ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-631/20 от 03.07.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            дело № А73-631/2020

13 июля 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.07.2020 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу

об оспаривании постановления от 16.01.2020г. по делу об административном правонарушении № 05/4ГА/2020У.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2020 № 3/20; ФИО2 по доверенности от 23.06.2020 № 64/20;

от административного органа – ФИО3 по доверенности от 26.12.2019 № 36/20; ФИО4  по доверенности от 26.12.2019 № 34/20.

Сущность дела: Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии», заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора по ДФО, административный орган) от 16.01.2020 № 05/4ГА/2020У, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 24.01.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением от 24.03.2020 суд, руководствуясь положениями пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представители предприятия на заявленных требованиях настаивали по основаниям, указанным в заявлении.

Представители административного органа с доводами заявителя не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, полагают, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

В судебном заседании, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 25.06.2020 до 11 часов 00 минут 03.07.2020.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии», расположенное по адресу: 680031, <...>, зарегистрировано 24.11.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032700112422, ИНН <***>.

По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением Ространснадзора по ДФО на основании распоряжения от 16.11.2018 № 1011-р, предприятию выдано предписание  от 28.11.2018 № 126/4ГА/2018У, в соответствии с которым предписано в срок до 25.11.2019 устранить нарушение в части непредставления решения уполномоченного Правительством РФ Федерального органа исполнительной власти об установлении  приаэродромной территории на аэродроме Николаевск-на-Амуре.

В период с 27.11.2019 по 24.12.2019 года должностными лицами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на основании распоряжения от 25.11.2019 № 875-р проведена внеплановая документарная проверка КГУП «Хабаровские авиалинии» на предмет  исполнения требований вышеуказанного предписания от 28.11.2018, срок исполнения которого истек 25.11.2019.

В ходе проверки Управлением Ространснадзора по ДФО в адрес предприятия направлен запрос о предоставлении информации и документов о проделанной работе в части установления приаэродромной территории на аэродроме Николаевск-на-Амуре (исх. от 27.11.2019 № 4-10/4878).

В своем ответе от 28.11.2019 № Х-4193 на запрос административного органа КГУП «Хабаровские Авиалинии сообщило, что решением Николаевского-на-Амуре суда от 31.01.2019 по делу № 2-43/2019 предоставление проекта приаэродромной территории аэропорта Николаевска-на-Амуре в Дальневосточное МТУ Росавиации определено датой 31.01.2020. На текущий период проект приаэродромной территории аэропорта Николаевска-на-Амуре подготовлен и проходит процедуру получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Проверкой установлено, что по результатам проведения электронного аукциона, 25.03.2019 между КГУП «Хабаровские Авиалинии» и ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» заключен договор №2019.78746 на выполнение работ по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории с выделенными подзонами аэродрома Николаевск-на-Амуре. Срок оказания услуг по договору до 30.09.2019.

18.10.2019 между КГУП «Хабаровские Авиалинии» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» заключен договор № 2561/19 на выполнение работ по проведению экспертизы проектной документации приаэродромной территории аэродрома Николаевск-на-Амуре. Срок оказания услуг по договору до 31.12.2019.

Таким образом, на момент проверки решение об установлении приаэродромной территории, согласованное с уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, оператором аэродрома Николаевск-на-Амуре, не представлено, предписание № 126/4ГА/2018У от 28.11.2018 не исполнено.

Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 24.12.2019г. № 80/4ГА/2019У. 

По итогам проверки 15.01.2020 заместителем начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО4 в отношении КГУП «Хабаровские Авиалинии», с участием представителя предприятия по доверенности от 09.01.2020 № 3/20 ФИО1, составлен протокол № 02/4ГА/2020У по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

16.01.2020 вышеуказанным должностным лицом Управления Ространснадзора по ДФО по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление №05/4ГА/2020У, которым КГУП «Хабаровские Авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 47 ВК РФ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения   негативного   воздействия   оборудования   аэродрома   и   полетов настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Указанным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ.

На приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Согласно п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

 Порядок установления приаэродромных территорий определен Правилами установления приаэродромной территории, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается:

а) в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации;

б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

в) в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Согласно пункту 3 Правил, решение включает:

а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);

б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

В соответствии с пунктом 4 Правил, проект решения подготавливается:

- застройщиком, который осуществляет строительство и реконструкцию сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - сооружения аэродрома), - при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома;

- оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 49 ВК РФ, аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Аэродром Николаевск-на-Амуре зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и имеет Свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 11/10 от 16.05.2016.

Класс аэродрома Николаевск-на-Амуре установлен «Г», расположен на подконтрольной территории Дальневосточного МТУ Росавиации (<...>).

Границы полос воздушных подходов аэродрома Николаевск-на-Амуре утверждены Приказом Росавиации от 16.04.2019 № 298-П «Об утверждении карт (схем), на которых отображены границы полос воздушных подходов аэродромов гражданской авиации».

Согласно п. 6 Правил, подготовка проекта решения и информации, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется с учетом положений пункта 4 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее - Федеральный закон от 01.07.2017 № 135), а также на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ определено, что по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов    недвижимости    и    осуществления экономической  и  иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 19.11.2018 по 28.11.2018  внеплановой проверки на предмет исполнения требований воздушного законодательства, административным органом был выявлен факт нарушения КГУП «Хабаровские Авиалинии» вышеуказанных нормативных положений, что послужило основанием для выдачи юридическому лицу предписания от 28.11.2018 №126/4ГА/2018У об устранении выявленных нарушений в срок до 25.11.2019 года.

Исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что предписание от 28.11.2018 принято уполномоченным органом, не возлагает на предприятие дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством в сфере обеспечения транспортной безопасности, отвечает принципам конкретности и исполнимости, для устранения нарушений предприятию предоставлен достаточный срок – 1 год, вследствие чего предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

По итогам внеплановой документарной проверки в период с 27.11.2019 по 24.12.2019 года должностными лицами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора установлен факт неисполнения предприятием в установленный срок вышеуказанного предписания от 28.11.2018г., решение об установлении приаэродромной территории, согласованное с уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, оператором аэродрома Николаевск-на-Амуре не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) КГУП «Хабаровские авиалинии» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, заявителем не представлено и материалы дела не содержат.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку  предприятием не было принято всех зависящих от него мер, направленных на выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица вины.  Доказательств объективной невозможности исполнения КГУП «Хабаровские авиалинии» законного предписания материалы дела не содержат. Несмотря на то, что предприятием в целях исполнения предписания административного органа принимались необходимые меры, в частности, был заключен с ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» договор №2019.78746 от 25.03.2019 на выполнение работ по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории с выделенными подзонами аэродрома Николаевск-на-Амуре, заключен с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» договор № 2561/19 от 18.10.2019 на выполнение работ по проведению экспертизы проектной документации приаэродромной территории аэродрома Николаевск-на-Амуре, однако, данные меры оказались недостаточными и не привели к достижению  желаемого результата. Невыполнение подрядной организацией условий договора не может являться основанием для освобождения заявителя от ответственности за неисполнение предписания административного органа. Кроме того, предполагая, что вышеуказанные договоры не будут исполнены к истечению срока, установленного предписанием, предприятие имело возможность обратиться в административный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания, однако, данным правом предприятие не воспользовалось.

Административный орган, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела, назначил заявителю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статями  167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» отказать.

 Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                           Ж.Г. Шестак