ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6253/13 от 28.04.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-6253/2013

05 мая 2015 года

 Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2015.

 Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Н.Л.Коваленко,

 при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Агафоновой,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>)

к открытому акционерному обществу «Хабаровскводтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 680000, <...>) 

о взыскании 10 076 424,00 рублей,

при участии:

от истца: до перерыва: ФИО1, представитель по доверенности № 1-11-8118 от 18.08.2014;

 от ответчика: ФИО2 по доверенности от 20.01.2015; ФИО3 по доверенности от 20.01.2015.

Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее – МИО, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к  открытому акционерному обществу «Хабаровскводтранс» (далее – ОАО «Хабводтранс», Общество) о взыскании задолженности по перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли, полученной по результатам хозяйственной деятельности за 2011 год, в размере 10 076 424 рублей.

Требования мотивированы тем, что Законом Хабаровского края от 06.12.2011 № 149 «О краевом бюджете на 2012 год» краевым государственным унитарным предприятиям за 2011 год установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет в размере 65 процентов (часть 1 статьи 4). ОАО «Хабводтранс» является правопреемником по всем обязательствам КГУП «Хабводтранс» в отношении всех его кредиторов и должников, включая спорные обязательства. В соответствии с формой расчета, согласованной с МИО края, часть чистой прибыли КГУП «Хабводтранс», подлежащая перечислению в краевой бюджет за 2011 год, составила 15 114 636 рублей. В 2012 году ОАО «Хабводтранс» перечислено 5 038 212 рублей, в связи с чем задолженность по перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности за 2011 год составляет 10 076 424 руб. 

Представитель истца иск поддержал, настаивал на удовлетворении требований в заявленном размере.

Представители ответчика иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве, указали на неисполнимость судебных актов, обязывающих Общество перечислить в доход краевого бюджета больше прибыли, чем было фактически получено за отчетный период. Ссылались на наличие пробела в законодательстве и неправильном истолковании судами Закона о бюджете края. 

В рамках рассмотрения спора, по ходатайству ответчика, по делу назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено НП «Федерация Судебных Экспертов» АНО «Центр бухгалтерских экспертиз». По результатам проведенной экспертизы в суд представлено  заключение эксперта ФИО4 б/н (том 2, л.д. 56-74).

        После исследования заключения эксперта, от ответчика поступило ходатайство о назначении дополнительной финансово-экономической экспертизы.  В обоснование заявленного ходатайства указано, что экспертиза проведена не в полном объеме и не содержит полных ответов на ряд поставленных вопросов, в ряде случаев отсутствует обоснование выводов по поставленным вопросам. 

      Ходатайство ответчика о назначении дополнительной судебной  финансово-экономической экспертизы судом удовлетворено, по делу назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручено  экспертам ООО «Аудиторская фирма «Эксперт» ФИО5, ФИО6 По результатам проведенной экспертизы в суд представлено  заключение эксперта от 25.02.2015.

      После проведенных экспертиз представитель истца поддержала исковые требования в соответствии с доводами искового заявления.

     Представители ответчики возражали против удовлетворения в заявленном размере по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнительном отзыве. Подтвердили свою позицию по делу, настаивая на применении процента отчислений от чистой прибыли в размере 20%. В случае принятия предложенной истцом ставки отчислений от чистой прибыли 65%, с учетом выводов экспертов, сумма 4 881 788 рублей является максимальной, поскольку её уплата будет означать расходование 100% чистой прибыли, полученной  предприятием.

     Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ

     Как следует из материалов дела, ОАО «Хабаровскводтранс» создано (дата регистрации в ЕГРЮЛ 13.04.2012г.) путем преобразования в порядке приватизации КГУП «Хабарвоскводтранс» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений края от 30.12.2011г. №1857, является правопреемником КГУП «Хабаровскводтранс» по его обязательствам, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

      Согласно пункту 1.4. Устава КГУП «Хабаровскводтранс» от 30.06.2003 учредителем указанного предприятия является Хабаровский край в лице Министерства имущественных отношений края. Имущество находится в собственности Хабаровского края и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 3.1).

      Пунктом 3.9 Устава была предусмотрена обязанность предприятия ежегодно перечислять в краевой бюджет  часть  прибыли,  остающейся  в его распоряжении после уплаты  налогов и иных  обязательных платежей, в размерах и в сроки, которые  определяются  нормативно-правовыми актами  законодательной  Думы  и Правительства Хабаровского края.

      В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002    № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Законом № 171 государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении  после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в соответствии с установленным уполномоченным  органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.

      По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности КГУП «Хабаровскводтранс», проводившейся в 201 году, установлено занижение суммы прибыли, подлежащей перечислению в бюджет края по итогам деятельности предприятия за 2011 год, в связи с неверным учетом произведенных расходов и полученных доходов.

      В результате выявленных проверкой данных изменился расчет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет в спорный период, в связи с неправильно примененным обществом нормативом отчислений, установленным законами о краевом бюджете на соответствующий год.

      Законом Хабаровского края от 06.12.2011 № 149 «О краевом бюджете на 2012 год» краевым государственным унитарным предприятиям за 2011 год установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет в размере 65 процентов (часть 1 статьи 4).

 В соответствии с формой расчета, согласованной МИО края, часть чистой прибыли КГУП «Хабаровскводтранс», подлежащая перечислению в краевой бюджет за 2011 год, составила 15 114 636 рублей.

В 2012 году ОАО «Хабводтранс» перечислено 5 038 212 рублей, в связи с чем, по расчетам истца,  задолженность по перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности за 2011 год составляет 10 076 424 руб. 

На основании  распоряжения Минимущества края от 30.12.2011 №1857 КГУП «Хабаровскводтранс» 13.04.2012 преобразовано в ОАО «Хабаровскводтранс».

В связи с невозможностью взыскать задолженность по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2011 год, Министерство, как главный администратор доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей краевых государственных унитарных предприятий,  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к правопреемнику - ОАО «Хабаровскводтранс».

 Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд руководствуется следующим.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

        Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.

        Предусмотренное абзацем 2 указанного пункта право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

      В соответствии с приведенными выше федеральными законами статьей 1 Закона №171 определено, что размер части прибыли краевого государственного унитарного предприятия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет (чистой прибыли), для перечисления в краевой бюджет определяется как соответствующая нормативу отчислений от чистой прибыли процентная доля суммы чистой прибыли предприятия.

       Законом о краевом бюджете на очередной финансовый год утверждаются норматив отчислений от чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год и норматив отчислений от чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности предприятия в очередном году.

         Согласно ст.2 Закона №171 предприятия перечисляют в краевой бюджет часть чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности за отчетный год равными долями в сроки не позднее 15 мая, 15 августа и 15 октября года, следующего за отчетным.

         Статьей 4 Закона Хабаровского края от 16.12.2011г. №149 «О краевом бюджете на 2012 год» предусмотрено:

    «Установить краевым государственным унитарным предприятиям, получившим в 2011 году доходы в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом, норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 год в размере 65 процентов.

      Остальным краевым государственным унитарным предприятиям установить норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 год в размере 20 процентов (часть 1 ст.4).

      Установить вышеуказанным краевым государственным унитарным предприятиям, направившим в 2011 и 2012 годах не менее 80 процентов чистой прибыли на финансирование вложений в объекты основных производственных средств, норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 и 2012 годы в размере 10 процентов (ч.3 ст. 4).

       Аналогичные нормативы были установлены и статьей 4 Закона Хабаровского края от 09.12.2009 № 288 «О краевом бюджете на 2010 год», статьей 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 № 57 «О краевом бюджете на 2011 год».

        Указанные нормативы были известны предприятию до 2010 года. Предприятие при планировании своей хозяйственной деятельности в текущем году самостоятельно определяет приоритетные направления расходования средств, в том числе и на финансирование вложений в основные средства, с учетом утвержденных обязательных нормативов по перечислению в бюджет.

      По результатам проверки установлено,  что  предприятие получало доходы в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом, для таких предприятий установлен  норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 год в размере 65 процентов.

      Следовательно, не имеется оснований для применения процента отчислений от чистой прибыли предприятия в размере 20%  (вместо установленных 65%), как установлено частью 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 16.12.2011 №149 «О краевом бюджете на 2012 год».

      Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 АПК РФ).

      Правовая норма статьи  4 Закона Хабаровского края от 16.12.2011г. №149 «О краевом бюджете на 2012 год» ответчиком в установленном порядке не признана недействительной. Ссылка ответчика о наличии пробела в законодательстве и о невозможности применения законов о бюджете края, действовавших в спорный период, подлежит отклонению как несостоятельная.

       Доводам ответчика о неправильном толковании указанного выше Закона Хабаровского края уже была дана оценка судами в рамках рассмотрения дела № А73-9928/2013, имеющего в силу ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.

       Не согласившись с расчетом чистой прибыли, ответчиком было заявлено ходатайство о назначении судебной финансово-экономической экспертизы,    в целях установленияисточников формирования чистой прибыли предприятия за 2011 год, определения суммы прибыли, использованной предприятием за 2011 год; размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

      По данному делу назначалась судебная финансово-экономическая экспертиза и дополнительная экспертиза, результаты которых изложены в заключении эксперта  НП «Федерация Судебных Экспертов» АНО «Центр бухгалтерских экспертиз» ФИО4 б/н (том 2, л.д. 56-74).

     Поскольку экспертиза проведена не в полном объеме и заключение не содержит полных ответов на ряд поставленных вопросов, в ряде случаев отсутствует обоснование выводов по поставленным вопросам, судом назначена  дополнительная  финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Аудиторская фирма «Эксперт» ФИО5, ФИО6 По результатам проведенной экспертизы в суд представлено  заключение эксперта от 25.02.2015, в котором отражены подробные и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы: указаны источники формирования чистой прибыли предприятия за 2011 год, с указанием по видам деятельности; определена сумма прибыли, использованная предприятием за 2011 год, - 41 688 тыс. руб.; определена прибыль, направленная предприятием на финансирование вложений в объекты основных производственных средств за 2011 год, - 48% от суммы чистой прибыли. Экспертами определено, что чистая прибыль для расчета суммы отчислений в краевой бюджет за 2011 год составила 19 235 тыс. руб.; с учетом норматива отчислений- 65%, размер чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством, составит 12 503 тыс. руб. (по расчету МИО края – 15 114 636 руб.).

      При этом, экспертами в ответе на 2 вопрос  указано на наличие ошибки, допущенной предприятием при заполнении Отчета о движении капитала, поскольку в Отчете не отражены расходы на социальные выплаты и на материальное поощрение в общей сумме 7 420 тыс. руб.

       Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ экспертные заключения, а также доказательства, представленные сторонами спора в материалы дела, на основании которых даны указанные заключения, суд пришел к выводу о том, что заключение экспертов ООО «Аудиторская фирма «Эксперт» ФИО5, ФИО6 от 25.02.2015 отвечает принципу достоверности, использованные экспертом сведения, методики, подходы и существенные факторы сформировали достоверный размер чистой прибыли.

 Заключение экспертов ООО «Аудиторская фирма «Эксперт», в отличие от заключения эксперта ФИО4,  соответствует требованиям ст. 86 АПК РФ. Оснований сомневаться в объективности заключения судебного эксперта от 25.02.2015 у суда не имеется, поскольку оно содержит подробное описание проведенного исследования, экспертами ФИО5 и ФИО6 даны ответы детально и на все поставленные вопросы, противоречий в заключении эксперта установлено не было.

Доказательства, опровергающие выводы судебных экспертов, в материалы дела не представлены.

      В связи этим, ОАО «Хабаровскводтранс» как правопреемник КГУП «Хабаровскводтранс» обязан уплатить в бюджет 7 464 788 руб. задолженности по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2011 год, с учетом перечисленных в 2012 году 5 038 212 рублей (12 503 000 руб. – 5 038 212 руб.). За основу принят расчет чистой прибыли, произведенный судебными экспертами ООО «Аудиторская фирма «Эксперт» ФИО5, ФИО6 Расчет экспертами произведен исходя из предложенной Министерством имущественных отношений ставки отчислений от чистой прибыли в размере 65%.

      В остальной части исковые требования Министерства удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением в арбитражном суде относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

 Согласно платежным поручениям № 80 от 06.02.2014г., № Р00000457 от 11.07.2014, № 22 от 23.01.2015 ОАО «Хабаровскводтранс» на основании счетов на оплату, определений суда о назначении судебной финансово-экономической экспертизы и дополнительной экспертизы перечислено на депозитный счет Арбитражного суда Хабаровского края  315 000 рублей (240 000 рублей за проведение финансово-экономической экспертизы; 75 000 рублей – за проведение дополнительной экспертизы).

 Судом указанные документы принимаются в качестве доказательства судебных издержек. Учитывая, что указанные расходы понесены ответчиком, они подлежат распределению между истцом и ответчиком пропорционально удовлетворенным требованиям (7 464 788 руб. - 74,10%), в составе судебных издержек на основании ст. 110 АПК РФ. С Министерства в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы за проведение экспертиз в размере 81 585 руб. (25,9% от 315 000 рублей).

В силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.Министерство освобождено от уплаты госпошлины в соответствии с п. 1 ст.333.37 НК РФ.

          Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с  открытого акционерного общества «Хабаровскводтранс»     в доход бюджета Хабаровского края задолженность по перечислению части чистой прибыли в размере 7 464 788 рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Хабаровскводтранс»  в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 54 376 руб. 15 коп.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества «Хабаровскводтранс» судебные расходы за проведение экспертизы в размере 81 585 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                              Н.Л.Коваленко