ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6302/11 от 03.08.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск № дела А73-6302/2011

«05» августа 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена «03» августа 2011г.

Мотивированное решение изготовлено «05» августа 2011г.

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Москалюк Н.П., ведущей протокол судебного заседания

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский»

о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району от 27.05.2011г. № 57 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ

В судебное заседание явились:

от заявителя:   не явились

от административного органа:   не явились.

Суд установил:   Администрация городского поселения «Рабочий поселок Майский» обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району от 27.05.2011г. № 57 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ о назначении административного наказания в размере 10 000 руб.

Представитель заявителя,извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился и не представил возражений против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель административного органа,извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства не явился в судебное заседание и не представил возражений против рассмотрения дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на заявление с требованиями не согласился.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Администрация городского поселения «Рабочий поселок Майский» (далее Администрация) зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-1022700598007, ИНН-2704800529.

Инспекцией по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району проведена проверка Администрация городского поселения «Рабочий поселок Майский» на предмет соблюдения правил пожарной безопасности.

В результате проверки были выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- неисправность пожарных гидрантов (ПГ) № 20 по ул. Черемховской, 9 и ПГ № 24 по ул. Электриков (район озера), ПГ №№ 37, 38 в Инфекционном отделении Муниципаль­ного учреждения здравоохранения «Районная больница», Муниципальном образователь­ном учреждении «Детский сад № 5» в поселке Майский;

- не снесены разрушенные деревянные строения по ул. Синопской, 16 и ул. Камчат­ской, 4 в поселке Майский.

По результатам проверки составлен акт от 17.05.2011г. подписанный в составе комиссии.

По факту выявленных нарушений заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району 24.05.2011г. в отношении Администрации, в присутствии законного представителя Приходько В.Г., было составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

27.05.2011г. при рассмотрении дела об административном правонарушении Администрация была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В присутствии законного представителя было вынесено постановление о назначении административного наказания № 57 от 27.05.2011г. в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Администрация обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что проверяющими сделан вывод о нарушении Администрацией требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, принятым Государственной Думой 18.11.1994г. организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее по тексту – Правила, ППБ 01-03).

Настоящие Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).

Как указано в постановлении № 57 от 27.06.2011г. при проведении проверки установлена неисправность пожарных гидрантов (ПГ) № 20 по ул. Черемховской, 9 и ПГ № 24 по ул. Электриков (район озера), ПГ №№ 37, 38 в Инфекционном отделении Муниципаль­ного учреждения здравоохранения «Районная больница», Муниципальном образователь­ном учреждении «Детский сад № 5» в поселке Майский.

В соответствии с п. 89 ППБ 01-03 Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

Как указывает представитель администрации в своем заявлении сети водоснабжения, на которых установлены неисправные пожарные гидранты (ПГ) № 20 по ул. Черемховской, 9 и ПГ № 24 по ул. Электриков (район озера), ПГ №№ 37, 38 в Инфекционном отделении Муниципаль­ного учреждения здравоохранения «Районная больница», Муниципальном образователь­ном учреждении «Детский сад № 5» в поселке Майский в собственности городского поселения «Рабочий поселок Майский» и на балансе Админи­страции городского поселения «Рабочий поселок Майский» не числятся, на праве аренды не принадлежат.

Здания, в которых располагаются подразделения Муниципального учреждения здра­воохранения «Районная больница» Советско-Гаванского муниципального района, в том числе Инфекционное отделение, а также структурное подразделение Управления образо­вания Администрации Советско-Гаванского муниципального района - Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5» принадлежат на праве собственности Советско-Гаванскому муниципальному району и предоставлены на праве оперативного управления этим учреждениям.

Данный факт подтверждается свидетель­ствами о государственной регистрации права оперативного управления и права собствен­ности представленными в материалы дела.

Сети водоснабжения и расположенные на них пожарные гидранты, необходимые для обслуживания зданий, в которых находятся вышеуказанные учреждения, стоят на балансе этих учреждений.

Как указывает представитель административного органа в обоснование обжалуемого постановления, в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом и согласно п.9. ч 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Из представленной на рассмотрении административного дела документации не представляется возможным сделать выводы о работе в данном направлении Администрации. Таким образом, работа Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» по обеспечению надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения не велась.

Судом установлено, что указанные в отзыве административного органа обстоятельства не нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении, а также в обжалуемом постановлении, в связи с чем, указанные доводы судом не принимаются в качестве обоснованности принятого постановления от 27.05.2011г. № 57.

Также в обжалуемом постановлении № 57 от 27.06.2011г. Администрации вменяется нарушение, а именно не снесены разрушенные деревянные строения по ул. Синопской, 16 и ул. Камчат­ской, 4 в поселке Майский.

Согласно п. 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Учитывая положения п. 21 ППБ 01-03 перечень горючих объектов не является исчерпывающим.

Разрушенные деревянные строения по ул. Синопской, 16 и ул. Камчат­ской, 4 в поселке Майский, являются строительным мусором, образовавшимся в результате разрушения ветхих бесхозных сооружений и располагались в близи жилых домов, что создавало существенную угрозу пожара в населенном пункте.

Факт нахождения, указанных строений в момент проверки представителем Администрации не отрицается, следовательно, в момент проверки правонарушение имело место быть.

Суд приходит к выводу, что поскольку на момент проверки административным органом были выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности, зафиксированные в акте поверки, а именно разрушенные деревянные строения по ул. Синопской, 16 и ул. Камчат­ской, 4 в поселке Майский не снесены, не были убраны, бездействие Администрации правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

Доводы о том, что данные сооружения снесены после выявления данного нарушения судом не принимаются, так как данные обстоятельства были учтены при рассмотрении административного дела, как смягчающие обстоятельства.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения Администрацией административного правонарушения, в связи с чем, у административного органа имелись законные основания для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Санкция части 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или административный штраф от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно оспариваемому постановлению к Администрации применена санкция в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В соответствии со ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что административным органом обоснованно не применена мера ответственности в виде предупреждения, поскольку, нахождение в населенном пункте разрушенных деревянных строений вблизи жилых домов, создает существенную угрозу возникновения пожара, а также создает угрозу жизни и здоровью людей.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление Инспекции по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району от 27.05.2011г. № 57 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. является законным и обоснованным.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, вынесению оспариваемого постановления реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных частью 1 статьями 28.3, 23.34, главами 28, 29 КоАП РФ.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 3.4, 4.1, ч. 1 ст. 20.4., ст. 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» о признании незаконными и отмене постановления Инспекции по пожарному надзору по Советско-Гаванскому району от 27.05.2011г. № 57 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко