ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6298/2012 от 11.09.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6298/2012

14 сентября 2012 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 11 сентября 2012г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.М. Левинталь

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жолондзь Д.В.

  рассмотрев в заседании суда дело по иску  Закрытого акционерного общества «Альянс Транс-Азия» (ИНН 7702684192, ОГРН 5087746089052)

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

о взыскании 13 673 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – от истца - Кенжиханов А.С, представитель по доверенности от 22.11.11г.;

от ответчика - Мамугина Т.А., представитель по доверенности №1003 от 21.08.12г.

Закрытое акционерное общество «Альянс Транс-Азия» (далее – истец, ЗАО «Альянс Транс-Азия») обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «РЖД» (далее – ответчик, перевозчик) о взыскании 13 673 руб. неустойки за просрочку доставки вагона № 51303709 по  ж/д накладной № ЭЫ 757092.

Представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал на то, что нормативный срок доставки – 15 июля 2011г., указанный в накладной срок доставки 17.07.2011г. рассчитан неверно, согласно отметке в накладной груз выдан грузополучателю 11 августа 2011г. в связи с чем просрочка доставки груза составила 27 суток.

Представитель ОАО «РЖД» иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал на перебор тарифа и возврат истцу суммы 6 198 руб., в связи с чем провозная плата составила по спорной накладной 7 475 руб. (без НДС). При этом указал, что спорный вагон согласно вагонному листу прибыл в Хабаровск 13.07.2011г., был подан на путь необщего пользования грузополучателю ООО «Дальнефтетранс» 16.07.2012г. согласно памятке приемосдатчика № 835840. В дальнейшем он следовал по накладной ЭЬ859917 в ремонт (грузоотправитель ЗАО «Альянс Транс-Азия», грузополучатель ООО «Дальневосточная вагоноремонтная компания»). Отправлен 07.08.2011 со ст. Хабаровск 2 на станцию Бурея Заб.ж.д. по накладной ЭЬ859917. Полагает, что истец не доказал прибытие и получение грузополучателем спорного вагона 11.08.2011г. на ст.Хабаровск 2 в связи с чем отсутствуют основания для взыскания заявленной суммы неустойки.

Ответчик заявил ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ и снижении неустойки.

Грузополучатель ООО «Дальнефтетранс» на запрос суда представил памятку приемосдатчика № 835840, согласно которой спорный вагон подан на путь необщего пользования 16.07.2012г., а также договор на подачу-уборку вагонов по ст. Хабаровск 2.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 11.09.2012г. до 16 ч. 30 мин.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно ж/д накладной № ЭЫ 757092 от ж/д станции КомсомольскДВост. ж.д. грузоотправителем ЗАО «АльянсТранс-Азия» в адрес грузополучателя ООО «Дальнефтетранс» на станцию назначения Хабаровск 2 направлена порожняя вагон-цистерна № 51303709 из-под груза 30/ООН 1267, нефть сырая, 3 АК 315. Срок доставки по ж/д накладной истекает 17.07.2011г.Как следует из отметок в ж/д накладной указанный вагон прибыл на станцию назначения 11.08.2011 г., оригинал накладной выдан 11.08.2011г.

Полагая, что срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с «Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом», утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003г. № 27 (далее - Правила исчисления сроков), перевозчиком превышен, грузоотправитель направил в его адрес претензию № 2/79-12 от 10.02.2012 г. на 13 673 руб. суммы неустойки за просрочку доставки груза.

Претензия была оставлена перевозчиком без удовлетворения со ссылкой на пропуск срока на ее предъявление.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Учитывая представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

На основании статьи 33 УЖТ РФ, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления сроков.

Основания увеличения сроков доставки грузов установлены пунктом 6 Правил исчисления сроков. При этом, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ____ для _____ (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы №__от__". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

В силу статьи 793 ГК РФ, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.

Согласно статье 33 УЖТ РФ расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в перевозочных документах.Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Таким образом, окончание доставки груза определено моментом подачи груза под выгрузку грузополучателю или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателя.

Сроки доставки груза железнодорожным транспортом и порядок их исчисления установлены Правилами № 27.

В пункте 10 Правил № 27 также указано, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям.

Статьей 36 УЖТ РФ предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003г. № 29 (далее - Правила № 29), устанавливается порядок оформления выдачи грузов.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 29 для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной.

Представленная в дело транспортная железнодорожная накладная № ЭЫ 757092подтверждает обстоятельство согласования грузоотправителем и перевозчиком срока доставки груза 15.07.2011.

Согласно накладной срок доставки указан 17.08.2011г. Стороны не отрицают, что нормативный срок доставки указан в накладной не верно. Груз принят к перевозке 10.07.2011г. Нормативный срок доставки 15.07.2011 (384км/160км.ч.= 3сут.+2 доп.с.=5 сут.).

