ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6083/14 от 04.08.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6083/2014

04 августа 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д. Орловой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 25.04.2014 № 289

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности № 0804/29/192-14 от 02.07.2014г.; ФИО2 по доверенности № 0804/29/152-14 от 26.06.2014г.;

от административного органа: ФИО3 по доверенности № 01.0-15593 от 31.12.2013г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 28.07.2014 по 04.08.2014.

Сущность спора:   открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – ОАО «Ростелеком», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора) от 25.04.2014 № 289, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель ОАО «Ростелеком» на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Роспотребнадзора считает постановление законным и обоснованным.

Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Установлено следующее.

При проведении административного расследования на основании определения о возбуж­дении дела об административном правонарушении от 25.11.2013, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 25.11.2013, по заявлению гражданина установлено оказание ОАО «Ростелеком» абоненту по лицевому счету <***> услуг связи по передаче данных и оказание телематических услуг не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, а именно п. п. 18, 22, 23 Правил оказания телематических услуг связи, п. п. 19 Правил оказания услуг связи по передаче данных при заключении договора на оказание услуг связи 27.07.2013 г.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО «Ростелеком» извещено письмом от 11.12.2013 № 04.0-14476, о чем имеется почтовая карточка (л.д. 40).

20.03.2014 по результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, с участием представителя ФГУ общества, составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Определением от 28.03.2014 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно почтового уведомления определение вручено ОАО «Ростелеком» 11.04.2014.

25.04.2014 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО4 вынесено постановление № 289, которым ОАО «Ростелеком» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» на тер­ритории Российской Федерации оказываются услуги связи операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В силу части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Оказание телематических услуг связи регламентируется Правилами оказания телематиче­ских услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила № 575), а услуг по передаче данных Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила № 32).

Согласно пункта 17 Правил № 575 договор об оказании услуг связи заключается в письменной фор­ме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту, или путем осуществления конклюдентных действий.

Подпунктом «и» пункта 22 Правил № 575 предусмотрена обязанность в договоре, заклю­чаемом в письменной форме, указывать тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематиче­ских услуг связи в российских рублях.

В соответствие с подпунктом «в» пункта 23 Правил в договоре должны быть указаны существен­ные условия, в том числе, тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телемагических услуг связи.

ОАО «Ростелеком» с гражданкой Б. лицевой счет <***> 27.07.2013 в письменной форме заключен договор № <***> на оказание телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, а именно предоставление доступа к сети Интернет (телематические услуги связи) и услуг связи по передаче на условиях тарифного плана «Сити» и об оказании услуг интерактивного телевидения на условиях тарифного плана «Единый Федеральный продукт» с пакетом телеканалов «Популярный» и дополнительной опцией «Мультирум», в котором не указаны тарифы и тарифные планы для оплаты телематических услуг связи в российских рублях.

В указанном договоре в пункта 5 указаны тарифный план «Сити», «Единый Федеральный продукт» без указания стоимости данных тарифов в рублях, что является нарушением подпункта «и» пункта 22 Правил № 575.

Часть 2 статьи 10 «Закона о защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 определяет перечень обязательной информации о товарах (работах, услугах), одним из которых является - цена в рублях.

По информации ОАО «Ростелеком» от 28.11.2013 № 0804/05/17913 - 13 актуальная инфор­мация о действующих тарифных планах размещена на сайте, зарегистрированном как средство массовой информации, а также в центрах продаж и обслуживания клиентов Хабаровского филиала ОАО «Ростелеком» и по телефону справочной службы ОАО «Ростелеком» - 800 100 0 800.

Судом данный довод не принимается, информация о тарифных планах, размещенная на сайте, в центрах продаж и обслужива­ния клиентов не является приложениями к договорам и не может служить неотъемлемой частью договора, поскольку носит общий характер и не отражает условия договора абонента.

Разделом 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных от 23.01.2006 № 32, Правилами оказания телематиче­ских услуг связи от 10.09.2007 N 575 определен порядок и условия заключе­ния договора.

В соответствии истребованиями пунктом 19 Правил № 32 для заключения договора заявитель подает оператору связи заявление в 2 экземплярах по форме, устанавливаемой оператором связи. Заявление регистрируется оператором связи. Один экземпляр остается у оператора связи, другой вручается заявителю. Порядок регистрации заявлений о заключении договора устанавливается оператором связи. Аналогичное положение закреплено пункте 18 Правил № 575.

Как следует из обращения гражданки Б. лицевой счет <***>, заявление на заключе­ние договора оператору связи ею не подавалось.

ОАО «Ростелеком» на определение об истребовании сведений от 25.11.2013 Управлению также не предоставлено письменное заявление гражданки Б. на заключение договора об оказании услуг связи ОАО «Ростелеком», тем самым ОАО «Ростелеком» нарушило требования пункта 18 Правил № 575 и пункта 19 Правил № 32.

Таким образом, административным органом установлено оказание ОАО «Ростелеком» абоненту по лицевому счету № <***> телематических услуг и услуг связи по передаче услуг связи, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите потребителей):

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Однако, вменяемые административным органом нарушения пункта 17, подпункта «и» пункта 22, подпункта «в» пункта 23 Правил оказания телематических услуг связи от 10.09.2007 N 575 не устанавливают порядка (правил) выполнения работ либо оказания населению услуг. Данные пункты отражены в разделе II Правил № 575 – Порядок и условия заключения договора.

Абонент, обратившийся с заявлением в Управление Роспотребнадзора не высказывает претензий по подключению услуги связи по передаче данных, а так же не указывается на некачественное оказание услуг связи по передаче данных.

Административным органом не учтено, что частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).

При таких обстоятельствах, административным органом не установлено, материалы настоящего дела не свидетельствуют о том, что ОАО «Ростелеком» оказало услугу связи с нарушением требований нормативных правовых актов.

Аналогичная ситуация складывается и по второму нарушению, где вменяемое административным органом нарушение пункта 19 Правил оказания услуг связи по передаче данных от 23.01.2006 № 32 не устанавливает порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг. Данный пункт отражен в разделе II Правил № 32 – Порядок и условия заключения договора.

Абонент, обратившийся с заявлением в Управление Роспотребнадзора, не высказывает претензий по подключению услуги связи по передаче данных, а так же не указывается на некачественное оказание услуг связи по передаче данных.

При таких обстоятельствах, административным органом не установлено, материалы настоящего дела не свидетельствуют о том, что ОАО «Ростелеком» оказало услугу связи с нарушением требований нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 25.04.2014 № 289, признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников