Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-6120/2009
«17» июня 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2009 г., изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 17.06.2009 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Зимина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю
о привлечении к административной ответственности ООО «Дальоптик» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2009 г.;
от лица, привлекаемого к ответственности – директор ФИО2, протокол от 14.01.2009 г., паспорт <...>, ФИО3 по доверенности от 28.05.2009 г.
Сущность спора: Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО «Дальоптик» (далее – Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Заявителя на заявленном требовании настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, мотивируя тем, что Обществом в период с 05.01.2009 г. по 04.05.2009 г. осуществлялась деятельность по производству медицинской техники (очки коррегирующие) без наличия на то лицензии.
Представители общества с заявленным требованием не согласились по основаниям, изложенным в отзыве полагая при этом, что Обществом не осуществлялась деятельность подлежащая лицензированию - производство медицинской техники (очки коррегирующие), а только лишь осуществлялся гарантийный ремонт и мелкий ремонт очков солнцезащитных и коррегирующих, для чего лицензия не требуется.
Суд установил:
С 27.04.2009 г. по 07.05.2009 г. Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю на основании Распоряжения № 83-р от 27.04.2009 г. проведена проверка деятельности ООО «Дальоптик» на предмет возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий по производству медицинской техники, в ходе проведения которой административным органом выявлен факт производства медицинской техники (очки коррегирующие) без наличия на то лицензии.
Результаты проверки отражены в акте от 06.05.2009 г.
По указанному факту 12.05.2009 г. Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю в отношении ООО «Дальоптик», в присутствии законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении № 1-пмт по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю обратилось с настоящим заявлением и материалами административного производства в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на индивидуальных предпринимателей, административного штрафа - от четырех до пяти тысяч рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
В силу подпункта 49 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) производство медицинской техники подлежит лицензированию.
На основании действующего законодательства корригирующие очки относятся к изделиям медицинской техники (код по Общероссийскому классификатору продукции ОКП - 94 4260) и должны быть зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с Приказом Минздрава России от 02.07.1999 N 274 "О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации".
Пунктом 1 Положения о лицензировании производства медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 33 (далее Положение № 33) определен порядок лицензирования производства медицинской техники, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая промышленное производство и индивидуальное изготовление медицинской техники.
Согласно пункта 50 статьи 17 Закона N 128-ФЗ установлено, что деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники подлежит обязательному лицензированию (исключение - если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 32 утверждено Положение о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение N 32), пунктом 1 которого определен порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
На основании п. 4 Положения N 32 техническим обслуживанием является поддержание и восстановление исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению.
Таким образом, законодатель определил изготовление медицинской техники и её обслуживание, в том числе ремонт, как самостоятельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Согласно лицензии серии М № 017722 от 05.01.2004 г. сроком действия до 05.01.2009 г. ООО «Дальоптик» Министерством промышленности, науки и технологий РФ разрешено производство медицинской техники.
На момент рассмотрения дела судом Обществом представлено уведомление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 03-10479/09 от 29.05.2009 г. о разрешении ООО «Дальоптик» деятельности по производству медицинской техники (лицензия № 99-03001503 сроком действия с 26.05.2009 г. по 26.05.2014 г.).
Как следует из материалов дела, в инкриминируемый административным органом период времени, ООО «Дальоптик» осуществляло только ремонт медицинской техники (техническое обслуживание), что безусловно подтверждается материалами дела, а именно Журналом контроля качества изготовления очков с даты 06.01.2009 г. по 11.05.2009 г., согласно которому Обществом производился гарантийный ремонт и замена деталей техники (замена замка, крепежного болта, чистка оправы, пайка заушника и т.д.), при этом иных доказательств, подтверждающих производство медицинской техники - «очки коррегирующие» материалы дела не содержат, не представлены они административным органом в ходе рассмотрения дела.
При этом, указание в акте на фактическое осуществление Обществом деятельности без лицензии на производство медтехники в спорный период, при наличии лицензии на амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, наличие оборудования на рабочем месте и сотрудников общества, допущенных к работе по изготовлению медицинской техники, по мнению суда не может служить доказательством фактического изготовления такой медицинской техники.
При таких обстоятельствах, административным органом не доказано событие административного правонарушения со стороны ООО «Дальоптик» по изготовлению медицинской техники - «очки коррегирующие» без лицензии.
В силу правил, закрепленных в частях 5 и 6 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 1.5. КоАП РФ закреплена презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Следовательно, доказыванию административным органом подлежал факт того, что общество в указанные период непосредственно осуществляло деятельность по изготовлению медицинской техники, при этом таких доказательств суду не представлено как в ходе производства по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в настоящем судебном заседании.
Таким образом, отсутствие события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о рассматриваемом правонарушении, в связи с чем, у суда не имеется оснований для применения к ООО «Дальоптик» конкретной меры административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, ч. 2 ст. 14.1, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ,арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управлению Росздравнадзора по Хабаровскому краю о привлечении к административной ответственности ООО «Дальоптик» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Е.В. Зимин