Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7090/2017
23 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.10.2017.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Олейниковой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Дальневосточного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, место нахождения: 680038, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680007, <...>)
о признании недействительным решения от 23.01.2017 № 33635 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровского краю от 07.04.2017 № 13-10/43/07035
третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (680000, <...>)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 06.06.2017 № 106;
от Инспекции: ФИО2 представитель по доверенности от 22.11.2016 № 04-36/020326; ФИО3 представитель по доверенности от 30.12.2016 № 04-36/000997;
от Управления ФНС: ФИО2 представитель по доверенности от 10.01.2017 № 05-30/00041,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, ФГКУ «ДВТУИО МО РФ», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю от 23.01.2017 № 33635 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 07.04.2017 № 13-10/43/07035.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
В судебном заседании представитель ФГКУ «ДВТУИО МО РФ» заявленные требования поддержал.
Инспекция представила письменный отзыв в соответствии с которым не согласилась с заявленными требованиями. Представители этого лица в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержали.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию Инспекции.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом по материалам дела и пояснениям представителей участвующих в деле лиц установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка № 2) по земельному налогу за период 2015 год, представленной ФГКУ «ДВТУИО» 03.06.2016.
В ходе проверки, оформленной актом проверки от 19.09.209 № 21445, Инспекцией установлено, что Учреждением неправомерно не исчислен земельный налог в отношении 21 земельного участка с кадастровыми номерами: 27:03:0011102:258; 27:03:0011108:0038; 27:03:0010405:132; 27:03:0011102:260; 27:03:0010407:58; 27:03:0010406:17; 27:03:0010405:130; 27:03:0010405:136; 27:03:0010405:135; 27:03:0010405:137; 27:03:0010402:52; 27:03:0010405:131; 27:03:0010405:134; 27:03:0010402:51; 27:06:0010309:1; 27:17:0329301:23; 27:17:0329301:24; 27:17:0329301:25; 27:17:0329202:35; 27:03:0010418:79; 27:06:0020719:1.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 23.01.2017 № 33635 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в соответствии, с которым ФГКУ «ДВТУИО» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом отягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафа в сумме 6 152 726 руб. Кроме этого, Учреждению доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 15 381 815 руб., а также начислены пени в сумме 2 450 065,73 руб.
Не согласившись с данным решением Инспекции, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке в УФНС России по Хабаровскому краю,
Решением от 07.04.2017 № 13-10/43/07035@ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управление ФНС России по Хабаровскому краю отменило обжалуемое решение Инспекции отменено в части:
- доначисления земельного налога за 2015 год в размере, превышающем 15 361 293 руб.;
- начисления пени по земельному налогу в размере, превышающем 2 446 604,90 руб.;
- начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере, превышающем 6 144 517,20 руб.
В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Основанием для отмены в части решения Инспекции послужили установленные Управлением ФНС обстоятельства того, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0010405:135 и 27:03:0010405:137 с 06.03.2015 зарегистрированы на нового правообладателя – Лермонтовское сельское поселение Бикинского муниципального района Хабаровского края в связи с чем доначисление земельного налога по данным участкам за период март-август 2015 неправомерно.
Заявитель полагая, что решение Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доводы заявителя в обоснование заявленных требований по существу сводятся к тому, что поскольку правообладателем спорных земельных участков является Учреждение, которое несет обязанности в сфере учета имущества Минобороны РФ, направленные на обеспечение нужд обороны, то земельные участки являются изъятыми из оборота и не подлежат обложению земельным налогом.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав их представителей, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Из требований, установленных пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В свою очередь, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
На основании положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Анализ данных норм во взаимосвязи с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, изъятым из оборота, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
При этом основанием отнесения земельных участков к категории ограниченных в обороте либо изъятых из оборота является не только характеристики самого земельного участка, но и статус расположенного на нем объекта.
Следовательно, налогоплательщик, использующий такие земельные участки, должен доказать, что земельный участок занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Учреждением оспаривается доначисление земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:06:010309:1, 27:17:0329202:35, 27:06:0020719:1, 27:03:0011102:258, 27:03:0011108:38, 27:03:0010418:79.
Между тем, вступившим в законную силу решением от 29.12.2016 по делу № А73-15014/2015 с участием этих же лиц при рассмотрении спора о доначислении земельного налога за 2013 год установлено, что вышеуказанные земельные участки фактически для нужд Министерства обороны Российской Федерации не используются; эти земельные участки не заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, инспекция в соответствии с оспариваемым решением правомерно произвела доначисление земельного налога: в сумме 596 825 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:17:0329202:35; в сумме 257 238 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:06:0020719:1; в сумме 190 689 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:06:010309:1; в сумме 98 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:03:0011108:38.
Доводы заявителя о том, что в рамках рассмотрения дела № А73-15014/2016 (решение Инспекции № 25928) рассматривалось доначисление налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:17:0329202:35, 27:06:0020719:1, 27:06:010309:1, признанными налоговым органом ограниченными в обороте и подлежащих обложению налогом по пониженной ставке – 0,3% от кадастровой стоимости, судом отклоняются, поскольку по данным земельным участкам в соответствии с оспариваемым решением Инспекция исчислила земельный налог, применив при расчете ставку – 0,3%
Кроме этого, вступившим в законную силу решением от 16.06.2016 по делу № А73-1873/2016 Арбитражного суда Хабаровского края с участием этих же лиц также установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0010418:79, 27:03:0011102:258, 27:03:0010405:136, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Учреждения, не заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы и фактически для нужд обороны не используются. В связи с этим Учреждению было отказано в признании недействительным решения Инспекции о доначислении земельного налога за 2014 год в отношении данных земельных участков.
Доказательств того, что в 2015 году данные земельные участки использовались для размещения Вооруженных сил Российской Федерации заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
Доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером 27:03:0010405:136 расположено здание хлебопекарни, принадлежащее с 18.07.2014 на праве собственности гражданину ФИО4, а поэтому Учреждение не является плательщиком земельного налога, судом отклоняются.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица, с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2017 (том 3 л.д. 93-94) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 27:03:0010405:136 является Учреждение.
Следовательно, факт того, что здание хлебопекарни, расположенное на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности иному лицу, не влияет на правомерность доначисления земельного налога в отношении этого земельного участка Учреждению.
Доводы заявителя о неверном применении налоговым органом ставки налога при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:03:0010405:136 судом отклоняются.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, вышеназванный земельный участок имеет адрес места расположения: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, примерно в 1.1 км. по направлению на юго-восток.
Как следует из решения Инспекции, при исчислении земельного налога в отношении вышеназванного земельного участка, налоговым органом применена ставка налога в размере 1% от кадастровой стоимости, установленная решением Совета депутатов Лермонтовского сельского поселения от 19.11.2014 № 46 для прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края от 19.11.2014 № 46 утверждено Положение о местных налогах на территории Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее – Положение № 46), которое применяется с 01.01.2015.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения № 46 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
3) предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.
1.0 процента в отношении прочих земельных участков (пункт 3.1.2 Положения).
Поскольку данный земельный участок не отнесен к земельным участкам, для которых в соответствии с Положением № 46 применяется льготная ставка налога – 0,3%, то при исчислении налога, Инспекция правомерно применила ставку налога в размере 1% от кадастровой стоимости.
По этим же основаниям судом отклоняются доводы заявителя о необоснованном применении Инспекцией ставки земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 27:03:0010418:79 и 27:03:0011102:258.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010418:79, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, расположен на восточной окраине с. Лермонтовка, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование – для зоны отдыха.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0011102:258 относится к землям промышленности, энергетики, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, под пасеку.
Таким образом, исчисление земельного налога в отношении указанных земельных участков должно производиться по ставкам, утвержденным Положением № 46 для прочих земельных участков, т.е. 1%.
На основании изложенного оснований для признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков в кадастровыми номерами: 27:03:0010405:136 (30 508 руб.), 27:03:0010418:79 (169 333 руб.), 27:03:0011102:258 (53 992 руб.) не имеется.
Оспаривая доначисление земельного налога в сумме 12 828 174 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:23 заявитель ссылается на нахождение на этом земельном участке объектов: общежитие, контрольно-пропускной пункт, караульное помещение, скважина, металлический штаб, столовая, казарма, котельная; на данном земельном участке в проверяемый период располагался военный городок № 9 в котором располагается войсковая часть 62951; указывает о том, что в настоящее время территория патрулируется силами войсковой части 16788.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2017, земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:23 предназначен для нужд Министерства обороны Российской Федерации, правообладателем земельного участка является Учреждение.
Между тем, в ходе проверки Инспекцией установлено, что на спорном земельном участке имеются объекты недвижимости, которые по назначению не используются.
Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом обследования земельного участка от 30.03.2016, проведенного специалистами Дружбинского сельского поселения.
В свою очередь, заявителем не представлено доказательств того, что на спорном земельном участке в спорный период была расположена войсковая часть 62951.
При этом, согласно письму Заместителя командующего войсками Восточного военного округа от 10.08.2017 исх. № 28/1/2602, в соответствии с указанием начальника штаба Восточного военного округа от 12.09.2012 организована круглосуточная охрана территории военного городка № 9 в с. Дружба, методом патрулирования составом войсковой части 16788.
Данное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что на территории военного городка № 9, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0329301:23 войсковая часть 62951 не находится.
Сам по себе факт патрулирования территории военного городка № 9 в с. Дружба, составом войсковой части 16788 не свидетельствует о том, что на данном земельном участке расположены здания и сооружения в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Представленные заявителем акт смотра от 09.10.2017, согласно которому территория земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:23 огорожена и находится под охраной также не является доказательством, свидетельствующим о том, что на земельном участке расположены здания и сооружения в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации.
Следовательно, данный земельный участок не соответствует критериям установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, позволяющим отнести земельный участок к участкам, изъятым из оборота, в связи с чем Инспекция правомерно произвела доначисление земельного налога по данному земельному участку в сумме 12 828 174 руб.
Судом отклоняется, как не подтвержденный допустимыми доказательствами довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:23 расположен в границах заповедника, а поэтому является изъятым из оборота на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:23 относится к участкам лесного фонда, судом отклоняются, как не влияющий на правильность исчисления Инспекцией земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:24 Инспекция по результатам проверки произвела доначисление налога в сумме 105 479 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:24 является ФГКУ «ДВТУИО МО РФ». Данный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для нужд обороны.
Из акта обследования земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:24 от 30.03.2016, утвержденного главой администрации Дружбинского сельского поселения и представленного в Инспекцию следует, что данный земельный участок по назначению не используется, объекты недвижимости отсутствуют, а имеются только развалины.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на данном земельном участке расположены здания и сооружения в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, заявителем не представлено. Напротив, из ответа врио командира войсковой части 10253, изложенного в письме от 13.08.2017 № 27/207 (том 4, л.д. 68) следует, что этот земельный участок за подчиненными соединениями и воинскими частями 11 Армии ПВО не закреплен и дальнейших перспектив использования не имеет.
Судом отклоняется, как не подтвержденный допустимыми доказательствами довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:24 расположен в границах заповедника, а поэтому является изъятым из оборота на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:24 относится к участкам лесного фонда, судом отклоняются, как не влияющий на правильность исчисления Инспекцией земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:24 не имеется.
Оспаривая решение Инспекции в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58, 27:03:0010405:135, 27:17:0329301:25, Учреждение указывает на следующие обстоятельства.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 01.04.2014 № 283 земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58, 27:03:0010405:135 переданы в собственность муниципального образование Лермонтовское сельское поселение Бикинского муниципального района Хабаровского края, а земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:25 был передан в собственность Дружбинского сельского поселения в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.09.2013 № 715.
В связи с этим, по мнению заявителя, право собственности Лермонтовского сельского поселения на земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58, 27:03:0010405:135 возникло с 01.04.2014, а право собственности Дружбинского сельского поселения на земельный участок возникло с 17.09.2013, а соответственно в спорном периоде Учреждение не являлось плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка.
Однако, заявителем не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» исходя из которых обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как установлено Управление ФНС России по Хабаровскому краю при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика, Лермонтовское сельское поселение являлось правообладателем земельного участка с кадастровым номером 27:03:0010405:135 с 06.03.2015, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (том 4 л.д. 51-54).
До указанной даты, правообладателем данного земельного участка являлось ФГКУ «ДВТУИО МО РФ».
Указанные обстоятельства были учтены Управлением ФНС России по Хабаровскому краю в связи с чем решение Инспекции было изменено в части доначисления земельного налога в отношении данного земельного участка за период, в который Учреждение уже не являлось правообладателем земельного участка, т.е. с марта 2015 года.
Однако, до марта 2015 года Учреждение являлось плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка, поскольку он не может быть признан изъятым из оборота.
Исходя из разрешенного использования этого земельного участка, он предназначен для размещения скважины, т.е. не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, позволяющим отнести его к участкам, изъятым из оборота.
Кроме этого, факт того, что земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:135 не использовался в спорном периоде для размещения вооруженных сил подтверждается изданием приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 01.04.2014 № 283, в соответствии с которым этот земельный участок передан в собственность муниципального образования.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58, 27:17:0329301:25 установлено, что в 2015 году правообладателем этих земельных участков являлось Учреждение.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:03:0010407:58 зарегистрировано за Лермонтовским муниципальным образованием 20.02.2016, а право собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329301:25 зарегистрировано за Дружбинским сельским поселением 29.04.2016.
Доказательств тому, что в спорный период на данных земельных участках находились объекты, в которых на постоянной основе размещались вооруженные силы, заявителем не представлено.
Напротив, согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329301:25 от 30.03.2016, утвержденного главой Дружбинского сельского поселения, объекты недвижимости на данном земельном участке отсутствуют, имеются только развалины и подземный бункер.
Согласно информации, представленной Администрацией Бикинского мунципального района Хабаровского края от 22.03.2016 № 01-15-954 (том 2 л.д. 42-44) земельный участок с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58 в 2015 году не использовался для нужд обороны.
На основании изложенного, оспариваемым решением Инспекции, в редакции решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю Учреждению правомерно доначислен земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0010407:58, 27:03:0010405:135, 27:17:0329301:25.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 27:03:0010405:137 Инспекция по результатам проверки произвела доначисление земельного налога в сумме 10 402 руб.
В части указанного земельного участка решение Инспекции было изменено Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, которое установило, что данный земельный участок с 06.03.2015 зарегистрирован на праве собственности за Лермонтовским сельским поселением, в связи с чем сумма земельного налога была пересчитана с учетом периода регистрации данного земельного участка за Учреждением.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:137 относится к землям населенных пунктов и предназначен для размещения скважины № 6005.
Правообладателем данного земельного участка до 05.03.2015 являлось ФГКУ «ДВТУИО МО РФ».
Доказательств тому, что на данном земельном участке расположены здания и сооружения в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо данный земельный участок является ограниченным в обороте, заявителем не представлено.
На основании изложенного оспариваемое решение Инспекции в редакции решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:03:0010405:137 удовлетворению не подлежит.
Доначисляя земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0010406:17, 27:03:0010402:51, 27:03:0010402:52, 27:03:0010405:130, 27:03:0010405:131, 27:03:0010405:132, 27:03:0010405:134 Инспекция исходила из того, что правообладателем данных земельных участков является Учреждение и на этих земельных участках отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Суд соглашается с выводами Инспекции исходя из следующего.
Так, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010406:17, расположен примерно в 30 м. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес, <...>, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование – под скважину № 401. Правообладателем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, являлось Учреждение. С 20.02.2016 право собственности на земельный участок зарегистрировано за Лермонтовским сельским поселением.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010402:51, расположенный в 200 м. по направлению на северо-запад от ориентира центральная железная дорога, адрес ориентира: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, вдоль ж/д тупика от центральной ж/д, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование: для реконструкции нижнего склада.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010402:52, расположенный примерно в 1 км. по направлению на северо-запад от ориентира центральная железная дорога, адрес ориентира: Бикинский район, с. Лермонтовка, вдоль ж/д тупика от центральной ж.д., относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование – под топливный склад.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:130, расположен примерно в 1.1 км. от ориентира по направлению на юго-восток ст. Розенгартовка. Относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – для эксплуатации бани. В спорный период правообладателем этого земельного участка являлось Учреждение. С 20.02.2016 земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Лермонтовским сельским поселением.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:131, расположенный по адресу: с. Лермонтовка, примерно в 0,6 км. по направлению на юго-восток от ориентира ст. Розенгартовка, относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование – под административное здание. Правообладателем данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является Учреждение.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:132, расположенный по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, примерно в 0,8 км. по направлению на юго-восток от ориентира ст. Розенгартовка, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – под территорию гаража. Правооболадателем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является Учреждение.
Земельный участок с кадастровым номером 27:03:0010405:134, расположенный в с. Лермонтовка, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – под канализационную насосную станцию № 1. В спорном периоде правообладателем земельного участка на праве постоянного (бессрочного пользования) являлось Учреждение. С 20.02.2016 земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Лермонтовским сельским поселением.
Таким образом, вышеназванные сведения свидетельствуют о том, что на указанных земельных участках отсутствуют здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо данные земельные участки предназначены для нужд обороны.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обратное, заявителем в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Само по себе нахождение данных земельных участков у Учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования, не свидетельствует о наличии оснований относить данные земельные участки к изъятым из оборота, либо к ограниченным в обороте земельным участкам.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0010406:17, 27:03:0010402:51, 27:03:0010402:52, 27:03:0010405:130, 27:03:0010405:131, 27:03:0010405:132, 27:03:0010405:134.
Доначисляя земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011102:260 в сумме 485 886 руб. Инспекция правомерно исходила из отсутствия оснований для отнесения данного земельного участка к земельным участкам, изъятым из оборота.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 27:03:0011102:260 расположен примерно в 100 м. по направлению на восток от ориентира – километровый столб, адрес ориентира: Бикинский район, 173 км., автодороги «Хабаровск-Владивосток», относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности и земли иного специального назначения, под территорию полигона.
Правообладателем данного земельного участка является Учреждение.
Доказательств тому, что данный земельный участок соответствует критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации для возможности отнесения его к земельным участкам, изъятым из оборота, заявителем не представлено.
Поэтому Инспекция правомерно доначислила Учреждению земельный налог по данному земельному участку.
При этом налоговый орган признал данный земельный участок ограниченным в обороте в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и произвел доначисление налога по льготной ставке – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Оценив в совокупности изложенное, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции, в редакции решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю в части доначисления земельного налога в сумме 15 361 293 руб. и пени в сумме 2 446 604,90 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Согласно пункту 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
В силу пункта 4 статьи 114 НК РФ при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
При вынесении оспариваемого решения Инспекцией установлено, что Учреждение ранее привлекалось за аналогичное правонарушение в соответствии с решением Инспекции от 20.10.2015 № 26679, вступившим в законную силу 30.12.2015.
В связи с этим, признав наличие отягчающих ответственность обстоятельства и отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, Инспекция привлекла Учреждение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа, увеличенного на 100%, сумма которого с учетом внесенных Управлением ФНС изменений, составила 6 144 517,20 руб.
В ходе судебного разбирательства заявитель просил учесть смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: Учреждение полностью финансируется из федерального бюджета, создано в целях обеспечения реализации функций Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации; находится в тяжелом материальном положении, в силу приостановления операций по счетам.
Действительно, вступившим в законную силу решением от 16.06.2017 по делу № А73-1873/2016 установлено, что решением Инспекции от 20.10.2015г. № 26679 Учреждение привлекалось к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2014 год.
Таким образом, выводы Инспекции о наличии отягчающих ответственность обстоятельств являются правильными.
Однако, наличие отягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для исследования вопроса о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии со статьей 112 НК РФ смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности и с учетом, установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции.
Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства - возможность уменьшать штраф - согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, справедливости наказания и его соразмерности тяжести совершенного нарушения.
Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав налогоплательщика и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ, статьям 137, 138 НК РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что налоговые санкции имеют адвалорный характер, выраженный в процентах по отношению к сумме неперечисленного налога, а не фиксированный размер в твердой сумме. При этом налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, имеет карательно-превентивный характер, что требует учета действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания.
В соответствии с разъяснениями в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения, а также контроля за сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, Учреждение опосредованно выполняет функции, связанные с обороной и безопасностью Российской Федерации; коммерческую деятельность не осуществляет; полностью финансируется из федерального бюджета; находится в тяжелом материальном положении, что подтверждается уведомлением УФК по Хабаровскому краю о приостановлении операций по счетам Учреждения.
Поэтому сумма штрафа в размере более 6 млн. руб. не отвечает требованиям справедливости наказания, тем более, что ранее Учреждение привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения (что и явилось основанием для увеличения штрафа на 100%) в виде штрафа в сумме всего 6 480,90 руб.
Оценив указанные обстоятельства в своей совокупности, суд признает их смягчающими и влияющими на исчисление суммы штрафа. Поэтому суд считает разумным снизить сумму штрафа, наложенного в соответствии с оспариваемым решением, до 1 500 000 руб., признав в остальной части штрафа оспариваемое решение недействительным.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина не взыскивается, поскольку Учреждение и Инспекция от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю от 23.01.2017 № 33635 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 07.04.2017 № 13-10/43/07035 в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме, превышающей 1 500 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.В. Леонов