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы распоряжения имуществом при создании, деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", - пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, общим нормам, регулирующим вопросы приватизации государственного, муниципального имущества, - статье 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", суд находит, что оспариваемая сделка не противоречит нормам гражданского законодательства, законодательства о приватизации

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения.

Таким образом, установив, что спорное имущество в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования «Поселок Герби» и его содержание относится к вопросам местного значения, суд приходит к выводу о соответствии распоряжения Территориального управления от 20.09.09 года требованиям части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных правовых актов, и акта приема-передачи имущества, как сделки, основанной на указанном распоряжении.

Право собственности на объекты коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.

Следовательно, не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты отнесены законом к муниципальной собственности и на органах местного самоуправления лежит обязанность по их принятию.

При этом причины, послужившие основанием для отказа Администрации, не имеют правового значения при передаче спорного объекта в муниципальную собственность, поскольку закон не ставит в зависимость от наличия указанных обстоятельств обязанность органов местного самоуправления принять на содержание объекты коммунально-бытового назначения, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав их приватизируемого имущества.

Доказательств, что ТУ Росимущества не приняло к сведению волеизъявление муниципального образования, по материалам дела не имеется. Подписав акт приема-передачи, глава администрации сельского поселения, таким образом не оспорил соответствующее Распоряжение от 20.09.09 года.

Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.07 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.

Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Администрации сельского поселения «Поселок Герби» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании недействительным акта приема передачи имущество от 25.11.09 года и применении последствий недействительности сделки - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья О.В. Шальнева