Согласно вагонному листу вагон 13.07.2011г. прибыл на ст. Хабаровск 2.

Согласно ст. 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно п.9 Указания МПС РФ от 17.11.1998г. № И-1313у «Об изменении инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности» памятки на подачу вагонов подписываются работниками железной дороги и принимающей стороной при подаче локомотивом организации в момент завершения приема вагонов принимающей стороной.

Т.о. из системного толкования указанных норм права следует, что вагоны, подаваемые на пути необщего пользования, должны быть переданы владельцу путей необщего пользования с оформлением соответствующих документов, в т.ч. памятки приемосдатчика, подписанными представителями принимающей стороны, что подтверждает получение груза.

Согласно памятке приемосдатчика № 835840 вагон подан на пути необщего пользования ООО «Дальнефтетранс» 16.07.2011г. Памятка приемосдатчика подписана Захаровым А.В., действующим на основании доверенности № 81 от 01.01.2011г., выданной ООО «Дальнефтетранс», с правом подписания памяток приемосдатчика. Согласно указанной памятки 04.08.2011г. подано уведомление о завершении грузовой операции, 06.08.2011г. вагон убран с путей ООО «Дальнефтетранс».

Согласно накладной ЭЬ859917 спорный вагон принят 07.08.2011г. к перевозке на ст. Хабаровск 2 (грузоотправитель – истец) и отправлен на ст. назначения Бурея, куда он прибыл согласно отметке в накладной 09.08.2011г. для ремонта. В накладной имеется отметка о том, что вагон прибыл по накладной № ЭЫ 757092, цистерна слита, очищена, промыта, следует в деповский ремонт.

Истец ссылается на оформление первоначальной перевозки по маршруту ст. Комсомольск сортировочный – ст. Бурея с промывкой на ст. Хабаровск 2, и в дальнейшем разбивку первоначальной накладной на две. Однако, доказательств донного обстоятельства в нарушение ст. 65 АПК РФ суду не представлено.

Довод истца о том, что наличие отметки в накладной о раскредитовании спорного вагона 11.08.2011г., что подтверждается представленным уведомлением в электронном виде о прибытии 11.08.2011г. спорного вагона на ст. Хабаровск 2, а также ссылка на невозможность оформления последующей отправки без соответствующего документального оформления предыдущей отправки и наличие в связи с нарушением срока выдачи оригинала накладной основания для применения ответственности в виде взыскания с перевозчика неустойки за просрочку доставки груза с 16.07.2011г. по 11.08.2011г. судом отклоняется, поскольку опровергается представленной памяткой приемосдатчика № 835840 с датой выдачи груза 16.07.2011г.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Доказательств того, что вагон прибыл на ст. Хабаровск 2 и был выдан 11.08.2011г. грузополучателю ООО «Дальнефтетранс» истцом не представлено.

Ведомость подачи-уборки вагона, памятка приемосдатчика, подтверждающие указанное обстоятельство, либо иные документы суду не представлены.

Истцом также не опровергнут факт отправки спорного вагона из Хабаровска 07.08.2011г. на ст. Бурея до выдачи оригинала накладной грузополучателю в Хабаровске.

Судом установлено и сторонами не отрицается, что допущено нарушение документооборота в виде значительной задержки в раскредитовании накладной № ЭЫ 757092 и проставление в ней даты о прибытии вагона 11.08.2011г., не соответствующей его фактической доставке грузополучателю 16.07.2011г.

Однако, документальное нарушение оформления перевозочного документа не может служит основанием для привлечения перевозчика к ответственности по ст. 97 АПК РФ, при отсутствии фактической заявленной просрочки в доставке груза.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд не усматривает оснований для взыскания неустойки исходя из провозной платы 13 673 руб., поскольку часть тарифа была грузоотправителю возвращена, что истцом не оспорено.

Поскольку судом установлено, что груз доставлен с просрочкой в 1 сутки (нормативный срок – 15.07.11, доставлен 16.07.11) перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила исчисления сроков связывают увеличение сроков доставки груза, а истцом не представлено надлежащих доказательств в обоснование заявленных требований о взыскании неустойки за 27 суток суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о взыскании неустойки в размере 672 руб. 75 коп. исходя из провозной платы 7 475 руб. за 1 сутки.

Доводы ответчика о применении статьи 333 ГК РФ и уменьшении размера неустойки суд находит необоснованными.

Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В силу пункта 42 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», при решении вопроса об уменьшении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997г. № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.

Поскольку размер неустойки определён в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ, а доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза, ответчиком не представлено, суд не находит оснований для применения статьи 333 ГК РФ.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295) в пользу Закрытого акционерного общества «Альянс Транс-Азия» (ИНН 7702684192, ОГРН 5087746089052) неустойку за просрочку доставки груза 672 руб. 75 коп. и расходы по оплате государственной пошлины 98 руб. 41 коп.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.М.Левинталь