АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-656/2013
08 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.С. Лашуня,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис»
об оспаривании постановлений Административной комиссии № 3 городского округа «Город Хабаровск» от 18.12.2012г. № 03/2388 и № 03/2389 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности от 09.01.2013г.;
от административного органа – ФИО2, действующей по доверенности от 21.02.2013г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее – ООО «Бруслит Сервис», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании постановлений Административной комиссии № 3 городского округа «Город Хабаровск» от 18.12.2012 г. № 03/2388 и № 03/2389, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края).
На основании поступивших заявлений Арбитражным судом Хабаровского края возбуждены дела № А73-655/2013 и № А73-656/2013.
Определением суда от 03.04.2013г. вышеуказанные дела в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А73-656/2013.
В заседании суда представитель общества на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлениях.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, позицию изложил согласно отзывам на заявления.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
26.11.2012 г. ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска ФИО3 были выявлены факты нарушений ООО «Бруслит Сервис» пунктов 7, 9, 10 «Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721, выразившихся в том, что прилегающие территории к жилым домам №№ 2«д» и 2«г» по ул. Больничная в г. Хабаровске не убраны от снега, тротуары и отмостки не очищены от снега до твердого покрытия.
Факты нарушений зафиксированы протоколами осмотра территории от 26.11.2012г. № 11.4-13/897 и № 11.4-13/898, составленными вышеуказанным должностным лицом в присутствии двух понятых: ФИО4 и ФИО5 В ходе осмотра производилась фотосъемка с использованием фотоаппарата Samsung S630.
26.11.2012г. ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска ФИО3 в отношении ООО «Бруслит Сервис», в присутствии представителя Общества ФИО6, действующей на основании доверенности от 13.11.2012г., составлены протоколы №11.04-15/1806 и №11.04-15/1807 по признакам административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Определением от 11.12.2012г. рассмотрение дел об административных правонарушениях было назначено на 18.12.2012г. в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 35. Определение направлено факсимильной связью и получено Обществом 18.12.2012г. под входящий № 1-4/7565с.
18.12.2012г. Административной комиссией № 3 городского округа «Город Хабаровск» по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях от 26.11.2012г. №11.04-15/1806 и №11.04-15/1807 вынесены постановления № 03/2388 и № 03/ 2389 соответственно, которыми ООО «Бруслит Сервис» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании их законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 (далее – Правила благоустройства), устанавливаются единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
Пункт 7 Правил благоустройства предусматривает, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими правилами и порядком организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 № 111.
Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц (подпункт 14 пункта 6 Правил благоустройства).
Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный (частный жилой) дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства таких домов и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный (частный жилой) дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (подпункт 13.1 пункта 6 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями,
- до береговой линии водоемов.
Пунктом 9.1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск» установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 28.2 Правил, содержание придомовой территории многоквартирного дома включает в себя, в том числе, в зимний период очистку тротуаров, дворовых территорий и проездов от снега и наледи до асфальта или брусчатки (при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения; при возникновении наледи (гололеда) - производить обработку скользких участков противогололедными материалами).
В соответствии с пунктом 10 Правил благоустройства, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.
Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов.
Работы по очистке тротуаров, пешеходных дорожек и укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее 6 ч. с момента окончания снегопада.
Работы по очистке придомовой территории с твердым покрытием многоквартирного дома, за исключением очистки тротуаров, пешеходных дорожек, должны быть закончены с укладкой снега в валы и кучи не позднее 12 ч. с момента окончания снегопада.
За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил благоустройства).
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением, и влечет административную ответственность по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 26.11.2012г. должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска были выявлены факты нарушений ООО «Бруслит Сервис» пунктов 7, 9, 10 «Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721, выразившихся в том, что прилегающие территории к жилым домам №№ 2«д» и 2«г» по ул. Больничная в г. Хабаровске не убраны от снега, тротуары и отмостки не очищены от снега до твердого покрытия.
Привлекая Общество к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, административная комиссия исходила из доказанности факта события административного правонарушения, состоящего в неуборке от снега территорий, прилегающих к вышеуказанным жилым домам, и не очистке от снега тротуаров и отмостки.
Вместе с тем, пунктом 10 Правил благоустройства установлены сроки, в течение которых физические и юридические лица должны выполнить работы по очистке от снега тротуаров, пешеходных дорожек, а также по очистке придомовой территории с твердым покрытием многоквартирного дома, а именно:
- работы по очистке тротуаров и пешеходных дорожек должны быть закончены не позднее 6 часов с момента окончания снегопада;
- работы по очистке придомовой территории с твердым покрытием многоквартирного дома, за исключением очистки тротуаров, пешеходных дорожек, должны быть закончены с укладкой снега в валы и кучи не позднее 12 часов с момента окончания снегопада.
Исходя из вышеизложенного, обязанность по очистке тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна быть исполнена организацией по истечении 6 часов после окончания снегопада, а придомовой территории – по истечении 12 часов после окончания снегопада.
Судом по материалам дела установлено, что факты вменяемых Обществу правонарушений были обнаружены административным органом 26.11.2012г. в 14 час. 30 мин. и в 14 час. 35 мин.
При этом, согласно представленной по запросу суда информации ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 18.04.2013г. № 13.1-07/442, 26 ноября 2012 года в период с 09 час. до 19 час. в городе Хабаровске были осадки 0,3 мм.
Таким образом, учитывая, что на момент проведения проверки снегопад не закончился, обязанность по очистке от снега территорий, прилегающих к жилым домам №№ 2«д» и 2«г» по ул. Больничная в г. Хабаровске, а также обязанность по очистке от снега тротуаров и отмосток у ООО «Бруслит Сервис» еще не наступила.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, исследовав представленные административным органом доказательства, положенные в основу привлечения Общества к административной ответственности, приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных данных, указывающих на наличие в действиях юридического лица события вмененного правонарушения. Доказательств, подтверждающих неисполнение Обществом обязанности по очистке от снега прилегающих к жилым домам территорий, тротуаров и отмосток в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10 Правил благоустройства, административным органом не представлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
При изложенных выше обстоятельствах у Административной комиссии №3 городского округа «Город Хабаровск» отсутствовали правовые основания для привлечения ООО «Бруслит Сервис» к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, в связи с чем оспариваемые постановления от 18.12.2012г. № 03/2388 и №03/2389 являются незаконными и подлежат отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить полностью постановления Административной комиссии № 3 городского округа «Город Хабаровск» от 18.12.2012г. № 03/2388 и №03/2389 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак