ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6383/11 от 09.08.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Хабаровск № дела А73-6383/2011

09.08.2011г.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09.08.2011г. В полном объеме решение вынесено 09.08.2011г.

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Шапошниковой В.А., с участием помощника судьи Агаповой ВС., ведущей протокол судебного заседания

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению закрытого акционерного общества «Али»

к администрации города Хабаровска. Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска

с участием третьего лица Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять распорядительный акт о предоставлении в собственность земельного участка

В заседании приняли участие:

От ЗАО «Али»: представитель ФИО1 по доверенности от 03.08.11 № 425;

От администрации города: начальник отдела правовой экспертизы и судебной практики ФИО2 по доверенности от 27.12.10 №1.1.21-235;

От ДАСиЗ: не явились;

От ДМС: консультант консультативно-правового отдела ФИО3 по доверенности от23.12.10, № 12577/02-10, с/у 976,

,

установил:

Закрытое акционерное общество «Али» (далее – ЗАО «Али», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконным отказа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее – ДАСиЗ, Департамент) № 01-45/1873 от 09.03.2011г. в предоставлении Обществу земельного участка площадью 18576,5 кв.м, кадастровый номер 27:23:040957:0007, расположенного по пер.Костромскому, 16А в г.Хабаровске. Также просит обязать администрацию города Хабаровска (далее – Администрация, ответчик) принять распорядительный акт о предоставлении земельного участка в собственность.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация города Хабаровска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – ДМС).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель ДМС в судебном заседании поддержал позицию Администрации.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.08.2011г. до 09.08.2011г.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании договора купли-продажи от 10.12.1996, заключенного между Хабаровским «Крайпотребсоюзом» (Продавец) и ЗАО «Али» (Покупатель) ЗАО «Али» приобрело недвижимое имущество, расположенное по адресу <...>, находящееся на земельном участке площадью 18 585,5 кв.м. В перечень объектов недвижимости, в том числе, вошли: здание Административное литер И, здание Производственно-механического цеха литер Б; здание проходной литер К; здание котельной литер З; здание склада литер Ж; здание склада литер В; здание склада литер Л.

Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано за ЗАО «Али» в установленном законом порядке.

Постановлением мэра города Хабаровска от 20.05.1998 года № 1270 Обществу был предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 18 576,6 кв.м под существующие строения базы в <...>. На основании указанного распорядительного акта выдано свидетельство о праве постоянного пользования № 35 от 20.07.1998 года. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 27:23:040957:0007.

В целях реализации своего права, предусмотренного ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Общество 21.02.2011г. обратилось в ДАСиЗ с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.

Письмом от 09.03.2011г. № 01/45/1873 Департамент отказал обществу в выкупе участка на том основании, что часть земельного участка расположена в границах красной линии по пер.Костромскому, 16А, располагается на землях общего пользования. Обществу предложено откорректировать границы и площадь испрашиваемого земельного участка, исключив участок, подпадающий под красные линии.

Несогласие Общества с таким отказом послужило основанием для обращения в суд с заявлением о его обжаловании.

На основании ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в первоначальной редакции) (далее – Вводный закон) юридические лица за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В дальнейшем в названную статью вносились изменения. Обязанность по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды либо приобретение в собственность за плату продлевалось до 01.01.2006г. (Федеральный закон № 160-ФЗ от 08.12.2003); до 01.01.2008г. (Федеральный закон № 192-ФЗ от 27.12.2005г.).; до 01.01.2010г. (Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2007г.); до 01.01.2012г. (Федеральный закон № 342-ФЗ от 27.12.2009г.).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Вводного закона).

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено федеральными законами. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исходя из приведенных норм, ЗАО «Али» имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под объектами недвижимого имущества по адресу <...>.

В силу п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст.28 Закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе: земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

Пункт 6 ст.23 ГрК РФ предусматривает отображение на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах соответствующих и планируемых границ территорий города.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее – Инструкция № 18-30), красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, совмещенных с проектами деятельной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

То есть законодатель определил, какими правоустанавливающими документами подтверждается наличие красных линий при осуществлении градостроительной деятельности.

Кроме того, пунктом 3.5 Инструкции № 18-30 установлено, что осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

Анализируя данное положение Инструкции № 18-30, с учетом того, что указанная инструкция введена в действие в 1998 году, а объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке построены и введены в эксплуатацию до принятия этой инструкции, суд считает, что и установление красных линий возможно с учетом запроектированных и построенных зданий и сооружений.

Основанием для отказа Администрацией в предоставлении Обществу земельного участка в собственность послужило нахождение части испрашиваемого земельного участка за границей красной линии пер.Костромского г.Хабаровска.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок является земельным участком, право собственности на который не разграничено, следовательно, им распоряжаются органы местного самоуправления.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.09.2004г., площадь участка 1,86 га, границы земельного участка сформированы и определены на местности.

В то же время земельный участок под проектируемую улицу – пер.Костромской, не сформирован, границы его не установлены, кадастровый учет указанного земельного участка не осуществлен. Правоустанавливающие документы, подтверждающие нахождение спорного участка за границами красных линий, отсутствуют.

В документах о постановке земельного участка, принадлежащего ЗАО «Али», на кадастровый учет, сведения о том, что часть этого земельного участка находится в границах красной линии, отсутствуют.

Таким образом, Администрацией не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих, что часть спорного земельного участка находится в границах красных линий.

Кроме того, спорный земельный участок был отведен районному потребительскому обществу для строительства производственной базы, что подтверждается Решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета народных депутатов 24.09.1979 года № 693.

В дальнейшем этот земельный участок решением исполнительно комитета Хабаровского городского Совета народных депутатов от 14.12.1981 года № 962 предоставлен в бессрочное пользование Росглавкоопхозторгу под строительство склада.

Как следует из технических паспортов здания проходной Литер К и здания склада Литер Л (расположенных на земельном участке, который по утверждению Администрации находится в пределах красных линий), указанные объекты недвижимости 1989 и 1990 года постройки соответственно.

Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по пер.Костромскому, 16А, приобретены ЗАО «Али» в 1996 году, что подтверждается договором купли-продажи от 10.12.1996г. и свидетельствами о государственной регистрации права.

Земельный участок площадью 18 576,5 кв.м, предоставлен ЗАО «Али» на праве постоянного пользования постановлением мэра города Хабаровска 20.05.1998 года № 1270. Обществу выдано свидетельство о праве постоянного пользования от 20.07.1998 года № 35.

Проект планировки Железнодорожного района города Хабаровска, предусматривающий установление красных линий по пер.Костромскому, в том числе, проходящих по территории базы, принадлежащей ЗАО «Али», утвержден распоряжением мэра г.Хабаровска № 1451-р от 18.04.2007г.

Исключительное право приобретения указанного земельного участка в собственность возникло у Общества в 2001 году с введением в действие Земельного кодекса РФ, то есть до принятия органом местного самоуправления решения об установлении красных линий.

Проектируемые красные линии установлены без учета уже существующих - построенных и введенных в эксплуатацию - объектов недвижимости.

Принимая решение об установлении красных линий, проходящих по территории земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО «Али», орган местного самоуправления по существу нарушил исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под этими объектами, предоставленное юридическому лицу федеральными законами (ст.3 Вводного закона, ст.36 Земельного кодекса РФ).

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ устанавливает запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как указывалось ранее, на спорном земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО «Али», в том числе здание проходной и здание склада.

На указанном земельном участке не располагаются площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи или иные объекты общего пользования.

Таким образом, указанный земельный участок не является территорией, которой беспрепятственно может пользоваться неограниченный круг лиц, а значит, не относится к земельным участкам общего пользования, на которых расположены указанные выше объекты.

Следовательно, положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, устанавливающего запрет на приватизацию таких земельных участков, не распространяются на указанный земельный участок.

Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи отказа в предоставлении в собственность земельных участков. К ним относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Также указанный пункт содержит запрет на отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков в иных случаях, кроме случаев, указанных в данной норме.

Как указывалось ранее, федеральным законом не установлено запрета на приватизацию спорного земельного участка, доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, а также резервирования его для государственных или муниципальных нужд суду не представлено.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении в собственность ЗАО «Али» испрашиваемого земельного участка. Такой отказ нарушает исключительное право Общества на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО «Али».

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, не соответствуют закону или ином нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в качестве восстановительной меры суд считает необходимым обязать Администрацию принять распорядительный акт о предоставлении ЗАО «Али» испрашиваемого земельного участка в собственность.

В отношении ДАСиЗ производство по делу подлежит прекращению, поскольку Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска является структурным подразделением Администрации и не является юридическим лицом, следовательно, заявленные требования в отношении этого лица не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей возлагаются на ответчика – администрацию города Хабаровска – и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201, ст.150 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 09.03.2011г. № 01-45/1873 в предоставлении закрытому акционерному обществу «Али» земельного участка, расположенного по адресу <...>., площадью 18 765,5 кв.м., кадастровый номер 27:23:040957:0007.

Обязать администрацию города Хабаровска принять распорядительный акт о предоставлении закрытому акционерному обществу «Али» земельного участка, расположенного по адресу <...>., площадью 18 765,5 кв.м., кадастровый номер 27:23:040957:0007.

Взыскать с администрации города Хабаровска в пользу закрытого акционерного общества «Али» (ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

В отношении департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А.Шапошникова