ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7042/09 от 16.07.2009 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73-7042/2009

«16» июля 2009 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,

рассмотрел в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Телевидение Комсомольска» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ведущего специалиста-эксперта ФИО1 действующей по доверенности от 08.07.2009 № 09/33, ведущего специалиста-эксперта ФИО2, действующей по доверенности от 08.07.2009 № 09/32;

от лица, привлекаемого к ответственности – директора ФИО3, действующего на основании протокола внеочередного собрания участников от 29.09.2008, ФИО4, действующего по доверенности от 15.01.2009.

установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Телевидение Комсомольска» (далее – ООО «Телевидение Комсомольска») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с приказом от 22.05.2009 № 87 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю переименовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю (далее – Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю).

В ходе судебного разбирательства представители Управления на заявленном требовании настаивали. Считают доказанным как факт вменяемого правонарушения, так и вину юридического лица. Существенных процессуальных нарушений допущено не было.

Представители общества с заявленным требованием не согласились. Считают, что административным органом не доказан факт вменяемого правонарушения, поскольку лицензия дает ее держателю право, используя технические средства, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение средств массовой информации, поэтому вещание средства массовой информации в количестве времени меньшем, чем заявлено в концепции, не образует состава вменяемого правонарушения. Полагает, что протокол об административном правонарушении нельзя считать допустимым доказательством, поскольку нарушения, зафиксированные в нем, допущены двумя юридическими лицами. В случае привлечения юридического лица к административной ответственности, будет нарушена часть 5 статьи 4.1. КоАП РФ. Обществу вменяется нарушение лицензионного условия, выразившего в распространении в эфире средства массовой информации – радиопрограммы «Радио «Звезда FM-Комсомольск», не заявленной в лицензии, в то время как должностное лицо - главный редактор радиопрограммы «Комсомольская студия радиовещания» - владелец лицензии на осуществление радиовещания – ООО «Телевидение Комсомольска» ФИО3 был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей. Доказательства, полученные в ходе проверки, нельзя признать допустимыми, поскольку проверка проведена с нарушением Федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 14.07.2009 по 16.07.2009.

Судом по материалам дела установлено следующее.

ООО «Телевидение Комсомольска» Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия выдана лицензия серии РВ № 11010 от 12.01.2007 на осуществление радиовещания средств массовой информации: радиопрограмм «Комсомольская студия радиовещания» и «Национальная радиостанция «Звезда – FM». Условия осуществления деятельности по настоящей лицензии указаны приложениях №№1-3, которые являются ее неотъемлемой частью.

В период с 23.04.2009 по 22.05.2009 комиссией Управления Россвязькомнадзора по Хабаровскому краю на основании приказа руководителя Управления от 24.04.2009 № 233-П проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ООО «Телевидение Комсомольска» на предмет соблюдения условий вышеуказанной лицензии.

По результатам проверки установлено, что обществом допущено нарушение пункта 1 лицензионных условий, имеющихся в приложении № 1 к лицензии, в частности, обществом вещание осуществляется не в соответствии с заявленной концепцией и условиями осуществления вещания, указанными в приложениях № 2,3 к лицензии.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 21.05.2009 № 05/2705.

22.05.2009 Управлением в отношении ООО «Телевидение Комсомольска» с участием законного представителя – директора ФИО3 составлен протокол № 05/11 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Учитывая, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации), лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Телевидение Комсомольска» имеет лицензию от 12.01.2007 серии РВ № 11010 на осуществление радиовещания средств массовой информации: радиопрограмм «Комсомольская студия радиовещания» и «Национальная радиостанция «Звезда – FM». Условия осуществления деятельности по настоящей лицензии указаны приложениях №№1-3, являющиеся ее неотъемлемой частью.

В пункте 1 лицензионных условий (приложение № 1 к лицензии) содержится требование, в соответствии с которым осуществление вещания должно осуществляться в соответствии с заявленной программной концепцией и условиями осуществления вещания, которые указаны в приложениях №№ 2,3 к лицензии.

В ходе проверки было установлено нарушение вышеуказанного лицензионного условия, выразившееся в следующем:

- вещание средства массовой информации (далее – СМИ) «Комсомольская студия радиовещания» (в эфире распространяется СМИ «Радио звезда FM Комсомольск») составляет 5 часов 44 минуты в неделю, вместо 14 часов 00 минут согласно заявленной концепции (приложение № 2 к лицензии № 11010);

- вещание СМИ «Комсомольская студия радиовещания» (в эфире распространяется СМИ «Радио звезда FM Комсомольск») осуществляется по одному (информационному) направлению вместо семи (приложение № 2 к лицензии № 11010) - не реализованы шесть направлений вещания: публицистическое, познавательно-развлекательное, культурно-просветительское, детское, спортивное, музыкальное;

- информационное направление СМИ «Комсомольская студия радиовещания» (в эфире - распространяется СМИ «Радио звезда FM Комсомольск») составляет 40,9 % от общего объема данного СМИ (5 часов 44 минуты в неделю) вместо 15 % (2 часа 06 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- вещание СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 157 часов 04 в неделю, вместо 154 часа 00 минут согласно заявленной концепции (приложение № 2 к лицензии №11010);

- вещание СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» осуществляется по пяти (информационному, специализированному информационному (в военной сфере), публицистическому, культурно-просветительскому, образовательному, музыкально-развлекательному) направлениям вместо шести (приложение № 2 к лицензии № 11010): не реализовано одно направление вещания - политическое;

- информационное направление СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 5,39 % от общего объема вещания данного СМИ (8 часов 03 минуты в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- специализированное информационное (в военной сфере) направление СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 1,25 % от общего объема вещания данного СМИ (1 час 56 минут в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- культурно-просветительское, образовательное направление СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 1,25 % от общего объема вещания данного СМИ (1 час 56 минут в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- публицистическое направление СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 0,58 % от общего объема вещания данного СМИ (54 минуты в неделю) вместо 12,5 % (19 часов 15 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- музыкально-развлекательное направление СМИ «Национальная радиостанция «Звезда - FM» составляет 93,7 % от общего объема вещания данного СМИ (144 часа 17 минут в неделю) вместо 37,5 % (57 часов 45 минут в неделю) согласно заявленной концепции;

- в эфире распространяется СМИ - радиопрограмма «Радио звездаFM Комсомольск», не заявленное в лицензии;

- отсутствие вещания в течение 5 часов 12 минут: с 00:38 по 05:50 24 апреля 2009 (согласно приложению № 3 к лицензии № 11010 вещание ежедневное, круглосуточное).

Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 21.05.2009 № 05/2705 и протоколе об административном правонарушении от 22.05.2009 № 05/11, а также подтверждается условиями лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010, записями эфира за период с 16:00 24.04.2009 по 16:00 30.04.2009, данными сетки программного вещания, эфирными справками за период с 24.04.2009 по 30.04.2009, тематическим рубрикатором радиопрограммы «Комсомольская студия радиовещания».

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод об осуществлении ООО «Телевидение Комсомольска» деятельности по распространению средств массовой информации с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины и подтверждающих объективную невозможность выполнения лицензионных условий, а также принятия всех возможных мер для их соблюдения.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, но, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит возможным применить к правонарушителю минимальный размер наказания, предусмотренный частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Порядок, сроки привлечения к административной ответственности, а также полномочия лица на составление протокола об административном правонарушении соответствуют требованиям КоАП РФ.

Несостоятелен довод общества относительно того, что вменяемые нарушения лицензионных условий и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении были допущены двумя юридическими лицами – ООО «Телевидение Комсомольска» (владелец СМИ – «Комсомольская студия радиовещания») и ФГУП «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ» (владелец СМИ – «Национальная радиостанция «Звезда – FM»).

Деятельность по распространению СМИ «Комсомольская студия радиовещания» и «Национальная радиостанция «Звезда – FM» в рамках лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010 на частоте 103,0 МГц на территории гор. Комсомольска-на-Амуре разрешена - ООО «Телевидение Комсомольска», являющееся лицом, ответственным за соблюдение лицензионных условий и требований.

Концепция на ретрансляцию программ СМИ «Национальная радиостанция «Звезда – FM» была заявлена обществом на конкурсе на получение права на разработку и освоение нового радиочастотного канала частотой 103,0 МГц в гор. Комсомольске-на-Амуре, что следует из протокола заседания комиссии от 26.10.2005 № 7512.

В силу пункта 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания, радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 № 1359, лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

Согласно письму от 02.07.2009 № 14-13/6107 филиала «Дальневосточный региональный центр» ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в соответствии с договором от 19.09.2007 № 11/870-07 услуги связи для целей эфирного вещания радиовещательных программ согласно лицензии от 12.01.2007 № 11010 на частоте 103 МГц 1кВт в гор. Комсомольске-на-Амуре предоставлены ООО «Телевидение Комсомольска».

Из письма от 30.04.2009 № 036-08-02-000-158 ФГУП «Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа» следует, что записи программ эфирного радиовещания за период с 16:00 23.04.2009 по 16:00 30.04.2009 были сделаны на частоте 103МГц/FM в гор. Комсомольске-на-Амуре, вещателем которого являлось ООО «Телевидение Комсомольска».

Кроме того, ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «Звезда» в письме от 02.07.2009 № 101 подтверждает право ООО «Телевидение Комсомольска» осуществлять прием спутникового сигнала радиопрограммы «Звезда-FM» с его последующим доведением до радиослушателей частоты 103,0 МГц, принадлежащей ООО «Телевидение Комсомольска» на территории гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в соответствии с условиями лицензии на осуществление эфирного радиовещания от 12.01.2007 № 11010.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вещателем СМИ – «Национальная радиостанция «Звезда – FM» на частоте 103,0 МГц в гор. Комсомольске-на-Амуре в период с 16:00 23.04.2009 по 16:00 30.04.2009 являлось ФГУП «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ».

Как указано в самой лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010, в соответствии со статьей 31 Закона о средствах массовой информации, уступка лицензии на вещание другому лицу допускается только с согласия органа, ее выдавшего, соответствующим переоформлением лицензии.

Подобного переоформления лицензии не производилось. Право осуществлять деятельность по распространению СМИ «Национальная радиостанция «Звезда – FM» в рамках лицензии от 12.01.2007 № 11010 у ФГУП «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ» отсутствует. Указанного факта в ходе проверочных мероприятий зафиксировано не было.

Также судом не усматривается нарушения части 5 статьи 4.1. КоАП РФ в силу следующего.

ООО «Телевидение Комсомольска» как владельцу лицензии вменяется нарушение лицензионного условия, выразившегося в распространении в эфире СМИ - радиопрограммы «Радио звездаFM Комсомольск», не заявленного в вышеуказанной лицензии.

Общество полагает, что за данное правонарушение должностное лицо - главный редактор радиопрограммы «Комсомольская студия радиовещания» ФИО3, являющийся, по его мнению, владельцем лицензии на осуществление радиовещания, был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей, соответственно юридическое лицо не может нести дважды ответственность за одно и тоже правонарушение.

Однако данный вывод противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Согласно постановлению от 22.05.2009 № 05/12 ФИО3 был привлечен к административной ответственности как главный редактор радиопрограммы «Комсомольская студия радиовещания», а не директор ООО «Телевидение Комсомольска» по статье 13.22. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными. Противоправными признаны действия главного редактора, выразившиеся в распространении в эфире СМИ - радиопрограмма «Радио звездаFM Комсомольск», не заявленного в лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010.

ФИО3 как главный редактор радиопрограммы «Комсомольская студия радиовещания» владельцем лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010 не является, также не является им и СМИ «Комсомольская студия радиовещания».

Не соответствует действующему законодательству мнение общества относительно того, что вещание средства массовой информации в количестве времени меньшем, чем заявлено в концепции, не образует состава вменяемого правонарушения.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий лицензиатом, а лицензионные требования (условия) - совокупность установленных в лицензии требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Соответственно любое отступление от содержащихся в лицензии требований (условий), является ее нарушением и составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

В пункте 1 приложения № 1 к лицензии от 12.01.2007 серии РВ № 11010 содержится условие, в соответствии с которым вещание должно осуществляться лицензиатом в соответствии с заявленной концепцией. Данное требование лицензиатом было нарушено.

Суд отклоняет как несостоятельный довод общества о том, что доказательства, полученные в ходе контрольного мероприятия, являются недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон о защите прав юридических лиц).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц действие названного закона направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

В абзаце первом статьи 2 Закона о защите прав юридических лиц дано определение понятия «государственный контроль (надзор)», под которым следует понимать проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленным федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что под действие вышеуказанного закона подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль – это мероприятие по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.

Поскольку контрольные мероприятия, проводимые Управлением Россвязькомнадзора по Хабаровскому краю в целях проверки соблюдения ООО «Телевидение Комсомольска» установленных лицензионных требований и условий, не были направлены на проверку соблюдения им обязательных требований к товарам (работам, услугам), то эти мероприятия не подпадают под понятие «государственный контроль», используемое в целях Закона о защите прав юридических лиц.

Положения Закона о защите прав юридических лиц не распространяются на процедуру привлечения к административной ответственности.

Также несостоятельна ссылка заявителя на Федеральный закон 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о порядке рассмотрения обращений граждан), поскольку данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Кроме того, содержание обращения гражданина ФИО5, явившееся основанием для проведения проверки, не подпадает под понятие обращение гражданина, данными в статье 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, в нем не содержатся рекомендации гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; не содержится просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; также, не содержится просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, статьями 2.10., 4.1., частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Телевидение Комсомольска», расположенное по адресу: 681000, <...>, зарегистрированное 13.03.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по гор. Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером 1032700034950, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю); ИНН <***>, КПП 2721010011, ОКАТО 08401000000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 08511690040040000140, наименование платежа – штраф за нарушение административного законодательства по решению Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2009 по делу № А73-7042/2009.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина