АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-6135/2010
«23» июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2010 г., изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 23.07.2010 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Зимина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ФРГ»
об оспаривании постановления административной комиссии городского округа «Город Хабаровска № 01/437 от 16.04.2010 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 директор;
от административного органа – ФИО2 по доверенности № 1332 от 20.04.2010 г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «ФРГ» (далее – ООО «ФРГ», Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии городского округа город Хабаровск № 01/437 от 16.04.2010 г., которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
Учитывая согласие сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.06 г. № 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что ООО «ФРГ» не является единоличным пользователем прилегающей к зданию кафе «Блин» территории.
Представитель административного органа в заседании суда возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование постановления удовлетворено судом в порядке ст. 208 АПК РФ, как обоснованно заявленное.
СУД УСТАНОВИЛ:
18.03.2010 г. при объезде территории города ведущим специалистом административно-технического контроля выявлен факт нарушения действующих на территории города Хабаровска правил, выразившихся том, что по адресу: <...> на прилегающей территории кафе «Блин» со стороны ул. Дикопольцева не выполнены работы по отчистке от снега, с момента окончания последнего снегопада прошло более суток.
Факт установленных нарушений зафиксирован путем проведения 18.03.2010 г. фотосъемки, одновременно в отсутствии представителя Общества административным органом составлен акт от 18.03.2010 г.
По результатам проверки 16.04.2010 г. в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, адмистративной комиссией в отношении ООО «ФРГ» составлен протокол № 437 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
16.04.2010 г. административной комиссией городского округа город Хабаровск в отсутствие законного представителя ООО «ФРГ», при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 01/437, которым Общество привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 7, 9, 10, 11, 12, 17.1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 г. № 721. Сумма штрафа составила 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее - Правила), которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.
Согласно п.п. 1 п. 1 Правил настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с п.п. 14 п. 6 Правил прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц;
Пунктом 7 Правил установлено, что физические и юридические лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к следующим объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание:
1) жилым домам (в том числе индивидуальным), административным, производственным и торговым зданиям, объектам образования, объектам здравоохранения, памятникам и домам культуры, театрам, стадионам, улицам, проспектам, площадям, набережным, пляжам, вокзалам, строительным площадкам, местам индивидуальных захоронений, кладбищам, гаражно-строительным кооперативам, гаражам индивидуальных владельцев;
2) павильонам, киоскам, палаткам, лоткам, телефонным кабинам, опорам и фонарям уличного освещения, световым и другим рекламным установкам, щитам для газет и объявлений, малым архитектурным формам, ограждениям, газгольдерам;
3) мостам, переходам, колодцам водопроводных, канализационных, тепловых, пристенных дренажей, ливневой канализации, электрическим и телефонным сетям, водоразборным колонкам, водостокам, пожарным водоемам, прудам, трансформаторным подстанциям, антенным установкам, подъездным путям, дворовым туалетам.
В соответствии с пунктом 9 Правил прилегающая территория подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями.
В соответствии с пунктом 9 Правил, прилегающая территория подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
В силу пункта 10 Правил уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с асфальтобетонным покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до асфальтобетона. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.
Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов. Территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение суток после окончания снегопада (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 12 Правил, при производстве зимних уборочных работ запрещается разбрасывание и складирование снега на проезжей части улиц, озелененных территориях, тротуарах, отмостках, проездах, площадках, на территории газгольдеров и контейнерных площадках.
Кроме того пунктом 17.1 Правил запрещен сброс и размещение в неустановленных местах, в том числе на крышках люков, камер, решетках дождеприемных колодцев, придорожных лотках, озелененных территориях, грунта, материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков, снега, уличного смета и других отходов производства и потребления.
Как следует из материалов дела, на момент проверки ведущим специалистом управления административно-технического контроля были выявлены вышеуказанные нарушения Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск», указанные в протоколе об административном правонарушении от 16.04.2010 г. и постановлении о привлечении к административной ответственности от 16.04.2010 г.
Наличие факта допущенного нарушения действующих на территории города Хабаровска правил, выразившийся в том, что на момент проверки 18.03.2010 г. по адресу: <...> на прилегающей территории кафе «Блин» со стороны ул. Дикопольцева не выполнены работы по отчистке от снега, подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении, актом, материалами фотосъемки.
Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит изменению в части вида назначенного наказания по следующим основаниям:
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Санкция ч. 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или административный штраф от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению, на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 5000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая факт совершения Обществом правонарушения впервые в установленный период, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции в части назначения наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, заменив меру наказания на предупреждение, что в полном объеме согласуется с положениями ст.ст. 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о нарушении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, установленном ст. 28.5 КоАП РФ по мнению суда не является самостоятельным обстоятельством, влекущим признание постановления о привлечении незаконным и отмене, поскольку данное нарушение не является существенным.
Так, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении, при условии, что лицу, в отношении которого составлен протокол, обеспечены гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Нарушений со стороны административного органа положений ст. 28.2 КоАП РФ в отношении ООО «ФРГ» в суде не установлено, не указывает на такие нарушение и сам Заявитель, ссылаясь лишь на фактическое составление протокола с нарушением срока.
Ссылка заявителя на устранение 19.03.2010 г. нарушения не исключает ответственности за допущенное нарушение, а лишь является основанием для применения положений ст. 4.2 КоАП РФ при назначении наказания и определении его размера, что и было сделано судом в данном случае при изменении вида наказания.
Доводы заявителя относительно отсутствия у последнего обязанности по уборке прилегающей территории проверялись судом и признаны последним необоснованными, поскольку Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденные Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 являются действующими и распространяют свое действие на всех субъектов правоотношений не зависимо от форм собственности и правового статуса, которые осуществляют свою деятельность в пределах границ, определенных данными Правилами, следовательно у ООО «ФРГ» существует такая обязанность, в том числе и по уборке непосредственно прилегающей к кафе территории в соответствии с указанными выше пунктами Правил.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии городского округа «Город Хабаровска № 01/437 от 16.04.2010 г., которым ООО «ФРГ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях признать незаконными и изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб., заменив меру административного наказания на предупреждение.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Е.В. Зимин