Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-6938/2021
07 июня 2022 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Евдокимовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Синтекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 141231, Московская область, г. Пушкино, <...>, эт/пом 2/№ 41; <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
о признании незаконным заключения от 20.04.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении заявителя,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680020, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «Синтекс» – не явились;
от Хабаровского УФАС России – не явились;
от ООО «Транснефть-Дальний Восток» – ФИО1 по доверенности от 18.09.2020 № 83, диплом УВ № 630370,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Синтекс» (далее – заявитель, Общество, ООО «Синтекс») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением, согласно которому просит признать незаконным заключение от 20.04.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о заявителе при осуществлении закупки товара (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Определением суда от 04.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» (далее – третье лицо, заказчик, ООО «Транснефть-Дальний Восток»).
Определением суда от 23.08.2021 производство по делу № А73-6938/2021 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А55-10245/2021 Арбитражного суда Самарской области и судебного акта по делу № А46-7849/2021 Арбитражного суда Омской области.
Определением суда от 25.05.2022 производство по делу возобновлено.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебное заседание не явился, извещен, согласно отзыву возражает относительно удовлетворения заявленных требований Общества, просит производство по делу прекратить, полагая, что обжалуемое заключение не является ненормативным правовым актом либо решением органа, осуществляющего публичные полномочия, которые могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ООО «Транснефть-Дальний Восток» в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований Общества по основаниям, изложенным в отзывах.
В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 18.01.2021 публичным акционерным обществом «Транснефть» (далее - организатор закупки, ПАО «Транснефть») на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru(далее – ЕИС) размещено извещение № 32109897629 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по лоту № 0001-200-К-23-03182-2021 на право заключения договора поставки «Специализированное оборудование и материалы (оборудование маркировки)», документация о закупке, проект договора.
Дата и время окончания срока подачи заявок 26.01.2021. Подведение итогов 19.02.2021.
Начальная (максимальная) цена договора 24 083 278,99 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 19.02.2021 № 0001-200-К-23-03182-2021/И, размещенному в ЕИС 20.02.2021, ООО «Синтекс» (участник № 9) признано победителем конкурса в электронной форме.
19.03.2021 конкурсной комиссией принято решение, оформленное протоколом № 0001-200-К-23-03182-2021/И2 о признании участника №9 уклонившимся от заключения договора, который размещен в ЕИС 22.03.2021.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Транснефть – Дальний Восток» 19.03.2021 исх. № ТДВ/42-11/5100 в антимонопольный орган с обращением для решения вопроса о включении ООО «Синтекс» в реестр недобросовестных поставщиков (вх. № 8/3973 от 26.03.2021).
По результатам рассмотрения обращения Хабаровским УФАС России принято заключение от 20.04.2021 по результатам проверки сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с которым антимонопольный орган пришел к выводам о подтверждении нарушения ООО «Синтекс» обязательств по подписанию договора в установленные документацией о закупке сроки, по представлению обеспечения исполнения договора и документов, предусмотренных пунктом 15.4 Инструкции для участников закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке (далее – Инструкция); о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе.
Указанное заключение 23.04.2021 исх. № 8/4332 направлено в ФАС России для принятия решения о включении сведений об ООО «Синтекс» в реестр недобросовестных поставщиков.
Соответствующие сведения включены в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа ФАС России.
Не согласившись с данным заключением антимонопольного органа, ООО «Синтекс» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что неподписание договора в установленный срок, а также непредставление обеспечения исполнения договора было обусловлено тем что, у генерального директора Общества, имеющего право подписывать договоры посредством ЭЦП, происходил процесс изменение персональных данных, что затруднило выпуск банковской гарантии, а также не позволило подписать договор до момента окончания вышеуказанной процедуры изменения сведений.
Рассмотрев заявленные требования, выслушав возражения представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ), включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Таким образом, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ предусмотрена возможность обжалования заинтересованным лицом включение сведений в соответствующий реестр.
В данном случае, заключение антимонопольного органа, содержащее выводы о подтверждении факта нарушения участником закупки обязательств по подписанию договора в установленные закупочной документацией сроки, по своей сути является основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, указанное заключение может быть оспорено заявителем в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ. В этой связи, оснований для прекращения производства по делу у суда не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.
В качестве одного из требований, предъявляемых к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, а также поставщикам (исполнителям, подрядчикам), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров, предусмотрено ведение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, реестра недобросовестных поставщиков (статья 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Полномочия антимонопольного органа на принятие оспариваемого заключения установлены пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Во исполнение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее - Постановление № 1211), которым утверждены Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Перечень), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
В силу пункта 2 Правил направления сведений, в случае уклонения от заключения договора победителя закупки, заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган, в том числе: сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 Перечня; копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора; иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов и сведений в установленном им порядке.
Как указано выше, основанием для принятия Хабаровский УФАС России оспариваемого заключения, явился вывод антимонопольного органа о подтверждении нарушения ООО «Синтекс» обязательств по подписанию договора в установленные документацией о закупке сроки, по представлению обеспечения исполнения договора и документов, предусмотренных пунктом 15.4 Инструкции.
Так, сроки и порядок заключения договора по результатам закупки установлены разделом 15 Инструкции для участников закупки.
Пунктом 15.1. Инструкции установлено, что договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупке) и настоящей инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в подпунктах 15.4-15.7 инструкции.
В соответствии с пунктом 15.3 Инструкции победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 13 (тринадцати) календарных дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Если победитель закупки не подписывает договор в указанный срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.
Аналогичные требования содержатся в пункте 12.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 15.4 Инструкции победитель закупки обязан (в случае если указанное требование установлено в извещении об осуществлении закупки) не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала - на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки, по позициям, по которым в столбце «Подтверждение возможности исполнения договора» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)» установлено требование о предоставлении данного подтверждения.
Пунктом 15.5.2 Инструкции установлено, что способ обеспечения выбирает победитель закупки, с учетом условий проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке.
Из проекта договора следует, что обеспечение исполнение договора может обеспечиваться как предоставлением безотзывной банковской гарантии, так и внесением денежных средств. Выбор способа обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки.
В соответствии с пунктом 15.5.3 Инструкции в случае выбора победителем закупки способа обеспечения исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии победитель закупки не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, но не позднее дня подписания договора победителем закупки.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, протокол подведения итогов от 19.02.2021 № 0001-200-К-23-03182-2021/И размещен организатором закупки в ЕИС 20.02.2021.
24.02.2021 ПАО «Транснефть» направило Обществу посредством электронной торговой площадки уведомление о необходимости подписания договора, в том числе о необходимости предоставления документов в соответствии с пунктами 15.4-15.6 Инструкции.
Таким образом, предельный срок предоставления документов, предусмотренных пунктом 15.4 Инструкции – 25.02.2021; предоставления обеспечения исполнения договора – 02.03.2021; подписания договора со стороны Общества – 05.03.2021.
26.02.2021 организатор закупки уведомил ООО «Синтекс» об отсутствии в представленных победителем сведениях, документов подтверждающих возможность исполнения договора, в соответствии с пунктом 15.4 Инструкции.
01.03.2021 Общество направило в адрес ПАО «Транснефть» письмо № 0103-1 с информацией о том, что отсутствие документов, подтверждающих возможность поставки продукции в соответствии с пунктом 15.4 Инструкции было вызвано ошибкой тендерного отдела при расчете ценового предложения в составе заявки, в связи, с чем поданное предложение оказалось значительно ниже закупочной суммы товара у производителя.
Таким образом, по состоянию на 06.03.2021 заявителем договор не подписан, обеспечение исполнения договора и документы, предусмотренные пунктом 15.4 Инструкции, не представлены.
ООО «Синтекс» действуя осознанно, изначально (при подаче заявки) совершило действия, которые привели к признанию его победителем конкурса, и впоследствии отказалось от подписания договора по итогам конкурса.
Таким образом, Общество не выполнило требования закупочной документации о заключении договора в установленном порядке и сроки, то есть уклонилось от заключения договора по результатам конкурса.
Фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие каких-либо мер, предпринимаемых заявителем, подтверждающих действительное намерение исполнить свои обязательства. Такое бездействие нельзя признать добросовестным поведением со стороны участника закупки, что также позволяет сделать вывод о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе.
Иных доказательств, свидетельствующих о попытках ООО «Синтекс» действительно подписать договор, либо о невозможности это сделать в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, заявителем в материалы дела не представлено.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
ООО «Синтекс» в соответствии с заявкой на участие в аукционе было ознакомлено с условиями договора и взяло на себя обязательство подписать договор в соответствии с требованиями закупочной документации и условиями названной заявки, однако впоследствии отказалось от его заключения, что свидетельствует об умышленном уклонении от заключения договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая решение об участии в конкурсе, и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Представленные Обществом письма от 24.03.2021 и от 26.03.2021, в которых участник подтверждает безусловную готовность заключить договор, были направлены в адрес заказчика после срока окончания подписания договора и признания последнего уклонившимся от заключения договора, поэтому не могут свидетельствовать о добросовестном поведении Общества.
Смена персональных данных, паспорта генерального директора ООО «Синтекс» не является обстоятельством непреодолимой силы, препятствовавшим подписанию договора. Во всяком случае, Общество не лишено было возможности делегировать полномочия на подписание договора иному лицу.
Как правомерно отметило третье лицо, замена паспорта генерального директора заявителя не была связана с какой-либо экстренной ситуацией, а являлось планируемым мероприятием, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ Общество, как профессиональный участник в сфере предпринимательской деятельности, должно нести риск возникновения неблагоприятных последствия в случае совершения либо не совершения им определенных юридически значимых действий.
Также не принимается ссылка заявителя на невозможность предоставления обеспечения в виде банковской гарантии ввиду смены паспорта руководителя, поскольку обеспечение исполнения договора могло быть обеспечено внесением денежных средств.
Кроме того, довод Общества о невозможности подписания договора по независящим от него причинам опровергается информацией о заключенных и исполненных договорах, представленной самим заявителем.
Так, согласно таблице «Перечень договоров с ПАО «Транснефть» 04-05.03.2021 Обществом заключены 4 договора: от 04.03.2021 № ТВВ-728/А10/2021 (с АО «Транснефть-Верхняя Волга»), от 04.03.2021 № 0001-202-К-05-03523-2021/ТЗС-4444 (с АО «Транснефть-Западная Сибирь»), от 04.03.2021 № ТСВ-263/09-06/21 (с АО «Транснефть-Север»), от 05.03.2021 № ТСИБ-01-320-21-710 (с АО «Транснефть- Сибирь»).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у антимонопольного органа имелись достаточные основания для принятия оспариваемого заключения, которое соответствует требованиям законодательства в сфере закупок и, как следствие, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные ООО «Синтекс» требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Синтекс» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Архипова