Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-6904/2014
18 августа 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2014 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Четыре сезона +»
об оспаривании постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю от 23.05.2014г. по делу об административном правонарушении №№ 288730, 288731, 288685,
при участии Прокуратуры Хабаровского края,
в судебное заседание явились представители:
от заявителя – директор ФИО1 (личность удостоверена по предъявленному паспорту); адвокат Бандурко Г.К., действующая по ордеру от 02.07.2014 № 000235, удостоверение № 859;
от административного органа – ФИО2, действующая по доверенности от 30.12.2013г. № 252;
от прокуратуры – ФИО3, действующая по служебному удостоверению № 126712 от 12.05.2012г.
Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Четыре сезона+» (далее – заявитель, ООО «Четыре сезона +», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю (далее – УФМС России по Хабаровскому краю, административный орган) от 23.05.2014г. по делу об административном правонарушении №№ 288730, 288731, 288685 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявления приняты судом к производству, им присвоены номера дел А73-6904/2014, А73-6905/2014, А73-6906/2014.
Определением от 02.07.2014г. вышеуказанные дела, в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объединены в одно производство, делу присвоен номер А73-6904/2014.
В судебном заседании представители Общества на заявленных требованиях настаивали по основаниям, указанным в заявлениях.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, полагает, что оснований для удовлетворения заявлений не имеется.
Представитель прокуратуры поддержал позицию представителя УФМС по Хабаровскому краю.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю на основании распоряжения заместителя начальника УФМС России по Хабаровскому краю ФИО4 от 24.03.2014 № 92 проведена проверка деятельности ООО «Четыре сезона +» на предмет соблюдения правил миграционного учета, режима пребывания (проживания) граждан в Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки 10.04.2014 главным специалистом-экспертом отдела иммиграционного контроля УФМС России по Хабаровскому краю ФИО5 в отношении ООО «Четыре сезона +», в присутствии генерального директора общества ФИО1, составлены протоколы серии 27 № 288730, №288731 и №288685 по признакам административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.
23.05.2014г. заместителем начальника УФМС России по Хабаровскому краю ФИО6 по результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении № 288730, №288731, № 288685, с участием генерального директора общества ФИО1, вынесены постановления, которыми ООО «Четыре сезона +» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьей 18.9 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании их законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Закона № 114-ФЗ основанием для выдачи иностранному гражданину визы является, в том числе приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.
Приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.
В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ под приглашающей стороной понимается федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. В статье приведены существенные условия договора о реализации туристского продукта.
В соответствии с пунктом 13 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем цели поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Цели поездок приведены в Перечне «Цели поездок», используемом при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденном совместным приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27.12.2003 № 19723А/1048/922.
В частности названный Перечень различает такие цели поездок, как деловая, коммерческая, переговоры, работа по найму, гостевая, частная, туризм, туризм целевой.
Согласно пункту 55 раздела 4 Перечня «Иностранцы, въезжающие в Российскую Федерацию с туристическими целями (Код 004)» туризм – иностранцы, прибывающие с туристическими целями (имеющие надлежащим образом оформленный договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организации, осуществляющей туроператорскую деятельность).
В соответствии с пунктами 32, 32.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 30.11.2012 № 390, для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче приглашения приглашающей стороной представляется лично в уполномоченное подразделение ФМС России, территориальный орган ФМС России ходатайство, подаваемое на бумажном носителе, оформляется и представляется в двух экземплярах.
За достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в ходатайстве, приглашающая сторона несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Проверкой УФМС России по Хабаровскому краю установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Четыре сезона+» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1082721008237. В соответствие с Уставом основным видом деятельности общества является предоставление услуг в сфере туристической деятельности, в том числе иностранным гражданам (гражданам КНР), через фирму-партнера, находящуюся на территории КНР. В процессе осуществления данной деятельности ООО «Четыре сезона+», в лице его законного представителя – директора ФИО1, самостоятельно оформляет приглашения на получение однократной туристической визы гражданам КНР, для поездки в Российскую Федерацию. Приглашение оформляется в виде подтверждения о приеме иностранного туриста и ваучера на оказание туристических услуг на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя УФМС России по Хабаровскому краю, в процессе оформления гражданам КНР приглашений на въезд на территорию Российской Федерации, туристическая цель их поездки документально ничем не подтверждается, не уточняется и не конкретизируется, что свидетельствует о том, что гражданам КНР оформляются формальные подтверждения о приеме иностранного туриста для въезда в Российскую Федерацию по заведомо несоответствующим, ложным заявленным целям поездки.
Так, согласно материалам дела, 14.02.2014 года в 13-00 часов, по адресу: <...>, выявлен гражданин КНР Чжао Цинхэ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который въехал на территорию Российской Федерации по однократной туристической визе ШЕН 329740 от 23.01.2014 года (период действия: 05.02.2014г. по 06.03.2014г.). Туристическая виза получена на основании приглашения, оформленного ООО «Четыре сезона+», г. Хабаровск 004628-2010214-050214. С даты въезда на территорию Российской Федерации, с 05.02.2014г. по 14.02.2014г., указанный гражданин незаконно осуществлял трудовую деятельность в качестве мастера по покраске автомобилей в автомастерской г. Владивосток.
В ходе судебного разбирательства суду представлен ваучер № 2010-214 и подтверждение № 2010-214, в которых целью поездки китайского гражданина указан туризм, срок пребывания в Российской Федерации до 06.03.2014г.
14.02.2014г. гражданин КНР Чжао Цинхэ по постановлениям № 84/227 и № 85/228 начальника ОПНМ № 4 УФМС России по Приморскому краю привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 и части 2 статьи 18.8 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей по каждому постановлению.
В ходе опроса по факту нарушений миграционного законодательства, гражданин КНР Чжао Цинхэ пояснил, что в г. Владивосток приехал по туристической визе с целью работы в автомастерской, приехал не с туристическими целями, визу ему оформил начальник Чжан ФИО7 в г.Суйфэньхэ через посредническую фирму.
27.02.2014 года в 10-30 часов по адресу: <...>, выявлен гражданин КНР ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который въехал на территорию Российской Федерации по однократной туристической визе 21 7544040 от 13.02.2014 года (период действия: 17.02.2014г. по 18.03.2014г.). Туристическая виза получена на основании приглашения, оформленного ООО «Четыре сезона+», г. Хабаровск 004628-20798 4-170214. С даты въезда на территорию Российской Федерации (пункт пересечения границы: Благовещенск 49), с 17.02.2014 года по 27.02.2014 года, данный гражданин КНР незаконно осуществлял трудовую деятельность в качестве рабочего по покраске автомобилей в автомастерской г. Благовещенск.
27.02.2014 года гражданин КНР ФИО8, по постановлению №0260 начальника ОИК УФМС России по Амурской области привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 18.8 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В ходе опроса по факту нарушений миграционного законодательства, гражданин КНР ФИО8 пояснил, что приглашающую компанию он не знает. В г. Благовещенск приехал по туристической визе с целью работы, чем фактически и занимался в период своего пребывания.
14.02.2014 года в 13-00 часов по адресу: г. Владивосток, пр-кт 100-лет Владивостока, 30д, выявлен гражданин КНР Ма Цзюньхуэй, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который въехал на территорию Российской Федерации по однократной туристической визе ШЕН329744 от 23.01.2014 года (период действия: 05.02.2014г. по 06.03.2014г.). Туристическая виза получена на основании приглашения, оформленного ООО «Четыре сезона+», г. Хабаровск 004628-2010213-050214. С даты въезда на территорию Российской Федерации (пункт пересечения границы: Пограничный), с 05.02.2014 года по 14.02.2014 года, указанный гражданин незаконно осуществлял трудовую деятельность в качестве мастера по кузовному ремонту автомобилей в автомастерской г.Владивосток.
Суду представлен ваучер № 2010-213 и подтверждение № 2010-213, в которых целью поездки китайского гражданина указан туризм, срок пребывания в Российской Федерации до 06.03.2014г.
14.02.2014 года гражданин КНР Ма Цзюньхуэй по постановлениям №86/229 и № 87/230 начальника ОПНМ № 4 УФМС России по Приморскому краю привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 и части 2 статьи 18.8 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей по каждому постановлению.
В ходе опроса по факту нарушений миграционного законодательства, гражданин КНР Ма Цзюньхуэй пояснил, что в Россию приехал по туристической визе с целью работы в автомастерской, приехал не с целью туризма, визу ему оформил начальник Чжан ФИО7 в г. Суйфэньхэ через посредническую фирму.
Будучи опрошенной по данным фактам директор ООО «Четыре сезона+» ФИО1 (объяснения от 08.04.2014, 10.04.2014) пояснила, что договор на предоставление туристических услуг с каждым въезжающим в РФ в индивидуальном порядке гражданином КНР не заключается, эти договоры должны заключаться партнерами в КНР при оформлении туристической визы, сам договор она не видела и не представляет, как он выглядит в письменном виде. Она не знает, заключают ли китайские партнеры договоры, так как не требует у них подтверждений на заключенные договоры, ей партнеры говорят, что заключают договоры с гражданами КНР, которым ООО «Четыре сезона +» оформляет приглашение на въезд в РФ.
В судебном заседании директор Общества пояснила, что приглашения на получение туристических виз гражданам КНР оформляются в соответствии с действующим миграционным законодательством, ложную информацию Общество не предоставляет. Какую-либо иную информацию о гражданах КНР: Чжао Цинхэ, ФИО8 и Ма Цзюньхуэй она предоставить не может, поскольку копии выданных подтверждений о приеме иностранных туристов и ваучеров Общество себе не оставляет. В то же время такая обязанность содержится в Приложении № 5 к постановлению Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» - в течение 1 года с даты оформления подтверждения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Четыре сезона+» при оформлении и направлении подтверждения о приеме иностранного туриста в адрес Российского консульского учреждения по месту проживания иностранного гражданина относится безразлично к цели поездки и срокам пребывания данных иностранных граждан на территории России, так как не требует от представителей китайских туристических фирм (партнеров) подтверждения о заключении договоров на оказание услуг по туристическому обслуживанию, в соответствии с действующим законодательством. При этом при оформлении вышеуказанного подтверждения, не имея документов, подтверждающих фактическую цель пребывания граждан КНР в Российской Федерации, заявляет цель поездки «туризм».
Вместе с тем, ООО «Четыре сезона +», как приглашающая сторона, вправе требовать документы, подтверждающие реальную цель прибытия в РФ иностранного гражданина, а в отсутствие таких документов - отказать в приглашении.
Из анализа вышеуказанных нормоположений следует, что с иностранцами, прибывающими на территорию Российской Федерации с туристическими целями, должны быть надлежащим образом оформлены договоры на оказание услуг по туристическому обслуживанию и именно наличие такого договора может подтверждать туристическую цель въезда в Россию.
В судебном заседании директор ООО «Четыре сезона +» пояснила, что договоры должны были заключаться китайскими партнерами, общество доверяло китайским партнерам и представляло ходатайства в консульство по их запросам. Указанное еще раз подтверждает тот факт, что приглашения оформлялись обществом в отсутствие документов, подтверждающих фактическую цель пребывания граждан КНР в РФ. Кроме того, исследовав имеющиеся в материалах доказательства в их совокупности, судом установлено, что Общество не отслеживает и не ведет учета граждан КНР, въехавших на территорию России и выехавших с территории России.
Из оспариваемых постановлений следует, что действия ООО «Четыре сезона+» носят системный и массовый характер. Общество, являясь приглашающей стороной, указывало заведомо ложные сведения в соответствующих документах о туристической цели поездки граждан КНР, которые пребывали на территорию Российской Федерации с иной целью, а именно: для осуществления трудовой деятельности либо поиска работы.
Анализ вышеприведенных нормоположений с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «Четыре сезона +» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд полагает доказанной также и вину юридического лица, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют необходимые и достаточные сведения, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по выполнению публично-правовой обязанности приглашающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета. Факт заявления ООО «Четыре сезона+» в ходатайстве о выдаче приглашения на въезд иностранного гражданина заведомо ложных сведений о цели поездки, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнут заявителем. Представленные заявителем копии договоров не свидетельствуют об отсутствии вины Общества во вменяемом правонарушении, поскольку не подтверждают факт исполнения Обществом, как приглашающей стороной, обязанности по предоставлению достоверных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина. Кроме того, в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, данные документы не отвечают признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств, поскольку не имеют прямого отношения к рассматриваемому делу, представлены только в копиях, отсутствуют даты заключения договоров, в связи с чем не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 6 статьи 18.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными и их отмены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ООО «Четыре сезона +» об отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю от 23.05.2014г. по делу об административном правонарушении №№ 288730, 288731, 288685 - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак