ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-627/13 от 28.03.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-627/2013

04 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2013 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Дальгипротранс»

об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 29.12.2012г. № 98-21,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 17.12.2012;

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2, действующей по доверенности от 22.01.2013г. № 01-29-277.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства» (далее – ОАО «Дальгипротранс», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – Инспекция, административный орган) от 29.12.2012г. № 98-21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 21.03.2013г. суд, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произвел замену Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края на ее правопреемника – Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.03.2013 по 28.03.2013.

В заседании суда представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Не оспаривая факта вменяемого административного правонарушения, просил освободить Общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния.

Представитель Главного контрольного управления с заявленными требованиями не согласился, позицию изложил, согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Дальгипротранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 680000, <...>) является застройщиком объекта капитального строительства «Третья очередь 10-16-этажного жилого дома со встроено-пристроенными учреждениями обслуживания в железнодорожном районе по ул. Большой в г. Хабаровске. Блок-секция № 13/14».

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Согласно пункту 3 части 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ, контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2009 №223-пр, органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в рассматриваемый период являлась инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.

25.10.2012г. ОАО «Дальгипротранс» представило в инспекцию государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края отчетность за 3 квартал 2012 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства объекта «Третья очередь 10-16-этажного жилого дома со встроено-пристроенными учреждениями обслуживания в железнодорожном районе по ул. Большой в г.Хабаровске. Блок-секция № 13/14».

В представленной ОАО «Дальгипротранс» отчетности, в строке 11 приложения № 2 были отражены неисполненные договоры в количестве 6 штук, общая сумма обязательств по которым составила 20 362 тыс. рублей. При этом, в нарушение пункта 8 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645, ОАО «Дальгипротранс», при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам, не представило в составе отчетности за 3 квартал 2012 года справку с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.

24.12.2012г. главным специалистом надзорно-аналитического отдела Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО2 по факту представления отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за 3 квартал 2012 года не в полном объеме, в отношении ОАО «Дальгипротранс», в присутствии представителя общества – начальника ОКСа ФИО3, действующего на основании доверенности №3024/25-30 от 20.12.2012, составлен протокол № 13-21-П06/2012 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (24.12.2012г. в 14 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. 1301) Общество извещалось уведомлением от 18.12.2012г. № 3-2117, врученным по месту нахождения Общества под входящий № 4699 от 18.12.2012.

24.12.2012г. первым заместителем начальника Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО4 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в области долевого строительства на 29.12.2012г. в 12 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. 1314, которое вместе с протоколом об административном правонарушении от 24.12.2012г. вручено по месту нахождения Общества 25.12.2012 под входящий № 4801, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на сопроводительном письме от 25.12.2012 № 5-2146.

29.12.2012г. вышеуказанным должностным лицом инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 98-21, которым ОАО «Дальгипротранс» признано виновным в совершении административного правонарушения в области долевого строительства, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) установлены Правилами представления ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

В состав отчетности включаются отчеты по формам, согласно приложениям №1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения (пункт 6 Правил).

Согласно пункту 7 Правил, застройщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.

В соответствии с пунктом 8 Правил, форма, предусмотренная приложением №2 к настоящим Правилам («Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства»), заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору.

При наличии расторгнутых договоров за отчетный период представляется справка с указанием оснований расторжения каждого договора.

При наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам в составе от­четности предоставляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.

Как следует из материалов дела, в отчетности за 3 квартал 2012 года, представленной ОАО «Дальгипротранс» в инспекцию государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, в строке 11 «Информация об исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве» приложения № 2 по объекту «Третья очередь 10-16-этажного жилого дома со встроено-пристроенными учреждениями обслуживания в железнодорожном районе по ул. Большой в г. Хабаровске. Блок-секция № 13/14» застройщиком были отражены неисполненные договоры в количестве 6 штук, общая сумма обязательств по которым составила 20 362 000 рублей.

Вместе с тем, в составе представленной ОАО «Дальгипротранс» отчетности за 3 квартал 2012 года, в нарушение пункта 8 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности отсутствовала справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, то есть отчет был представлен не в полном объё­ме, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривался представителем заявителя в судебном заседании.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.

Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По своей юридической конструкции правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку непредставление застройщиком соответствующей отчетности в полном объеме  препятствует осуществлению уполномоченным органом контроля и надзора в области долевого строительства.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений при нарушении законодательства в сфере долевого строительства, суд не находит оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у заявителя обстоятельств, препятствующих исполнению Обществом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. В данном случае Обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях выполнения требований закона, не был осуществлен должный контроль за соблюдением обязанности по представлению в уполномоченный орган соответствующей отчетности в полном объеме.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом всесторонне, полно и объективно. Не установив обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность правонарушителя, Инспекция обоснованно применила в отношении общества минимальный размер штрафа, установленный санкцией части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным административным органом подлежит отклонению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1.3.2 «Положения об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2009 №223-пр, органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является инспекция государственного строительного надзора Правительства края.

Согласно пункту 1.6. Положения, в предмет контроля и надзора в области долевого строительства входит контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контроль за соблюдением законодательства о долевом строительстве.

В силу пунктов 3.2., 3.2.5. Положения, Инспекция для выполнения возложенных на нее задач в пределах предоставленных полномочий и в установленном действующим законодательством порядке вправе при осуществлении контроля и надзора в области долевого строительства составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012 г. № 421-р «О главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края» определено, реорганизовать органы исполнительной власти края в форме присоединения к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края и государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края.

Пунктом 4 Распоряжения Губернатора Хабаровского края от 24 августа 2012г. № 421-р «Об утверждении установлено, что главное контрольное управление Правительства Хабаровского края является правопреемником по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений:

инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края;

государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края;

главного контрольного управления Губернатора Хабаровского края.

Согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края прекратила свою деятельность при присоединении, о чем 14.01.2013г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за номером 2132721001411.

Также 14.01.2013г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2132721001422 о реорганизации Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в форме присоединения, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края действовала в рамках предоставленных ей полномочий и в соответствии с компетенцией, установленной статьёй  23.64 КоАП РФ, Положением об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30.07.2009г. № 223-пр.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ОАО «Дальгипротранс» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 29.12.2012г. № 98-21 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак