ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6505 от 17.07.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      дело № А73-6505/2012

17 июля 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи  Манника С. Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д. А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

совместное заявление открытого акционерного общества «Хабаровский Производственно-коммерческий центр «Металлосервис» (680032, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) и общества с ограниченной ответственностью «Металлобаза» (680001, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, <...>) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (680000, <...>; ОГРН <***>)

о признании бездействия органа государственной власти незаконным и понуждению к совершению действий

при участии:

от ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» – ФИО1 по дов.б/н от 14.09.2011 со всеми полномочиями;

от ООО «Металлобаза» – ФИО1 по дов.б/н от 09.07.2012 со всеми полномочиями;

от Росимущества – не явились;

от ТУ ФАУГИ – ФИО2 по дов.№ 2юр/14/569.1-08 от 24.01.2012 с ограниченными полномочиями,

УСТАНОВИЛ:

         Открытое акционерное общество «Хабаровский Производственно-коммерческий центр «Металлосервис» и Общество с ограниченной ответственностью «Металлобаза»  (далее – заявители, соистцы) обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с совместным заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее – ТУ Росимущества по Хабаровскому краю), которым предлагают:

        1) признать незаконным бездействие Росимущества и ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» и ООО «Металлобаза» о приватизации земельного участка площадью 12594 кв.м. с кадастровым номером 27:23:041813:114, находящийся примерно в 44 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>;

        2) обязать Росимущество и ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении земельного участка в долевую собственность в следующих долях: ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» - 99/100, а ООО «Металлобаза» - 1/100 (то есть пропорционально долям собственников в праве на нежилое здание «Склад качественного проката, трансформаторная подстанция, закрытый материальный склад, литер Е») по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости и направить заявителям проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:23:041813:114 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием под склад качественного проката, трансформаторную подстанцию, закрытый материальный склад (литер Е), находящийся примерно в 44 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.

         Заявленные требования двух обществ обоснованы бездействием государственных органов в рассмотрении их заявления от 09.12.2011 на приватизацию земельного участка и нарушением положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ о сроке рассмотрения заявления.

         От ТУ Росимущества по Хабаровскому краю поступил письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. По мнению этого лица у него отсутствует соответствующее поручение от Росимущества на приватизацию спорного земельного участка, поэтому никаких действий ТУ Росимущества по Хабаровскому краю совершать не вправе. Кроме того, ссылается на то, что пакет документов на приватизацию земельного участка был возвращен в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю с поручением осуществить проверку фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 27:23:041813:114, а также индивидуальную проверку расположения на данном земельном участке объектов недвижимости.

        Росимущество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в нем не обеспечило, отзыв на заявление, несмотря на положения статьи 131 АПК РФ и требования суда по определениям от 04.06.2012, от 02.07.2012 не представило.

        В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Росимущества по имеющимся материалам.

        В судебном заседании единый представитель заявителей настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

        Представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в удовлетворении заявленных требований предложила отказать, ссылаясь на то, что со стороны госорганов отсутствовал факт бездействия, а длительность срока рассмотрения заявления связана с оформлением дополнительных документов. В судебном заседании также представила письмо заместителя руководителя Росимущества от 20.04.2012 № ПП-10/12002 с поручением осуществить проверку фактического использования земельного участка, а также визуальную проверку расположения на данном земельном участке объектов недвижимости. Пакет документов Росимуществом вновь возвращен на доработку.

        В ходе судебного разбирательства  по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие обстоятельства.

       На основании свидетельств о государственной регистрации права от 04.12.2005 серии 27АБ № 076320 (л.д. 41), от 06.12.2011 серии 27-АВ № 599701 (л.д. 34) в долевой собственности ООО «Металлобаза» и ОАО «ПКЦ «Металлосервис» (соответственно в долях 1/100 и 99/100) находится нежилое 1-этажное здание «Склад качественного проката, трансформаторная подстанция, закрытый материальный склад, литер Е», расположенный по адресу: <...>.

        В соответствии с постановлением Мэра г. Хабаровска от 15.01.2009 № 80 (л.д. 28) в порядке переадресации объектам недвижимости, ранее учтенных по ул.Новая, 2в, присвоен городской учетный номер – ул.Автономная 10.

       На земельный участок с кадастровым номером 27:23:041813:114, площадью 12594 кв.м. и расположенным примерно в 44 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, оформлен кадастровый паспорт от 20.05.2009 № 2723/214/09-0447 (л.д. 29-32).

        При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 27-АВ № 324990 (л.д. 33) земельный участок с кадастровым номером 27:23:041813:114 с 03.09.2009 находится в собственности Российской Федерации.

         Собрав необходимый пакет документов, ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» и ООО «Металлобаза» обратились в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю с совместным заявлением от 09.12.2011 исх.№ 108 (л.д.35) о приватизации этого земельного участка. Последнее письмом от 20.12.2011 № 18675.1-07 направило пакет документов в Росимущество для принятия решения о возможности приватизации земельного участка, о чем известило заявителей письмом от 21.12.2011 № 18779.1-08 (л.д. 36).

       Письмом от 20.04.2012 за №  ПП-10/12002 Росимущество возвратило пакет документов в ТУ Росимущество по Хабаровскому краю на доработку и проверку фактического использования земельного участка.

        Полагая, что государственные органы в установленный Земельным кодексом РФ срок не приняли и уклоняются от принятия решения о приватизации земельного участка, не предъявляют к обществам какие-либо претензии к несоответствию к их заявке, и расценив их как бездействие общества в этой связи обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы заявителя, проверив действия (бездействие) государственных органов на предмет их соответствия действующему законодательству, исследовав и оценив материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу об  отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

        Правовые отношения, связанные с порядком предоставления земельных участков в собственность регулируются нормами земельного законодательства.


       В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.


        Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.


        В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом согласно части 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.


        Частью 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.


        Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475.


        Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.


       В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации, органам местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.


       Согласно пункту 4.8 Положения «О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае», утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, ТУ Росимущество по Хабаровскому краю по поручению Федерального агентства осуществляет в установленном порядке полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, а также продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности и права на заключение договоров аренды таких участков.


       Таким образом, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, осуществляя полномочия собственника федерального имущества (земельного участка), оформляет пакет документов, представленный претендентом на приватизацию федерального имущества, и направляет его в Росимущество г.Москва для утверждения и дачи поручения (предоставления полномочий на отчуждение федерального имущества). После чего территориальный орган Росимущества принимает соответствующее решение и заключает договор купли-продажи.


        В рассматриваемом случае как видно из материалов дела и не отрицается соответчиками, ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» и ООО «Металлобаза» 09.12.2011 представили в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю полный пакет документов, предусмотренных Перечнем, однако ни ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, ни само Росимущество в установленный статьей 36 ЗК РФ срок так и не приняли никакого решения о приватизации земельного участка, не направили обществу проект договора или решение об отказе в приватизации земельного участка при наличии на то законных оснований.

        Этим подтверждается и является обоснованным довод заявителей о наличии со стороны государственных органов факта бездействия в принятии в установленные сроки соответствующих решений о приватизации или об отказе в приватизации земельного участка.

        Вместе с тем в ходе судебного разбирательства судом установлены существенные обстоятельства, препятствующие принятию государственными органами решения о приватизации спорного земельного участка и при их наличии суд не вправе обязать их принять соответствующее решение.

       Эти выводы суда заключаются в следующем.

Пунктом 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

        ОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» и ООО «Металлобаза»  изъявили совместное желание приобрести в долевую собственность земельный участок площадью 12594 кв.м. с кадастровым номером 27:23:041813:114, находящийся примерно в 44 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.

        Следовательно, в силу частей 1, 3, 5 статьи 36 ЗК РФ эти общества обязаны документально доказать, что именно на этом земельном участке находится принадлежащее им на праве собственности недвижимости и путем представления документов о государственной регистрации прав.

        В рассматриваемом спорном случае заявители, как на доказательства наличия у них в долевой собственности нежилого 1-этажного здания «Склад качественного проката, трансформаторная подстанция, закрытый материальный склад, литер Е» ссылаются на свидетельства о государственной регистрации права от 04.12.2005 серии 27АБ № 076320 (л.д. 41), от 06.12.2011 серии 27-АВ № 599701 (л.д. 34).

       Однако, как видно из этих регистрационных документов это здание расположено по адресу: <...>, что не соответствует сведениям о местоположении этого земельного участка, содержащимся в кадастровом паспорте от 20.05.2009 № 2723/409-0447 (л.д. 29-32) и свидетельстве о праве от 09.09.2009 серии 27-АВ 324990 (л.д. 33)

       При этом довод представителя заявителей со ссылкой на постановление Мэра г. Хабаровска от 15.01.2009 № 80 (л.д. 28) о переадресации объектов недвижимости, ранее учтенных по ул.Новая, 2в, и присвоении зданию городского учетного номера – ул.Автономная 10, судом отклонена, учитывая, что этот правовой акт не устраняет установленный факт несоответствия местоположения спорного земельного участка.

Довод представителя заявителей, что земельный участок не имеет адресной привязки, по мнению суда, также ошибочен.

       Во-первых, новый учетный номер ул.Автономная, 10 - не соответствует учетному кадастровому номеру земельного участка 27:23:041813:114 (в его ориентире на здание ул.Автономная, 12), а во-вторых, во исполнение постановления Мэра г. Хабаровска от 15.01.2009 № 80 правообладатели в установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество порядке - не внесли изменения в регистрационные документы о правах собственности на здание.

Довод представителя заявителей о том, что изменения в ЕГРП не вносились в связи с перепланировкой в здании и увеличением его площади, судом не учитывается, поскольку это обстоятельство не служит прямым препятствием к внесению в установленном порядке необходимых изменений в ЕГРП о местоположении здания в связи с изменением его адреса.

Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии сведений о фактическом адресном местоположении принадлежащей правообладателям недвижимости, не совпадающими с адресом (в ориентире) местоположения земельного участка, а следовательно, в настоящий момент являются прямым препятствием к удовлетворению требования заявителей обязать государственные органы принять решение о приватизации спорного земельного участка.

Вместе с тем, это несоответствие вполне устранимо и правообладатели после внесения соответствующих изменений в ЕГРП в дальнейшем не лишены права и возможности повторно обратиться в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю с повторным заявлением о приватизации земельного участка.

Следовательно, факт бездействия государственных органов в разрешении вопроса о приватизации земельного участка права заявителей по существу не нарушает.

Также суд считает необоснованным заявление соистцов и в части заявленного требования  обязать соответчиков принять решение по выкупной цене земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.

Решение вопроса об определении выкупной цены земельного участка относится к полномочиям Росимущества и ТУ Росимущества по Хабаровскому краю; размер выкупной цены включается и является существенным условием заключаемого договора купли-продажи земельного участка

Однако, как установлено судом решение о приватизации земельного участка этими государственными органами еще не принималось; вопрос о размере выкупной цены по льготной цене не рассматривался; проект договора купли-продажи земельного участка заявителем еще не направлялся; преддоговорной спор о выкупной цене земельного участка между сторонами отсутствует и судом не рассматривался.

При таких обстоятельствах и по рассматриваемому предмету спора суд не вправе обязать Росимущество и ТУ Росимущества по Хабаровскому краю принять решение о приватизации спорного земельного участка по льготной цене.

Принимая во внимание изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции относится на заявителей и не взыскивается в связи с ее уплатой при подаче заявления в суд. Излишне уплаченнаяОАО «Хабаровский ПКЦ «Металлосервис» по платежному поручению от 15.05.2012 № 197 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату этому лицу из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170–176, 198–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Хабаровский Производственно-коммерческий центр «Металлосервис» и общества с ограниченной ответственностью «Металлобаза» отказать.

        Возвратить открытому акционерному обществу «Хабаровский Производственно-коммерческий центр «Металлосервис» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.

        Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

        Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, — Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                          С. Д. Манник