АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-6386/2013
31 июля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2013 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края
о привлечении закрытого акционерного общества «Трансбункер» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.01.2013г. № 01-29-284;
от ЗАО «Трансбункер» – генерального директора ФИО2
Сущность дела: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Трансбункер» (далее – ЗАО «Трансбункер», Общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялись перерывы с 15.07.2013г. по 22.07.2013г., с 22.07.2013г. по 23.07.2013г.
В заседании суда представитель административного органа на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Генеральный директор ЗАО «Трансбункер» против удовлетворения заявленных требований возражал, полагает, что Общество не является надлежащим субъектом административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку, не является лицом, осуществляющим строительство.
Изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
В период с 18.03.2013г. по 12.04.2013г. Управлением государственного строительного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края на основании распоряжения от 15.03.2013 № 179-р проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства «Ледовое спортивное сооружение «Спортивно-культурный комплекс», расположенного на пересечении улиц Центральная и Суворова в р.п.Ванино, Ванинского района, Хабаровского края, застройщиком которого является ЗАО «Трансбункер» (юридический адрес: 682860, <...>).
По результатам проверки составлен акт проверки объекта капитального строительства от 12.04.2013г. № 10-41-П29/2013.
На основании составленного акта и выявленных в ходе проверки замечаний лицу, осуществляющему функции застройщика в отношении вышеуказанного объекта капитального строительства - ЗАО «Трансбункер» было выдано предписание № 09-41-П29/2013 от 12.04.2013г. об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Согласно предписанию от 12.04.2013г. № № 09-41-П29/2013 Обществу предписано:
1. В срок до 15.05.2013г. обеспечить устранение допущенных нарушений проектной и нормативной документации до выполнения последующих строительно-монтажных работ.
2. Вести постоянно строительный контроль в соответствии с требованиями частей 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
О выполнении предписания по пункту 1 Обществу предписано в срок до 15.05.2013г. уведомить Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Также Общество предупреждено о наступлении административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований предписания в установленный срок.
28.05.2013г. должностным лицом Управления государственного строительного надзора на основании распоряжения от 08.05.2013г. № 380-р в отношении ЗАО «Трансбункер» проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения предписания от 12.04.2013г. № 09-41-П29/2013 об устранении обязательных требований.
Проверкой установлено, что ЗАО «Трансбункер» не выполнены в установленный срок требования предписания Управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края № 09-41П29/2013 от 12.04.2013г., в срок до 15.05.2013г. Общество не уведомило Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края об исполнении указанного предписания.
Результаты проверки зафиксированы актом от 28.05.2013г. № 27-41-П29/2013.
05.06.2013г. по факту невыполнения в установленный срок (до 15.05.2013г.) законного предписания Управления государственного строительного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края № 09-41-П29/2013 от 12.04.2013г. главным специалистом Управления ФИО3 в отношении ЗАО «Трансбункер», в присутствии директора по строительству ФИО4, действующего на основании доверенности от 01.01.2013г., составлен протокол об административном правонарушении № 09-41-П29/2013 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (05.06.2013 в 16 ч. 50 мин. по адресу: <...>, каб. 321) Общество извещалось уведомлением от 28.05.2013 № 20, направленным по юридическому адресу ЗАО «Трансбункер» и полученным адресатом 31.05.2013г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Кодекса).
Застройщиком, в силу пункта 16 статьи 1 Кодекса, является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно статье 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. (часть 2 статьи 53 Кодекса).
Частью 4 вышеназванной статьи установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу части 5 статьи 53 Кодекса, при выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
Замечания застройщика или технического заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство. (часть 7 статьи 53 Кодекса).
Согласно части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой Кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010г. № 468 утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее – Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В соответствии с пунктом 6 Положения, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. (часть 8 статьи 54 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006г. № 54 утверждено «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Положения, при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Пунктом 14 Положения установлено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006г. № 54, а также Положением о главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012г. № 371-пр, органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов является главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
В силу пунктов 3.1.3., 3.1.4., 3.1.5. Положения о главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края, Главное контрольное управление проводит в установленном порядке проверки деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления края, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении полномочий, указанных в подпункте 3.1.2 настоящего Положения. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений выдает предписание для устранения допущенных нарушений. Привлекает виновных лиц к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток.
Судом по материалам дела установлено, что в ходе проведения административным органом внеплановой выездной проверки в отношении объекта капитального строительства «Ледовое спортивное сооружение «Спортивно-культурный комплекс», расположенного на пересечении улиц Центральная и Суворова в р.п.Ванино, Ванинского района, Хабаровского края, застройщиком которого является ЗАО «Трансбункер», был установлен факт нарушения обязательных требований в области строительства по 18 пунктам, что послужило основанием для выдачи застройщику предписания № 09-41-П29/2013 от 12.04.2013г. об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства. Согласно данному предписанию Обществу было предписано, в том числе, в срок до 15.05.2013г. обеспечить устранение допущенных нарушений проектной и нормативной документации до выполнения последующих строительно-монтажных работ, о чем в срок до 15.05.2013г. уведомить Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Проверкой, проведенной 28.05.2013г. должностным лицом Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, установлен факт неисполнения ЗАО «Трансбункер» в установленный срок требований вышеуказанного предписания, а именно: в срок до 15.05.2013г. Общество не обеспечило устранение перечисленных в предписании нарушений и не уведомило об этом административный орган.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях ЗАО «Трансбункер» признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Факт административного правонарушения, вменяемого Обществу, подтверждается, в частности, протоколом об административном правонарушении №09-41-П29/2013 от 05.06.2013г., актом проверки от 28.05.2013г. № 27-41-П29/2013, предписанием от 12.04.2013г. № 09-41-П29/2013, пояснениями участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в его пренебрежительном отношении к требованиям законодательства Российской Федерации в области капитального строительства в виде неисполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих исполнению законного предписания административного органа, Обществом не представлено.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Довод ЗАО «Трансбункер» о том, что Общество не является субъектом ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ судом отклоняется, как необоснованный.
ЗАО «Трансбункер», являясь застройщиком объекта капитального строительства «Ледовое спортивное сооружение «Спортивно-культурный комплекс», расположенного на пересечении улиц Центральная и Суворова в р.п.Ванино, Ванинского района, Хабаровского края, осуществляет организацию производства строительных работ на данном объекте, для чего привлекает на основании договора подрядные организации (лиц, осуществляющих строительство), в связи с чем в соответствии с частями 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ в целях проверки соответствия выполняемых на объекте работ проектной документации, требованиям технических регламентов и т.д. осуществляет строительный контроль.
При выявлении по результатам проведения строительного контроля недостатков работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик вправе предъявить лицу, осуществляющему строительство, замечания в письменной форме, потребовать устранения выявленных недостатков и по факту их устранения, в силу части 7 статьи 53 Кодекса, составить соответствующий акт.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, со стороны ЗАО «Трансбункер» не был осуществлен надлежащий строительный контроль за деятельностью подрядных организаций, допустивших нарушения проектной и нормативной документации, а также застройщик не принял своевременных мер для направления виновным лицам требований об устранении выявленных нарушений, в связи с чем в установленный предписанием срок (до 15.05.2013г.), Общество не обеспечило устранение указанных в предписании нарушений. Доказательств обратного Обществом не представлено.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, но, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, л/сч <***>); ИНН <***>, КПП 272101001, ОКАТО 08401000000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 87311690040040000140, наименование платежа – штраф по решению Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2013 г. по делу № А73-6386/2013.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 6 статьи 19.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Закрытое акционерное общество «Трансбункер», расположенное по адресу: 682860, <...>, зарегистрированное Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ванинскому району Хабаровского края 16.09.2002г. за основным государственным регистрационным номером 1022700711615, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак