ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-6787/2018 от 03.07.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-6787/2018

10 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2018 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Вершининой О.И., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау»

(с учетом уточненных требований) о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенного в письме от 05.04.2018г. № 02-18/4737, об отказе в принятии лесных деклараций от 12.03.2018г. № 19 - 31, № 33 - 40 (включительно) по договору аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008;

об обязании Управления лесами Правительства Хабаровского края принять декларации.

В судебное заседание явились:

от заявителя - Азарнин С.А., представитель по доверенности от 04.11.2017г.; Азарнина И.В., представитель по доверенности от 04.11.2017г.;

от административного органа - Ким О.И., представитель по доверенности от 09.01.2018г. № 09/08; Куликов А.В., представитель по доверенности от 15.02.2018г. № 02/03.

Суд установил: ООО «Дыхтау» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенного в письме от 05.04.2018г. № 02-18/4737, об отказе в принятии лесных деклараций от 12.03.2018г. № 19 - 40 (включительно) по договору аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008; обязании Управления лесами Правительства Хабаровского края принять вышеуказанные декларации.

В судебное заседание от представителя заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которым просит суд признать незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенное в письме от 05.04.2018г. № 02-18/4737, об отказе в принятии лесных деклараций от 12.03.2018г. № 19 - 31, № 33 - 40 (включительно) по договору аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008; обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края принять декларации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточненных требований, ответил на вопросы суда.

В соответствии со ст. 49, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд ОПРЕДЕЛИЛ: принять у заявителя уточненные требования.

Представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края в судебном заседании, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, ответил на вопросы суда.

Судом в соответствии со статьями ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.06.2018г. по 03.07.2018г.

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

Между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и Закрытым акционерным обществом «Реликт» 25.12.2008г. заключен договор № 0357/2008 аренды лесного участка (далее – Договор), в соответствии с которым арендатору предоставлен в аренду лесной участок площадью 13 399 га, расположенный на территории Маноминского и Славянского участковых лесничеств Иннокентьевского лесничества в Нанайском муниципальном районе Хабаровского края для целей заготовки древесины, на срок по 11.01.2031г.

По условиям договора аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008 (пункт 4, приложение № 3 к договору аренды) арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины со среднегодовым объемом заготовки 8 000 кубометров со следующим распределением по видам рубок и по хозяйствам:

сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 3 200 куб.м.;

выборочными рубками в хвойном хозяйстве - 1500 куб.м.,

выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 3 300 куб.м.

В связи с реорганизацией ООО «Реликт» путем выделения, права и обязанности по Договору перешли к ООО «Северный Отрог».

В последующем, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО «Дыхтау», в связи с реорганизацией в форме выделения из ООО «Северный Отрог».

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2018г. по делу № А73-17173/2017 с участием этих же лиц установлено, что ООО «Дыхтау» является правопреемником ООО «Северный Отрог» в отношении прав и обязанностей по Договору.

Проект освоения лесов, разработанный ООО «Дыхтау» прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление) от 10.01.2018г. № 7п.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69). Проектом освоения лесов данного лесного участка (подразделы 6.3, 6.5) предусмотрены вид и объемы использования лесов, соответствующие заключенному договору аренды.

ООО «Дыхтау» в соответствии с заявлением от 30.03.2018г. № 19 представило в Управление лесами для рассмотрения лесные декларации от 12.03.2018г. № 19 - 31, № 33 - 40 на арендуемом лесном участке в Иннокентьевском лесничестве, Маноминском и Славянском участковых лесничествах Хабаровского края по Договору аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008.

Письмом от 05.04.2018г. № 02-18/4737 Управление лесами отказало Обществу в принятии лесных деклараций.

Не согласившись с данным решением Управления лесами, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения Управления лесами, выслушав их представителей, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Основанием для отказа в приеме лесных деклараций послужили доводы Управления о том, что вопрос о согласовании дополнительного объема древесины в текущем 2018 году может быть рассмотрен только после заготовки всего годового объема, подтвержденного отчетом об использовании лесов. Также Управление указало, что схемы, представленные в лесных декларациях (приложения № 3 и № 4) не соответствуют картографическим материалам проекта освоения лесов. Кроме того, Управление сослалось на ряд других замечаний.

Общество считает решение Управления лесами (письмо от 05.04.2018 № 02-18/4737) незаконным, решение нарушает права Общества на осуществление предпринимательской лесозаготовительной деятельности, а также экономические интересы Общества, поскольку препятствует использованию арендуемого лесного участка для предусмотренных договором целей (заготовки древесины).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ - одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ - заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 26 Лесного кодекса РФ - лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Частью 2 статьи 26 Лесного кодекса РФ - установлено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса РФ - форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержден приказом Минприроды России от 16.01.2015г. № 17 (далее – Порядок № 17).

Пунктом 2 Порядка № 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Согласно пункту 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 - Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Пунктом 9 Правил заготовки установлено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

Спорными лесными декларациями заявлены рубки спелых и перестойных лесных насаждений (березы белой, березы желтой, дуба, ели, липы, ясеня, пихты, клена, осины, ильма) на отведенных лесосеках в Иннокентьевском лесничестве, в том числе:

в Славянском участковом лесничестве:

декларация № 20: лесосека № 2 в выделе № 11 квартала 27 (площадь - 47,0 га. форма рубки - выборочная, объем заготовки - 85 куб.);

декларация № 21: лесосека № 1 в выделе № 12 квартала 27 (площадь - 29,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 89 куб.);

декларация № 22: лесосека № 12 в выделе № 5 квартала 33 (площадь - 11,3 га. форма рубки - выборочная, объем заготовки - 57 куб.);

декларация № 23: лесосека № 13 в выделе № 5 квартала 33 (площадь - 11,9 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 23 куб.);

декларация № 24: лесосека № 19 в выделе № 6 квартала 33 (площадь - 30,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 104 куб.);

декларация № 25: лесосека № 9 в выделе № 11 квартала 31 (площадь - 24 га. форма рубки - выборочная, объем заготовки - 46 куб.);

декларация № 26: лесосека № 13 в выделе № 1 квартала 31 (площадь - 23,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 65 куб.);

декларация № 27: лесосека № 14 в выделе № 1 квартала 31 (площадь - 23,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 54 куб.);

декларация № 28: лесосека № 15 в выделе № 1 квартала 31 (площадь - 23,0 га, форма рубки - выборочная объем заготовки - 69 куб.);

декларация № 29: лесосека № 16 в выделе № 1 квартала 31 (площадь - 26,0 га. форма рубки - выборочная, объем заготовки - 73 куб.);

декларация № 30: лесосека № 7 в выделе № 2 квартала 31 (площадь - 41,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 82 куб.);

декларация №31: лесосека № 8 в выделе № 2 квартала 31 (площадь - 38,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 80 куб.);

декларация № 33: лесосека № 8 в выделе № 7 квартала 27 (площадь - 26,4 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 600 куб.);

декларация № 34: лесосека № 9 в выделе № 5 квартала 27 (площадь - 40,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 488 куб.);

декларация № 39: лесосека № 17 в выделе № 7 квартала 31 (площадь - 50,0 га. форма рубки - сплошная, объем заготовки - 1478 куб.);

декларация № 40: лесосека № 9 в выделе № 1 квартала 27 (площадь - 24,4 га, форма рубки - сплошная, объем заготовки - 722 куб.).

в Маноминском участковом лесничестве:

декларация № 19: лесосека № 1 в выделе № 3 квартала 96 (площадь - 18,8 га, форма рубки - сплошная, объем заготовки - 1000 куб.);

декларация № 35: лесосека № 5 в выделе № 8 квартала 49 (площадь - 29,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 65 куб.);

декларация № 36: лесосека № 9 в выделе № 2 квартала 49 (площадь - 23,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки -384 куб.);

декларация № 37: лесосека № 8 в выделе № 6 квартала 49 (площадь лесосеки - 16,0 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 250 куб.);

декларация № 38: лесосека № 10 в выделе № 8 квартала 49 (площадь лесосеки -31,3 га, форма рубки - выборочная, объем заготовки - 287 куб.).

Итого, лесными декларациями заявлены объемы заготовки:

сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 3 200 куб. (лесные декларации от 12.03.2018 №№ 19,39,40 (1 000 куб. + 722 куб. + 1 478 куб.));

выборочными рубками в хвойном хозяйстве - 1 388 куб. (лесные декларации от 12.03.2018 № 22,23,25,33,36,37 (57 куб. + 51 куб. + 46 куб. + 600 куб. + 384 куб. + 250 куб.));

выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 1 541 куб. (лесные декларации от 12.03.2018г. №№ 20,21,24,26,27,28,29,30,31,32,34,35,38 (85 куб.+ 89 куб. + 104 куб.+ 65 куб.+ 54 куб.+ 69 куб.+ 73 куб.+ 82 куб. + 80 куб. + 488 куб. + 65 куб. + 287 куб.).

По условиям договора аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008 (пункт 4, приложение № 3 к договору аренды) арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины со среднегодовым объемом заготовки 8 000 куб. м. со следующим распределением по видам рубок и по хозяйствам:

сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 3 200 куб.м.;

выборочными рубками в хвойном хозяйстве - 1500 куб.м.,

выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 3 300 куб.м.

За 2016 год установленный договором аренды объем заготовки древесины изъят не был, что Управлением не оспаривается. Спорные лесные декларации поданы в пределах недоиспользованного годового объема заготовки.

Право на изъятия сверх текущего объема заготовки также и ранее недоиспользованного объема за предыдущие три года предусмотрено пунктом 9 Правил заготовки № 474.

В соответствии с абзацем 1 п. 9 Правил заготовки № 474 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Согласно абзацу 4 этого же пункта, условием, ограничивающим использование дополнительного объема древесины, является полное освоение расчетной лесосеки, установленной для соответствующего лесничества, лесопарка.

Названные положения основаны на норме части 4 ст. 29 Лесного кодекса РФ, согласно которой запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Согласно Приказу Рослесхоза от 27.05.2011г. № 191 «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки» расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов (пункт 2). Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3). Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам (пункт 4).

Установленная лесохозяйственным регламентом расчетная лесосека по лесничеству ежегодно не вырубается (причем существенно) и суммарный объем заготовки, в том числе с учетом спорных лесных деклараций, не превысит расчетную лесосеку, то отсутствуют препятствия для отказа в принятии лесных деклараций Общества.

Право на использование текущего объема заготовки (за 2018 год) Обществом было реализовано, что подтверждается другим письмом Управления лесами (от 04.04.2018г. № 02-18/4632), которым Обществу отказано в принятии лесных деклараций на текущий объем по мотиву полного использования текущего объема заготовки.

Общество, как арендатор реализует право на заготовку в соответствии с лесной декларацией, в которой указывается конкретный объем заготовки, заявленный к вырубке. Соответственно, заявив одной или несколькими лесными декларациями весь текущий объем заготовки, арендатор реализует свое право на данный объем заготовки и может вырубать только этот объем в течение срока действия лесной декларации (лесных деклараций).

Таким образом, арендатор вправе заявить недоиспользованный объем заготовки, если известно, что с учетом текущего объема (который арендатором заявлен полностью) и дополнительного (ранее недоиспользованного) переруба расчетной лесосеки не будет.

Аналогичные основания отказа в принятии лесных деклараций рассматривалось арбитражным судом по делам № А73-9931/2017, № А73-11988/2017, которые признаны судом незаконными, решения суда вступили в законную силу.

Поданные Обществом лесные декларации соответствуют пункту 11 Правил заготовки № 474 от 13.09.2016г., поданы в период действия Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Управления от 10.01.2018 № 7П, начало заявленного декларируемого периода также приходится на срок действия Проекта освоения лесов.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления лесами законных оснований для отказа в приеме лесных деклараций по указанному ранее основанию.

По замечаниям Управления лесами о том, что схемы, представленные в лесных декларациях (приложения № 3 и № 4) не соответствуют картографическим материалам проекта освоения лесов; в приложениях № 3, № 4 к лесной декларации № 22 имеются расхождения в конфигурации лесосеки № 12 суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4.3 Порядка № 17 в приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с Приложениями 1 и 2 к лесной декларации. При размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним.

Согласно п. 4.4 Порядка № 17 в приложении 4 к лесной декларации указывается:

Схема(ы) размещения лесосеки. объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.

Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается:

Номер и площадь лесосеки;

Номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м);

Румбы (азимуты) линий;

Привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

Все требуемые данные, в том числе координаты лесосек приведены ООО «Дыхтау» в спорных декларациях, Управление не указало, какие конкретно сведения указаны неверно с точки зрения вышеуказанных положений Приказа № 17.

Так, местоположение лесосеки определено посредством указания (в таблице в нижнем правом углу): номеров точек на углах лесосеки и расстояния между ними (длины линий, м); румбов (азимутов) линий; привязки лесосеки к постоянным ориентирам.

В оспариваемом решении Управление не указало, какие из вышеназванных данных не приведены, и (или), какие приведены недостоверно.

Порядок № 17 не содержит специальных технических требований (правил) к вычерчиванию схемы размещения лесосек.

Из лесных деклараций видно, что лесосеки отведены в вышеуказанных лесных кварталах, а схемы (приложения № 3 и № 4) изготовлены на основе данных материалов государственного лесного реестра.

Аналогичные замечания Управления лесами являлись предметом рассмотрения по делу № А73-7624/2016, признаны судом незаконными.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии с Управления лесами законных оснований для отказа в приеме лесных деклараций по указанному ранее основанию.

По замечанию Управления лесами, что лесные декларации № 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 не соответствуют проекту освоения лесов, суд приходит к следующему.

Данное замечание не имеет нормативного обоснования, Управление лесами констатирует сведения о заявленных объемах заготовки, площади выделов и расположенных в них лесосеках, при этом не приводит обоснование, в чем состоит несоответствие лесных деклараций проекту освоения лесов, не приводит ссылок на нормы действующего лесного законодательства, обосновывающих это несоответствие.

Согласно пункту 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 (далее - приказ Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69) подраздел «Заготовка древесины» содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение № 27).

Согласно названному приложению, в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, указываются следующие сведения: лесничество, участковое лесничество (графа 1); № квартала (графа 2); № выдела (графа 3); преобладающая порода (графа 4); площадь выдела (га) (графа 5); запас на выделе и в среднем на 1 га (графы 7,6); форма, вид рубки (графа 8); вырубаемый запас (графа 9); % выборки (для выборочных рубок) (графа 10); рекомендуемые способы лесовосстановления (графа 11).

Указанная ведомость приведена в таблице 6.4.1 раздела «Организация использования лесов - заготовка древесины» проекта освоения лесов.

Конкретные лесосеки, в том числе объемы заготовки на каждой лесосеке, проектом освоения лесов не проектируются, а определяются на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек, произведенных в соответствии с Правилами заготовки № 474, которыми установлено следующее.

В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок (пункт 17 Правил заготовки № 474).

Отвод и таксация лесосек осуществляется, в частности, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18 Правил заготовки № 474).

Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: ± 10 процентов по общему объему и ± 12 процентов по отдельным породам. В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины (пункт 26 Правил заготовки № 474).

В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины, осуществляются сплошные и выборочные рубки (пункт 10 Правил заготовки № 474).

Отвод лесосек при всех видах рубок осуществляется в пределах лесного квартала. Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами. При рубках спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах в лесосеку могут включаться выделы приспевающих лесных насаждений общей площадью не более 3 га. В лесном квартале могут отводиться в рубку одновременно несколько смежных лесотаксационных выделов спелых и перестойных насаждений, если их суммарная площадь не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами (пункт 19 Правил заготовки № 474).

Предельная площадь лесосек определяется таблицами приложений 1-35 к Правилам заготовки № 474 (в зависимости от лесного района).

Распределение лесов лесного участка по лесорастительным зонам и лесным районам приведено в таблице 6.2.1, согласно которой лесные кварталы 27, 31, 33 Славянского участкового лесничества, квартал 49 Маноминского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества отнесены к Дальневосточному таежному лесному району; лесной квартал 96 Маноминского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества к Приамурско - Приморскому хвойно-широколиственному району.

Согласно Правилам заготовки № 474, приложению № 20 (Дальневосточный таежный лесной район) предельная площадь лесосек сплошной формы рубки составляет 50,0 га, добровольно-выборочной рубки - 80,0 га.

Согласно приложению № 22 (Приамурско-Приморский хвойно-широколиственный район) предельная площадь лесосек сплошной формы рубки составляет 25,0 га, добровольно-выборочной рубки -50,0 га.

Данные параметры ООО «Дыхтау» соблюдены, все отведенные для заготовки лесосеки расположены в тех выделах (кварталах), которые указаны в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, а именно:

в Славянском участковом лесничестве:

декларация № 20: лесосека № 2 в выделе № 11 квартала 27 (площадь лесосеки -47,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 21: лесосека № 1 в выделе № 12 квартала 27 (площадь лесосеки -29,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 22: лесосека № 12 в выделе № 5 квартала 33 (площадь лесосеки -11,3 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 23: лесосека № 13 в выделе № 5 квартала 33 (площадь лесосеки -11,9 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 24: лесосека № 19 в выделе № 6 квартала 33 (площадь лесосеки -30,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 25: лесосека № 9 в выделе № 11 квартала 31 (площадь лесосеки - 24 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 26: лесосека № 13 в выделе № 1 квартала 31 (площадь лесосеки -23,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 27: лесосека № 14 в выделе № 1 квартала 31 (площадь лесосеки -23,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 28: лесосека № 15 в выделе № 1 квартала 31 (площадь лесосеки -23,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 29: лесосека № 16 в выделе № 1 квартала 31 (площадь лесосеки -26,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 30: лесосека № 7 в выделе № 2 квартала 31 (площадь лесосеки - 41,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 31: лесосека № 8 в выделе № 2 квартала 31 (площадь лесосеки - 38,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 33: лесосека № 8 в выделе № 7 квартала 27 (площадь лесосеки - 26,4 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 34: лесосека № 9 в выделе № 5 квартала 27 (площадь лесосеки - 40,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 39: лесосека № 17 в выделе № 7 квартала 31 (площадь лесосеки -50,0 га; форма рубки - сплошная);

декларация № 40: лесосека № 9 в выделе № 1 квартала 27 (площадь лесосеки - 24,4 га; форма рубки - сплошная).

в Маноминском участковом лесничестве:

декларация № 19: лесосека № 1 в выделе № 3 квартала 96 (площадь лесосеки - 18,8 га; форма рубки - сплошная);

декларация № 35: лесосека № 5 в выделе № 8 квартала 49 (площадь лесосеки - 29.0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 36: лесосека № 9 в выделе № 2 квартала 49 (площадь лесосеки - 23,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 37: лесосека № 8 в выделе № 6 квартала 49 (площадь лесосеки - 16,0 га; форма рубки - выборочная);

декларация № 38: лесосека № 10 в выделе № 8 квартала 49 (площадь лесосеки -31,3 га; форма рубки - выборочная);

Задекларированные лесными декларациями объемы заготовки на лесосеках находятся в пределах допустимого вырубаемого запаса (графа 9 таблицы 6.4.1).

Применительно к лесосекам выборочной рубки Правилами заготовки № 474 установлено следующее.

Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста.

Ко второму ярусу относится часть деревьев древостоя, высота которых составляет от 0,5 до 0,8 высоты первого яруса. Отставшие в росте (старые) деревья первого яруса не относятся ко второму ярусу и подросту (пункт 35).

При добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5 (пункт 36).

Таким образом, параметры выборочной рубки проектируются исходя из того, чтобы после рубки иметь полноту древостоя в выделе - не ниже 0,5 (т.е. установлено предельное минимальное значение послерубочной полноты древостоя).

Для соблюдения этого параметра, в проекте освоения лесов (таблица 6.4.1) установлен процент выборки (графа 10), исходя из которого, с учетом общего запаса, имеющегося в выделе (графа 7), определяется возможный вырубаемый запас, т.е., предельный объем изъятия в данном выделе (графа 9). Возможный вырубаемый запас не превышен.

Замечание Управления лесами по декларациям № 19, 38, 40 о том, что рубка лесных насаждений в выделе № 3 квартала № 96 Маноминского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества, а также в выделе № 1 квартале № 27 Славянского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества не предусмотрена проектом освоения лесов, опровергается вышеуказанными сведениями проекта освоения лесов, согласно которому вышеуказанные выдела включены в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (табл. 6.4.1), заготовка в данных выделах предусмотрена проектом.

Указанные замечания Управления лесами являются необоснованными и не является препятствием для принятия спорных деклараций.

Замечание Управления лесами по декларациям № 21,27-29,34,35 о выделении неэксплуатационной площади (НЭП); при выборочных рубках не предусмотрено выделение НЭП, является также необоснованным.

Судом установлено, и следует из пояснений ООО «Дыхтау», выделение неэксплуатационных участков на лесосеках произведено в соответствие с указаниями самого Управления, изложенными в письме от 20.03.2018г. № 02-18/3969, которым Управления ранее отказало Обществу в принятии лесных деклараций.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ.

Приказом Рослесхоза от 14.12.2010г. № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (пункт 20).

Согласно пункту 21 названного приказа в лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции.

Поскольку на неэксплуатационных участках не будут производиться сплошные рубки, то их обозначение направлено на дополнительную защиту водоохранных зон и не противоречит Правилам заготовки.

Указанное замечание не является препятствием для принятия спорных деклараций.

По замечанию Управления лесами, что в лесных декларациях № 35, 38 выдел № 8 квартала № 49 Маноминского участкового лесничества Иннокентьевского лесничества отнесен к твердолиственному хозяйству, в соответствии с ведомостью лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, преобладающей породой является липа (мягколиственное хозяйство); в соответствии с таблицей 6.5.1 проекта освоения, заготовка древесины в мягколиственном хозяйстве не предусмотрена.

Лесной участок состоит из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов. Квартал № 49 (включая выдел 8) Маноминского участкового лесничества входит в состав арендуемого лесного участка, переданного для заготовки древесины (пункт 2 договора аренды).

При этом выдел № 8 квартала № 49 Маноминского участкового лесничества включен в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (таблица 6.4.1 (графы 2,3), стр. 98 проекта освоения лесов), таким образом, заготовка в нем предусмотрена договором арены и проектом освоения лесов.

Указание в проекте освоения лесов в качестве преобладающей породы липы (табл. 6.4.1) вовсе не означает, что указанный выдел относится к мягколиственному хозяйству.

Виды хозяйств в проекте освоения лесов не указываются, вид хозяйства указан в лесной декларации (графа 12 приложения № 1).

Пунктом 111 Лесоустроительной инструкции № 516, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011г. № 516 (далее - Лесоустроительная инструкция № 516) установлено, что лесное насаждение относится к хвойному или твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда суммарная доля участия в его составе древесных пород соответствующей группы (хвойных или твердолиственных) составляет не менее 5 единиц. Если в лесном насаждении смешаны хвойные и твердолиственные древесные породы с участием мягколиственных с долей 5 и менее единиц, хозяйство определяется по преобладанию хвойных или твердолиственных пород. Если доли хвойных и твердолиственных пород равны, хозяйство определяется по большей хозяйственной ценности или лучшему соответствию древесных пород типу лесорастительных условий. Мягколиственное хозяйство определяется при наличии в составе мягколиственных пород 6 и более единиц. Данное условие не соблюдается при отнесении лесотаксационного выдела к твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда в составе древостоя преобладают низкотоварные дуб порослевого происхождения, ильмовые, все виды клена (за исключением клена остролистного и явора) и ясень зеленый.

Аналогичные положения содержатся в пункте 79 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018г. № 122.

Согласно сведениям государственного лесного реестра в составе насаждений в выделе № 8 квартала № 49 доля мягколиственных пород (липы) составляет 4 единицы (то есть, менее 6 единиц), соответственно, он не отнесен к мягколиственному хозяйству.

Данный выдел отнесен к твердолиственному хозяйству, поскольку доля твердолиственных пород в нем превышает долю хвойных. К тому же, позиция Общества полностью подтверждается приложением № 3 к договору аренды, согласно которому лесной участок представлен заготовкой в хвойном и твердолиственном хозяйствах.

При рассмотрении дела в суде, представитель Управления лесами согласился с доводами представителя ООО «Дыхтау».

Замечание Управления лесами о том, что в декларации № 39 заявлена сплошная рубка в твердолиственном хозяйстве, что не соответствует проекту освоения лесов (табл. 6.4.1).

В декларации № 39 заявлена лесосека 17 в выделе 7 квартала 31 Славянского участкового лесничества, форма рубки - сплошная (графа 10), хозяйство - хвойное (графа 12) приложения № 1 к лесной декларации, что соответствует проекту освоения лесов.

Как указано ранее, Проект освоения лесов содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (табл. 6.4.1), в которой указана, в том числе форма, вид рубки (графа 8).

Выдел 7 квартала 31 Славянского участкового лесничества включен в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (табл. 6.4.1, стр. 98). В графе 8 указанной таблицы для данного выдела предусмотрена сплошная форма рубки.

Таким образом, обозначенная в лесной декларации форма рубки соответствует проекту освоения лесов.

При рассмотрении дела в суде, представитель Управления лесами согласился с доводами представителя ООО «Дыхтау».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства Управление лесами в порядке ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказало соответствие оспариваемого решения, изложенного в письме от 05.04.2018г. № 02-18/4737 об отказе в принятии лесных деклараций.

Незаконные решения Управления лесами нарушают права ООО «Дыхтау» в осуществлении предпринимательской деятельности, необоснованно препятствуя началу заготовки древесины в соответствии с лесными декларациями.

На основании изложенного, требование ООО «Дыхтау» подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение Управления лесами подлежит признанию незаконным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в целях устранения нарушений прав и интересов общества суд считает необходимым обязать Управление лесами принять спорные лесные декларации ООО «Дыхтау».

Судебные расходы общества в сумме 3000 руб., понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат возмещению заявителю за счет Управления лесами.

Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау» - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенного в письме от 05.04.2018г. № 02-18/4737, об отказе в принятии лесных деклараций от 12.03.2018г. № 19 - 31, № 33 - 40 (включительно) по договору аренды лесного участка от 25.12.2008г. № 0357/2008;

Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края принять декларации Общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау» от 12.03.2018г. № 19 – 31, № 33 – 40 (включительно).

Взыскать с Управления лесами Правительства Хабаровского края (адрес: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5, ОГРН-1072721021020) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау» (адрес: г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, д. 15, помещение I, оф. 3, ОГРН-1172724014253, ИНН-2724221640) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко