ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6117/18 от 27.07.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6117/2018

22 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2018 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Д.Л. Малашкина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.И. Спицыной,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 680030, <...>)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску (ОГРН<***>, ИНН <***>; место нахождения: 680023, <...>)

о взыскании 128 542 руб. 53 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности №2 от 10.01.2018,

от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности №40/Д-24 от 19.04.2018,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (далее – истец, НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта», Региональный оператор) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел российской Федерации по городу Хабаровску (далее – ответчик, УМВД России по г. Хабаровску) о взыскании 137 864 руб. 44 коп., в том числе: 125 923 руб. 73 коп. - задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2014 по 31.03.2017 и 11 938 руб. 71 коп. – пени за неуплату взносов на капитальный ремонт.

Определением суда от 24.04.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением от 18.06.2018 суд на основании части 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание на 11.07.2018 в 14 часов 30 минут.

В предварительном судебном заседании истец на основании статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 127 885 руб. 84 коп., из которых: 119 100 руб. 58 коп. - задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД за период с 01.09.2014 по 31.03.2017 и 8 785 руб. 26 коп. – пени за неуплату взносов на капитальный ремонт за период с 10.10.2014 по 19.03.2018 .

Уменьшение размера исковых требований принято судом к рассмотрению.

Определением от 11.07.2018 дело назначено к судебному разбирательству на 27.07.2018 в 10 часов 30 минут.

В судебном заседании представитель истца на основании статьи 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД за период с 01.09.2014 по 31.03.2017 в размере 119 104 руб. 58 коп. и пени за неуплату взносов на капитальный ремонт в размере 9 437 руб. 95 коп., всего 128 542 руб. 53 коп.

Увеличение размера исковых требований принято судом к рассмотрению, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Представитель истца поддержал исковые требования с учетом уточнения их размера, в обоснование привел обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и возражениях на отзыв ответчика.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, поддержала возражения, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к отзыву, ссылалась на то, что до 2018 года платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт истец не выставлял и в адрес УМВД России по г. Хабаровску не направлял, в связи с чем до 2018 года финансирование для уплаты взносов на капитальный ремонт не выделялось ответчику; претензию истца в сентябре 2017 года не получали. Кроме того, представитель ответчика заявила о применении срока исковой давности в части требования за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.09.2013 №260-пр принято решение об учреждении НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта», как регионального оператора осуществляющего свою деятельность на территории Хабаровского края. Функции учредителя возложены на Министерство ЖКХ Хабаровского края.

НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.2013.

В соответствии со статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности регионального оператора входит,в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких МКД, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт Региональный фонд в судебном порядке вправе потребовать их принудительного взыскания в фонд капитального ремонта.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, в оперативном управлении у УМВД России по г. Хабаровску находятся нежилые помещения, расположенные по следующим адресам:

- 680007, <...>, пом. I(1-42, 44-61) площадью 146,3 кв.м – с 20.09.2013;

- 680013, <...>, пом. I(1-27, 51, 52) площадью 310,6 кв.м – с 18.08.2016;

- 680018, <...>, пом. I(1-12, 41-46) площадью 264,8 кв.м; пом. I(13,14,38-40) площадью 139,8 кв.м; пом. I(15-37) площадью 276,4 кв.м – с 13.04.2017;

- 680021, <...>, пом. II(1-20) площадью 362 кв.м – с 18.08.2016.

Многоквартирные дома, в которых находятся нежилые помещения, закрепленные за ответчиком на праве оперативного управления,включены в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 № 479-пр, с учетом дополнений, внесенных постановлениями Правительства Хабаровского края от 26.05.2014 № 166-пр и от 30.12.2015 № 493-пр.

Постановлением Администрации города Хабаровска № 2063 от 26.05.2014 утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа «Город Хабаровск», в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данный перечень включены, в том числе многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Шевчука, д. 36А; ул. ФИО3, <...>

Как следует из материалов дела, начиная с мая 2017 года НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» ежемесячно выставляет ответчику счета на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В счете № 9501 от 31.05.2017 истец дополнительно выставил к оплате перерасчет за предыдущий период с сентября 2014 г. по апрель 2017 г. на сумму 43 968,52 руб.

Согласно расчету НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» за период с 01.09.2014 по 31.03.2018 ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД на общую сумму 134 943 руб. 50 коп.

УМВД России по г. Хабаровску оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД в установленные законом сроки не производило.

01.09.2017 истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 01.09.2017 № 13-04/5873 с требованием оплатить задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 111 831 руб. 92 коп. в срок до 23.09.2017.

Претензия оставлена УМВД России по г. Хабаровску без ответа и удовлетворения.

Из расчета истца следует, что УМВД России по г. Хабаровску оплатило взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД за январь и февраль 2018 года на сумму 15 838 руб. 92 коп. В остальной части обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества ответчик не исполнил.

В результате образовалась задолженность за период с 01.09.2014 по 31.03.2018 в размере 119 104 руб. 58 коп. (согласно уточненному расчету истца).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» в арбитражный суд с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение учреждению имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу № 304-ЭС15-6285.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, право оперативного управления зарегистрировано за УМВД России по г. Хабаровску:

- на нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, пом. I(1-42, 44-61) – 20.09.2013;

- на нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, пом. I(1-27, 51, 52) – 18.08.2016;

- на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, пом. I(1-12, 41-46), пом. I(13,14,38-40), пом. I(15-37) – 13.04.2017;

- на нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, пом. II(1-20) – 18.08.2016.

В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ и статье 6 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 №296, собственники помещений в многоквартирном доме должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или на счете регионального оператора) в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной нормативно-правовым актом субъекта РФ региональной программы, в которую включен МКД.

В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы утверждена Постановлением Правительства Хабаровского края № 479-пр от 31.12.2013 и опубликована на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 31.12.2013.

Многоквартирные дома, в которых находятся нежилые помещения, закрепленные за ответчиком на праве оперативного управления,включены в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы.

На основании постановления Администрации города Хабаровска № 2063 от 26.05.2014 фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> формируется на счете регионального оператора.

Таким образом, обязанность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД возникла:

- в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, пом. I(1-42, 44-61) – с 01.09.2014;

- в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, пом. I(1-27, 51, 52) – с 18.08.2016;

- в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>, пом. I(1-12, 41-46), пом. I(13,14,38-40), пом. I(15-37) – с 13.04.2017;

- в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, пом. II(1-20) – с 18.08.2016.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2014 год установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 № 450-пр; на 2015 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2014 № 333-пр; на 2016 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 10.07.2015 № 185-пр, на 2017 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2016 № 165-пр., на 2018 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 № 192-пр.

Расчет задолженности произведен истцом исходя из общей площади нежилых помещений ответчика и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, установленного на соответствующий год за период:

- по помещению, расположенному по адресу: <...>, пом. I(1-42, 44-61) – с 01.09.2014 по 31.03.2018;

- по помещениям, расположенным по адресам: <...>, пом. I(1-27, 51, 52) и ул. Кооперативная, д. 3, пом. II(1-20) – с 01.09.2016 по 31.03.2018;

- по помещениям, расположенным по адресу: <...>, пом. I(1-12, 41-46), пом. I(13,14,38-40), пом. I(15-37) – с 01.05.2017 по 31.03.2018.

Согласно уточненному расчету истца, общий размер взносов на капитальный ремонт, начисленных ответчику по спорным помещениям за период с 01.09.2014 по 31.03.2018, составляет 134 943 руб. 50 коп.

Уточненный расчет начисления взносов на капитальный ремонт ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.

Судом расчет начисления взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.03.2018 на сумму 134 943 руб. 50 коп. проверен, является верным.

По расчету истца, за минусом оплаты за январь и февраль 2018 года в сумме 15 838 руб. 92 коп. (платежные поручения № 587538 от 19.03.2018 и № 723170 от 28.03.2018) размер задолженности ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт составляет 119 104 руб. 58 коп.

Между тем, с дополнением к отзыву на иск ответчик представил платежное поручение № 598675 от 28.05.2018 на сумму 7 919 руб. 46 коп., которым подтверждается оплата взносов на капитальный ремонт за март 2018 года.

Истец при уточнении исковых требований данный платеж не учел.

Таким образом, размер задолженности ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД составляет 111 185 руб. 12 коп. (119 104 руб. 58 коп. - 7 919 руб. 46 коп.).

Доказательств оплаты долга на указанную сумму ответчик не представил.

В отзыве на иск и в ходе судебного разбирательства ответчик заявил о применении исковой давности в части требований за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года.

Согласно статьям 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В данном случае истцом заявлены требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.03.2018.

С настоящим иском НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» обратилась в арбитражный суд 18.04.2018, согласно штампу канцелярии суда.

Учитывая срок для уплаты взносов на капитальный ремонт (до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем), установленный частью 1 статьи 155 ЖК РФ, и заявление ответчика о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности в отношении требований за период с 01.09.2014 по 31.03.2015, размер которых составляет 3 834 руб. 52 коп.

Во взыскании задолженности на указанную сумму следует отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности, о применении которой заявил ответчик.

Довод ответчика о не направлении в его адрес счетов на оплату отклоняется судом, как опровергаемый материалами дела (счета на оплату начиная с мая 2017 года приобщены в материалы дела). Кроме того, само по себе указанное обстоятельство не освобождает ответчика от установленной законом обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, размер которых определен нормативными актами, информация о них является открытой.

Довод ответчика о не выделении ему до 2018 года лимитов бюджетных обязательств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД также подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от установленной законом обязанности оплатить соответствующие взносы.

На основании изложенного исковое требование о взыскании основного долга по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД подлежит удовлетворению частично – в сумме 107 350 руб. 60 коп. (111 185 руб. 12 коп. - 3 834 руб. 52 коп.).

Истцом также заявлено требование о взыскании пени за неуплату взносов на капитальный ремонт в размере 9 437 руб. 95 коп.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Факт неуплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД подтверждается материалами дела.

Расчет пени осуществлен истцом, исходя из сумм задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за каждый месяц, начиная с мая 2017 года по февраль 2018 года в соответствии с выставленными на оплату ответчику счетами, за период просрочки оплаты с 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по 19.03.2018, с применением ключевой ставки Банка России 7,25%. Согласно расчету истца размер пени составил 9 437 руб. 95 коп.

Проверив расчет пени, представленный истцом, суд признает его ошибочным, так как истцом неверно определены суммы задолженности, на которые подлежит начислению пеня, и периоды просрочки оплаты.

Так, истец принял за основу для начисления пени суммы, выставленные к оплате в счетах за период с мая 2017 года по февраль 2018 года.

Между тем, в счетах за период с мая по сентябрь 2017 года НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» неоднократно выставляло к оплате перерасчеты за предыдущий период с сентября 2014 года по апрель 2017 года. Суммы взносов, которые истец выставлял к оплате ответчику по указанным счетам, не соответствуют сумме начислений по взносам на капитальный ремонт, указанным в уточненном расчете задолженности.

Начало периодов просрочки оплаты истец определяет без учета изменений, внесенных в часть 14.1 статьи 155 ЖК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 355-ФЗ, согласно которым пеня начисляется, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.

Кроме того, на основании заявления ответчика подлежит применению исковая давность и из расчета пени подлежит исключению сумма задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.03.2015 в размере 3 834 руб. 52 коп.

Судом самостоятельно произведен расчет пени в соответствии с правилами части 14.1 статьи 155 ЖК РФ и с учетом того, что счета на оплату истец начал выставлять с мая 2017 года.

Так, за май 2017 года ответчику следовало уплатить в срок до 10.06.2017 текущие взносы на капитальный ремонт в размере 7 919 руб. 46 коп., а также задолженность за предшествующий период с 01.04.2015 по 30.04.2017 (с учетом срока исковой давности) в размере 43 994 руб. 92 коп., всего 51 914 руб. 38 коп.

На указанную сумму задолженности подлежат начислению пени за период с 10.07.2017 по 19.03.2018 (253 дня) с применением ключевой ставки Банка России 7,25%. Размер пени составляет 3 174 руб. 13 коп.

Далее, начиная с июня 2017 года по январь 2018 года, пени следует начислять на сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за каждый месяц в размере 7 919 руб. 46 коп. за период просрочки оплаты, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по 19.03.2018.

Взносы за февраль 2018 года ответчик оплатил 28.03.2018, т.е. до истечения тридцати дней, следующих за днем наступления установленного срока оплаты. Следовательно, оснований для начисления пени на сумму задолженности за февраль 2018 года не имеется.

По расчету суда, всего за период просрочки оплаты с 10.07.2017 по 19.03.2018 размер пени составляет 4 932 руб. 98 коп.

В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ, а также разъяснений пункта 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7) подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Согласно пункту 71 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

При взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 73 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 Гражданского кодекса) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

Ответчик ходатайство об уменьшении подлежащей взысканию неустойки не заявил, доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства не представил.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд не усматривает очевидной несоразмерности неустойки, рассчитанной судом, последствиям нарушения обязательства. Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, в материалах отсутствуют, в связи с чем оснований для уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ не имеется.

Рассмотрев возражения ответчика и оценив представленные им доказательства, суд не находит оснований для применения положений статьи 401 ГК РФ и освобождения ответчика от ответственности за нарушение обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Отсутствие у ответчика бюджетного финансирования на исполнение соответствующих обязательств до 2018 года не является основанием, освобождающим от ответственности за нарушение обязательства.

При таких обстоятельствах исковое требование о взыскании пени за неуплату взносов на капитальный ремонт подлежит удовлетворению частично – размере 4 932 руб. 98 коп.

Истцу при принятии искового заявления к производству была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 АПК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Поскольку ответчик в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина взысканию с ответчика в бюджет не подлежит.

Учитывая статус истца и его имущественное положение суд на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации считает необходимым освободить истца от уплаты государственной пошлины в части требований, в удовлетворении которых судом отказано.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» основной долг в размере 107 350 руб. 60 коп., пени за период с 10.07.2017 по 19.03.2018 в размере 4 932 руб. 98 коп., всего 112 283 руб. 58 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.Л. Малашкин