г. Хабаровск Дело № А73-6427/2007-74АП
23 июля 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2007. Полный текст решения изготовлен 23.07.2007.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Ю. Ротькиной,
рассмотрел в судебном заседании заявление ООО «Востокэкспортлес»
об оспаривании постановления Отдела государственного пожарного надзора по гор. Амурску и Амурскому району от 19.06.2007 № 187
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 14.06.2007;
от административного органа – не явился
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Востокэкспортлес» (далее – ООО «Востокэкспортлес», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора по гор. Амурску и Амурскому району от 19.06.2007 № 187 в части размера наказания, снизив размер штрафа до 10000 рублей.
Представитель Общества на требованиях настаивала, не оспаривая факта административного правонарушения, полагает, что штраф назначен административным органом необоснованно в максимальном размере.
Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте настоящего судебного заседания извещен надлежащим образом. Суду представлен отзыв и материалы административного производства.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с 10.07.2007 по 16.07.2007.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
30.05.2007 государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора по гор. Амурску и Амурскому району проведено плановое мероприятие по контролю на территории и объектах (склад леса, топливозаправочный пункт), принадлежащих ООО «Востокэкспортлес», расположенных в пос. Эльбан, Амурского района, Хабаровского края.
В ходе проверки установлены нарушения: пункта 15 ППБ 01-03 (распорядительным документом не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной опасности объекта); пункта 6 ППБ 01-03 (для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха) не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности); пункта 4 НПБ 110-03 (в административном здании (на территории базы) не все помещения защищены автоматической пожарной сигнализацией); пункта 40 ППБ 01-03 (на окнах двух жилых комнат общежития установлены глухие решетки); пункта 2.11. СНиП 2.04.02-84 (база и нижний склад круглого леса не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением); пункт 35 НПБ 111-98* (на топливозаправочном пункте не оборудована площадка для автоцистерны – бензовоза, используемого для заполнения резервуаров топливом) отбортовкой высотой не менее 150 мм, аварийным резервуаров и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию при возможной разгерметизации сливного патрубка автоцистерны); пункта 46 НПБ 111-98* (резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности); пунктов 51,54 НПБ 111-98* (резервуары для хранения топлива не оснащены трубопроводами линии деаэрации с огнепреградителями или дыхательными клапанами, не оборудованы системами предотвращения их переполнения); пункта 60 НПБ 111-98* (отсутствует подземный трубопровод налива резервуаров топливом с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара); пункта 514 ППБ 01-03 (обвалование резервуаров разрешено, площадка внутри обвалования не засыпана песком); пункта 400 ППБ 01-03 (на нижнем складе круглый лес находится на расстоянии менее 30м от АЗС); пункта 33 ППБ 01-03 (для производственных и складских помещений не определены категории помещений по пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ, на дверях этих помещений нет соответствующих обозначений); подпунктов 4.1., 4.2. табл. 1, пункта 5.2. табл.3 НПБ 110-03 (гараж, склад масел не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией); пункта 527 ППБ 01-03 (в гараже хранятся баллоны с кислород и пропаном); пунктов 15,16 табл. 2 НПБ 104-03 (административное здание, здание общежития не оборудованы системой оповещения людей о пожаре).
13.06.2007 по вышеуказанному факту в отношении ООО «Востокэкспортлес» был составлен протокол № 187 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
19.06.2007 главным государственным инспектором гор. Амурска и Амурского района по пожарному надзору по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 187 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ООО «Востокэкспортлес» является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Также, в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2002 N 313 указано, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. КоАП РФ, является в соответствии с частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или административный штраф от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается факт и вина вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
Не оспаривая факта нарушения требований правил пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, вместе с тем заявитель полагает, что при назначении наказания должностным лицом органа пожарного надзора не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2,3 статьи 4.1. КоАП РФ, размер штрафа неправомерно завышен.
Суд считает данный довод Общества подлежащим отклонению как несостоятельный по следующим основаниям.
Санкция части 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии с положениями частей 1,3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит, в том числе, в пункте 1 части 1 указано обстоятельство – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Согласно оспариваемому постановлению от 19.06.2007 № 187, на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 20000 рублей.
В материалах дела имеется акт-предписание от 13.07.2004 № 204, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной ранее в 2004 году объектов ООО «Востокэкспортлес» по вопросу выполнения требований пожарной безопасности, выявлены нарушения, которые не были устранены заявителем к моменту проверки в 2007 году, несмотря на предписание должностного лица органа пожарного надзора устранить их.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления Отдела государственного пожарного надзора по гор. Амурску и Амурскому району от 19.06.2007 № 187, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в нарушении требований правил пожарной безопасности и вина организации доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Востокэкспортлес» о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по гор. Амурску и Амурскому району от 19.06.2007 № 187 в части размера штрафа, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина