ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6230/20 от 08.06.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                       дело № А73-6230/2020

15 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 15.06.2020.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявлениеОбщества с ограниченной ответственностью «Тристо» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681008, <...> (13)

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680000, <...>)

о признании недействительным решения № 218 от 24.03.2020.

при участии в судебном заседании:

от ООО «Тристо» - ФИО1 по дов. № 4 от 09.01.2020, диплом;

от Управления контроля – ФИО2 по дов. № 7 от 17.01.2020, диплом.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Тристо» (далее – заявитель, ООО «Тристо») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Управление контроля, лицензирующий орган) с заявлением, в соответствии с требованием которого просит суд:

- признать недействительным решение Управления контроля № 218 от 24.03.2020.

Управление контроля отзыв на заявление не представило.

Признав дело подготовленным к судебном разбирательству и с согласия представителей сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению спора по существу в одном судебном заседании.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении. В целях устранения нарушенных прав просила обязать Управление контроля внести изменения в реестр лицензий Хабаровского края об исключении МКД по адресу: <...>, из управления ООО «Тристо».

Представитель Управления контроля в судебном заседании возражала против удовлетворения требования заявителя, сославшись на необходимость соблюдения лицензирующим органом приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, а также на законодательную неурегулированность вопроса об исключении из реестра лицензий МКД из управления управляющей организации при признании МКД аварийным. Также сообщила, что весь пакет документов был возвращен заявителю. Представила к материалам дела копии документов, которые остались у Управления контроля.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

В соответствии с лицензией от 08.10.2015 № 027-000203, выданной ООО «Август-ДВ Ком», и агентским договором управления общим имуществом многоквартирным домом от 01.06.2016 № Щ-144/3-2016 общество с июня 2016 года осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом в <...>.

В соответствии с переоформленной решением лицензирующего органа от 08.05.2019 № 1707-р лицензией от 08.10.2015 № 027-000203, выданной ООО «Август-ДВ Ком», с мая 2019 года деятельность по управлению этим многоквартирным домом и по тому же договору управления осуществляет ООО «Тристо».

По заключению городской межведомственной комиссии от 25.04.2018 № 5 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома в <...> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15.05.2018 № 1061-па многоквартирный дом в <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Также Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре принято постановление от 28.05.2018 № 1179-па «Об организации выселения граждан с признанием многоквартирного дома в <...> аварийным и подлежащим сносу». Реализация постановления возложена на Управление ЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре.

19.06.2019 между ООО «Тристо» и Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре заключено Соглашение о расторжении с 19.06.2019 договора управления общим имуществом многоквартирным домом от 01.06.2016 № Щ-144/3-2016.

Письмом от 20.06.2019 № 3-9/511 Управление ЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре известило директора ООО «Август ДВ Ком» и ООО «Тристо» ФИО3 о том, что по состоянию на 19 июля 2019 года жилой дом № 144 корпус 3 по ул. Щорса полностью расселен, всем гражданам представлены жилые помещения, заключены договоры социального найма. По окончанию работ по отключению электроснабжения необходимо предоставить информацию в адрес УЖКХ.

В отсутствие необходимости управления МКД № 144, корпус 3 по ул. Щорса, вследствие признания его аварийным, подлежащем сносу и расселением всех граждан из МКД, ООО «Тристо» обратилось в Управление контроля с заявлением от 05.03.2020 (вх. № 573202.2-8 от 11.03.2020) о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края и исключении этого МКД из управления обществом.

При этом к заявлению ООО «Тристо» приложило копии следующих документов: договор управления общим имуществом многоквартирным домом от 01.06.2016 № Щ-144/3-2016 и соглашение от 19.06.2019 о расторжении договора; заключение городской межведомственной комиссии от 25.04.2018 № 5; постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15.05.2018 № 1061-па, от 28.05.2018 № 1179-па; письмо Управления ЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20.06.2019 № 3-9/511.

Решением Управления контроля от 24.03.2020 № 218 отказано во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края, возвращено заявление и документы ООО «Тристо»в соответствии с пп. «б» п. 7 и пп. «а» п. 9 Порядка от 25.12.2015 № 938/пр, в связи несоблюдением требований, установленных пп. «а» п. 5 Порядка, а именно:

- к заявлению овнесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края не приложены документы, предусмотренные пп. «а», пп. «б» п. 3 Порядка;

- к заявлению не приложена копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий.

Не согласившись с решением Управления контроля от 24.03.2020 № 218 и считая его незаконным, ООО «Тристо» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и оценив их в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, вносятся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения на официальном сайте соответствующего органа государственно жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены частью 2 статьи 198 ЖК РФ. Перечень многоквартирных домов в реестре лицензий субъекта Российской Федерации подлежит изменению в случаях заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиатом. Лицензиат обязан в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 200 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений о заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиата, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Приказ № 938/пр).

Приказ № 938/пр устанавливает порядок, определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ. Согласно подпункту «б» пункта 2 Приказа № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения об основаниях заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом.

Пунктом 3 Приказа № 938/пр предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе следующие документы:

а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра.

Пунктом 5 Приказа № 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Приказа № 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 7 Приказа № 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Согласно пункту 9 Основаниями Приказа № 938/пр для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.

Как следует из оспариваемого решения лицензирующего органа, основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края и возвращению документов фактически послужило непредставление лицензиатом в соответствии с подпунктами «а», «б» и «г» пункта 3 Приказа № 938/пр следующих документов:

а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом;

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра.

Однако лицензирующим органом при принятии спорного решения необоснованно не учтено следующее.

Многоквартирный дом № 144, корпус 3 по ул. Щорса в г. Комсомольске-на-Амуре находится в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», относится к муниципальному жилищному фонду для предоставления гражданам по договорам социального найма.

Договор управления МКД от 01.06.2016 № Щ-144/3-2016 заключен между управляющей организацией и муниципальным образованием (с собственником МКД).

Законодательство Российской Федерации предусматривает случаи, на основании которых договор управления может быть расторгнут (прекратить действие) по инициативе управляющей организации, в том числе по соглашению сторон (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае расторжения (прекращения действия) договора управления по основанию, предусмотренному статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. по соглашению сторон, стороны (собственники помещений в многоквартирном доме и управляющая организация) могут определить порядок управления многоквартирным домом на период до выбора новой управляющей организации или иного способа управления многоквартирным домом. В этом случае, необходимо руководствоваться порядком, о котором договорились стороны. Однако, если никакого особого порядка предусмотрено не было, управляющая организация вправе прекратить исполнение обязанностей по договору управления с даты, определенной соглашением сторон.

Как следует из соглашения от 19.06.2019 о расторжении договора управления МКД от 01.06.2016 № Щ-144/3-2016 ООО «Тристо» иМуниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» пришли к соглашению о расторжении договора с 19.06.2019.

При этом как установлено судом по материалам дела фактическим основанием расторжения договора послужили следующие обстоятельства:

- признание МКД № 144, корпус 3 по ул. Щорса аварийным и подлежащим сносу (постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15.05.2018 № 1061-па);

- выселение граждан в связи с признанием МКД аварийным и подлежащим сносу (постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2018 № 1179-па);

- полное расселение МКД по состоянию на 19.09.2019, предоставление гражданам жилых помещений и заключение договоров социального найма (письмо Управления ЖКХ Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20.06.2019 № 3-9/511).

Учитывая изложенное, оснований для применения положений статьи 200 ЖК РФ, подпунктов «а», «б» и «г» пункта 3 Приказа № 938/пр о необходимости представления лицензиатом перечисленных в них документов, по мнению суда, у Управления контроля не имелось. При этом представленные ООО «Тристо» документы являются достаточными для принятия решения об исключении МКД из реестра лицензий управляющей организации.

Принимая во внимание изложенное, и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемое решение является незаконным, нарушает права заявителя в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В качестве устранения допущенных нарушений и руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязывает Управление контроля внести изменения в реестр лицензий Хабаровского края об исключении МКД по адресу: <...>, из управления ООО «Тристо».

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению плательщику за счет Управления контроля.

Руководствуясь статьями 110, 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Тристо» удовлетворить.

Признать недействительным решение Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 24.03.2020 № 218.

Обязать Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края внести изменения в реестр лицензий Хабаровского края об исключении многоквартирного дома по адресу: 681008, <...>, из управления Обществом с ограниченной ответственностью «Тристо».

Взыскать с Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тристо» 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Тристо» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 29.04.2020 № 359 государственную пошлину в сумме 3000 руб. На возврат государственной пошлины выдать справку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                        С.Д. Манник