ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6130/2010 от 09.07.2010 АС Хабаровского края

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73 –6130/2010

«09» июля 2010 г.

Резолютивная часть судебного акта объявлена 09.07. 2010г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.

рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по дов. № 13539/02-07 от 24.12.2009 г., ФИО2 по дов. № 13540/02-07 от 24.12.2009 г.

от Росреестра – представитель ФИО3 по дов. № 66 от 16.11.2009 г.

В судебном заседании, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв с 05.07. по 09.07.2010 года.

УСТАНОВИЛ:

Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее заявитель и Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее Росреестр, регистрационная служба) о признании незаконным отказа Росреестра от 14.05.2010 года № 01/061/2010-841 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – сооружение – Нижний пруд, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 22948,0 кв.м и обязании зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.

Требования заявителя основаны на положениях ст. 130,131, 132, 164 Гражданского кодекса РФ, поскольку испрашиваемый к регистрации права на него объект, является сооружением, то есть объектом недвижимости, право собственности на которое, подлежит регистрации в силу ст. 4, ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вывод госрегистратора о том, что спорный объект является не комплексным сооружением, а водным объектом неверен, в связи с чем, отказ в регистрации права собственности за муниципальным образованием незаконен.

Представители заявителя в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали.

Росреестр в отзыве и его представитель в судебном заседании, требования заявителя отклонили, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным. Возражая против доводов заявителя, регистрационная служба указала на следующее: правовая экспертиза представленных к регистрации права документов, показала, что заявленный на регистрацию объект – это не сооружение, а водный объект. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении Водного кодекса Российской Федерации» обособленные водные объекты исключены из категории объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Согласно п.2 ст. 130 ГК РФ, п.2 ст. 31 Водного кодекса РФ, регистрации права собственности на спорный объект – не требуется.

С согласия представителей участников, руководствуясь ч.4 ст. 137 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании первой инстанции.

Судом установлены следующие обстоятельства:

15.01.2009 года Департамент обратился в Управление федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО о принятии на учет как бесхозяйного имущества объекта недвижимости – Нижний пруд, площадью 22948 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Объект принят на учет в качестве бесхозяйного 26.01.2009 года, о чем выдано соответствующее свидетельство, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.

По истечении года, со дня постановки объекта на учет как бесхозяйного, Департамент обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозное имущество.

Решением районного суда от 19.03.2010 года требования Департамента были удовлетворены, суд признал право муниципальной собственности на объект недвижимости: Нижний пруд, общей площадью 22 948 кв.м, расположенный по адресу <...> за муниципальным образованием городской округ «Город Хабаровск». Решение вступило в законную силу 30.03.2010 года.

Заявлением от 30.04.2010 года Департамент в лице его представителя обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю о регистрации права муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск» на сооружение - Нижний пруд, общей площадью 22948,0 кв.м на основании решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 19.03.2010 г. № 2-1660/ и выдаче свидетельства о регистрации. К заявлению были приложены: копия решения суда от 19.03.2010 г., кадастровый паспорт сооружения, доверенность представителя.

Письмом от 14.05.2010 года № 01/061/2010-841 Регистрационная служба отказала Департаменту в государственной регистрации права, указав, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим регистрации со ссылкой на ст. 1, п.1 ст. 4 Закона о государственной регистрации, ст. 130 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Водного кодекса РФ, положения Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении Водного кодекса РФ», указав, что из представленных документов и в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами «обособленные объекты» исключены из категории объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Они признаны неотъемлемой частью земельного участка. В силу вышеуказанного, права на такое имущество как на самостоятельный объект не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и с дело с ним.

Не согласившись с такими действиями Росреестра, и полагая, что оспариваемым отказом нарушаются права Департамента, как органа, уполномоченного управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, и право муниципальной собственности которого на объект недвижимости, признано вступившим в законную силу судебным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п.1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации определены основания для государственной регистрации прав, одним из которых являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п.1 статьи 20 данного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, регистрационная служба отказала Департаменту в государственной регистрации права муниципальной собственности, полагая, что объект, право на которое желает зарегистрировать заявитель, не подлежит регистрации, поскольку сам объект не является самостоятельной недвижимой вещью, то есть является не сооружением, а водным объектом.

Суд отклоняет данные утверждения исходя из следующего.

В силу ч.1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По материалам дела установлено, что спорный объект – наименованием «Нижний пруд», ранее являлся бесхозяйной вещью. Процедура признания его таковым произведена в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Так, в соответствии порядком признания вещи бесхозяйной, определенным частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок, касающийся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 №627).

В соответствии с пунктом 5 раздела II указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 21 Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Согласно пункту 27 после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества по форме согласно приложению N 1.

Из буквального толкования пунктов вышеуказанного Положения, следует, что постановка на учет осуществляется компетентным органом в отношении бесхозяйных вещей являющихся по определению недвижимостью.

При этом в соответствии с пунктом 14 Положения, до внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет.

Поскольку спорный объект был поставлен на учет в соответствии с данным нормативным актом, следовательно, у регистрирующего органа не возникло сомнений об определении заявленного к постановке на учет объекта именно как недвижимой вещи.

Согласно абз.2 ч.3 ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что Департамент, в силу предоставленных ему полномочий, как орган наделенный функциями по управлению муниципальным имуществом, и осуществивший постановку спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, обратился в районный суд с соответствующим заявлением.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19.03.2010 года по делу №2-1660/10 признано право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ «Город Хабаровск» на объекты недвижимости, в том числе, Нижний пруд, общей площадью 22948 кв.м Решение вступило в законную силу.

Далее, заявитель обратился в Росреестр для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности в порядке, установленном Положением, пункт 31 которого говорит о том, что соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности.

Между тем, на момент регистрации права на объект ранее поставленного на учет как самостоятельного объекта недвижимости, регистрационная служба пришла к выводу, что Департамент желает осуществить регистрацию права на водный объект, а не на сооружение с наименованием «Нижний пруд».

Согласно п.4 статьи 1 Водного кодекса РФ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно понятиям, данным в «Общероссийском классификаторе основных фондов» ОК013-4 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359, дата введения в действие 01.01.1996) к подразделу "Сооружения" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Согласно кадастровому и техническому паспортам, спорный объект поставлен на кадастровый и инвентарный учет как сооружение, включающее в себя различные элементы: мостики, причал, фонтаны, водопад, составляющие с ним единое целое. То есть, спорный объект подпадает под понятие именно сооружения, поскольку представляет собой взаимосвязанный по своему функциональному назначению единый комплекс, состоящий из отдельных конструктивных сооружений, составляющих единое целое.

Кроме того, в подтверждение доводов о том, что объект, о регистрации которого испрашивает заявитель, действительно является сооружением, Департаментом даны пояснения о том, что для эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии всех элементов сооружения его облуживание осуществляется тремя различными организациями, в том числе и организацией выполняющей услуги по заполнению сооружения водой. В подтверждение чему представлен акт приемки выполненных работ за май 2010 года с подрядчиком МУП г. Хабаровска «Южное».

Кроме того, регистратор, самостоятельно выдвигая утверждение, что спорный объект является водным объектом, права на которые не подлежат государственной регистрации не учел, что Департамент обратился с заявлением не о регистрации самостоятельного водного объекта, а сложного единого объекта – сооружения, которое было признано в установленном порядке объектом недвижимости.

Следовательно, доводы Росреестра об определении спорного объекта как водного объекта являются несостоятельными, а отказ в регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение наименованием «Нижний пруд» со ссылкой на п.1 ст. 20 Закона о регистрации, незаконным.

При таких обстоятельствах, требования заявителя судом удовлетворяются.

В целях восстановления нарушенных прав заявителя, выразившихся в невозможности управлять и распоряжаться муниципальным имуществом и на основании ст. 201 АПК РФ суд обязывает Росреестр осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 176,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Требования Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, выраженный в письме от 14.05.2010 года № 01/061/2010-841 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – сооружение – Нижний пруд, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 22 948,0 кв.м

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение – Нижний пруд, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 22 948,0 кв.м

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая