АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-6830/2011
«05» сентября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2011 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бикинские электрические сети - 1»
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24.05.2011г. № 24 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 3-04/45,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - генерального директора ФИО1, действующего на основании приказа № 01 от 06.06.2008г., адвоката Кузнецова Ю.А., действующего по доверенности от 10.01.2011г.;
от административного органа – ФИО2, действующей по доверенности № 6/4700 от 19.08.2009г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Бикинские электрические сети - 1» (далее – ООО «БЭС-1», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, административный орган) от 24.05.2011г. № 24 по делу об административном правонарушении № 3-04/45 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 16.08.2011г. по 22.08.2011г.
В заседании суда представители Общества настаивали на заявленном требовании по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Бикинские электрические сети - 1», расположенное по адресу: 682970, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2008г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1082713000292 и на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников ООО «БЭС-1» 25.12.2009г., осуществляет, в том числе, деятельность по передаче и распределению электроэнергии, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 12.07.2010г. № ИА/21890 Управлением ФАС по Хабаровскому краю в адрес ООО «БЭС-1» направлен запрос от 10.11.2010г. № 6/8486 в части соблюдения требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. (далее – Закон об энергосбережении, Закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ).
29.11.2010 в адрес УФАС по Хабаровскому краю в ответ на вышеуказанный запрос поступило письмо ООО «БЭС-1» от 25.11.2010г. исх. № 1-01/69, из содержания которого следует, что предложений об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов Общество не направляло.
26.01.2011г. УФАС по Хабаровскому краю по факту нарушения требований частей 9 и 10 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении ООО «БЭС-1» возбуждено дело № 3-04/45 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, о чем вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
08.04.2011г. главным специалистом – экспертом отдела антимонопольного контроля УФАС по Хабаровскому краю ФИО3 в отношении ООО «БЭС-1», в присутствии генерального директора Общества ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (03.05.2011г. в 12 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. № 18) ООО «БЭС-1» извещалось определением от 13.04.2011г. исх. № 6/2434, направленным по юридическому адресу Общества и полученным им, согласно почтовому уведомлению о вручении, 22.04.2011 г.
В связи с предоставлением ООО «БЭС-1» не в полном объеме документов, истребованных определением от 26.01.2011г. о возбуждении дела № 3-04/45 об административном правонарушении, административным органом 03.05.2011г. вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 16.05.2011г. в 11 час. 00 мин. Определение вручено по месту нахождения Общества 13.05.2011г., что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении.
17.05.2011г. административным органом повторно вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 3-04/45 об административном правонарушении на 24.05.2011г. в 15 час. 00 мин. по основаниям, изложенным выше. Определение вручено по месту нахождения Общества 20.05.2011г., что так же подтверждается отметкой в уведомлении о вручении.
24.05.2011г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО4 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 3-04/45 вынесено постановление № 24 о привлечении ООО «БЭС-1» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.
Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, частью 9 статьи 13 которого установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Таким образом, приведенными нормами установлена обязанность организаций, осуществляющих снабжение и передачу электрической энергии, в срок до 1 июля 2010 года предоставить определенному статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ кругу лиц предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов. Исходя из содержания приведенной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам, что подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178 примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.
Судом по материалам дела установлено, что ООО «БЭС-1» осуществляет передачу электрической энергии в частные дома, многоквартирные жилые дома, дачные или садовые дома, подлежащие в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета, и сети инженерно-технического обеспечения ООО «БЭС-1» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования вышеуказанных объектов.
Таким образом, ООО «БЭС-1», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии в объекты, подлежащие в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета, является надлежащим субъектом обязанности, установленной частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ по направлению потребителям предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, передачу которых оно осуществляет.
Как пояснил в судебном заседании генеральный директор ООО «БЭС-1» и следует из его пояснительной записки от 02.02.2011г. № 2-02/5 «мероприятия согласно Закону об энергосбережении предприятием были произведены в феврале 2010 года, а именно: заключен договор с управляющей компанией ООО «ЖЭО» на установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах; заключен договор с управляющей компанией ООО «Восток 5» на установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах; составлено и разослано «Предложение» абонентам частного сектора по замене приборов учета электроэнергии. Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах была произведена в первом полугодии 2010 года. В частном секторе замена приборов учета не была произведена в связи с тем, что заявок от населения по нашему «Предложению» в ООО «БЭС-1» не поступало».
В материалах дела № 3-04/45 об административном правонарушении имеется предложение ООО «Бикинские электрические сети-1» об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов с регистрационным номером 1-08/24, которое, со слов генерального директора Общества, было разослано абонентам частного сектора.
Также в ходе рассмотрения дела № 3-04/45 об административном правонарушении ООО «Бикинские электрические сети-1» представило следующие документы: предложение об оснащении приборами учета, используемых энергетических ресурсов; приказ № 8 от 04.03.2010г. о назначении ответственных лиц о разносе предложений абонентам частного сектора (об оснащении приборами учета, используемых энергетических ресурсов) контролеров ФИО5,ФИО6,ФИО7; копию журнала исходящей корреспонденции, согласно которому 07.04.2011г. за № 1-01/29 зарегистрировано предложение об оснащении приборами учета для абонентов частного сектора.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 3-04/45 об административном правонарушении установлено, что сети инженерно-технического обеспечения ООО «Бикинские электрические сети-1» имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов. Предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес собственников помещений в многоквартирных домах, а также лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, ООО «Бикинские электрические сети-1» не направляло.
В качестве доказательства направления предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, Общество представило в судебном заседании сопроводительные письма от 07.04.2010г. исх. № 1-01/29, адресованные ООО «Жилищная эксплуатационная организация» и ООО «Восток-5» с приложением соответствующих предложений.
Однако, учитывая, что, несмотря на неоднократные отложения УФАС по Хабаровскому краю даты рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с необходимостью представления Обществом всех имеющихся у него документов и сведений, данные доказательства не были представлены Обществом в ходе административного производства, у суда возникают сомнения относительно наличия спорных документов на момент рассмотрения дела в административном органе. При этом, судом также принято во внимание, что за исходящим номером 1-01/29 от 07.04.2010г., указанным на вышеуказанных сопроводительных письмах, в журнале исходящей корреспонденции зарегистрировано предложение об оснащении приборами учета только для абонентов частного сектора.
Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о доказанности административным органом в действиях (бездействии) ООО «БЭС-1» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обществом обязанности по предоставлению всем собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнуты заявителем.
Суд считает доказанной также и вину общества в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства об энергосбережении.
Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 Кодекса, административным органом установлена и доказана.
Также необходимо отметить, что примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденная Приказом Минэнерго России, содержит в себе информацию не только касающуюся установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, но и информацию по замене и эксплуатации данных приборов учета организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Приказ Минэнерго России зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2010 №17188 и является нормативным правовым актом обязательным для исполнения на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24.05.2011 № 24.
Антимонопольный орган, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела, назначил обществу административное наказание в минимально допустимом размере, установленном частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует установленным статьей 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а равно отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Нарушений порядка, срока привлечения общества к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Бикинские электрические сети - 1» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24.05.2011 № 24 по делу об административном правонарушении № 3-04/45 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак