Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7170/2015
31 августа 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2015.
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2015.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой А.Е.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявлениеМуниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным отказа в передаче недвижимого имущества (квартир) в муниципальную собственность,
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 по дов. № 1-1-17/76 от 02.10.2014;
от Минобороны России – ФИО2 по дов. № 212/2/55 от 21.01.2015, ФИО3 по дов. № 212/1/43 от 22.01.2015; Дю У.В. по дов. № 212/2/53 от 21.01.2015, ФИО4 А.Т.О. по дов. № 212/1/194 от 04.02.2015;
от ФГКУ «ДВ ТУИО» Минобороны – ФИО2 по дов. № 31 от 27.02.2015, Дю У.В. по дов. № 38 от 27.02.2015.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.08.2015 до 11.00 часов 26.08.2015.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее – заявитель, Администрация города) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны»), к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), в соответствии с которым просит суд:
- признать незаконным отказ ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны» в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» недвижимого имущества - 45 жилых помещений (квартир) согласно списку, расположенных в <...> (военный городок № 8), микрорайон Старт (военный городок № 14);
- обязать ФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны» безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» недвижимое имущество - 45 жилых помещений (квартир) согласно списку, расположенных в <...> (военный городок № 8), микрорайон Старт (военный городок № 14).
Определением заместителя председателя суда от 17.08.2015 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Копыловой Н.Л. по делу № А73-7170/2015 на судью Манника ФИО5 от 18.08.2015 материалы дела приняты судьей к своему производству.
В ходе судебного разбирательства Администрация города по письму от 24.07.2015 и в порядке статьи 49 уточнила исковые требования, в соответствии с которым просит суд:
- признать незаконным изложенный в письме от 03.03.2015 за исх. № 141/7637 отказ Минобороны России в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» недвижимого имущества - 45 жилых помещений (квартир) согласно списку, расположенных в <...> (военный городок № 8, дома ДОС), микрорайон Старт (военный городок № 14, дома ДОС);
- обязать Минобороны России безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» недвижимое имущество - 45 жилых помещений (квартир) согласно списку, расположенных в <...> (военный городок № 8, дома ДОС), микрорайон Старт (военный городок № 14, дома ДОС).
Ходатайство судом на основании статьи 49 АПК РФ удовлетворено и в этой связи на основании статей 47, 51 АПК РФпротокольным определением судаФГКУ «ДВ ТУИО Минобороны» исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
По мнению заявителя, отказ в передаче жилого фонда Минобороны России в муниципальную собственность не соответствует Федеральному закону № 423-ФЗ и Федеральному закону № 131-ФЗ.
Минобороны России и ФГКУ ДТУИО Минобороны России представили отзывы на заявление об отсутствии оснований для удовлетворения требования, учитывая, что жилой фонд, расположенный в военных городках необходим для нужд Минобороны России для расселения военнослужащих Тихоокеанского флота.
В судебном заседании представитель Администрации города поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Кроме того, сослалась на то, что часть квартир в указанных военных городках ранее была передана в муниципальную собственность городского округа.
Представители Минобороны России и ФГКУ ДТУИО Минобороны России предложили отказать в удовлетворении заявленного требования по мотивам, изложенным в отзывах.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие обстоятельства.
В 2013 году во время крупномасштабного наводнения на территории Хабаровского края был организован совместный выезд представителей ФГКУ ДТУИО Минобороны России и ФГКУ «Востокрегионжилье» для фактического определения пустующих квартир, расположенных в жилых домах военных городков микрорайонов Таежный и Старт г. Комсомольска-на-Амуре, для расселения граждан, пострадавших в результате наводнения. В ходе проведения проверки выявлено 45 пустующих квартир.
20.09.2013 между ФГКУ ДТУИО Минобороны России и Администрацией города был заключен договор безвозмездного ответственного хранения недвижимого имущества, в соответствии с которым ФГКУ ДТУИО передает, а Администрация города принимает на ответственное хранение недвижимое имущество до момента принятия решения собственником о передаче его в собственность муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».
В течение 2013-2015 гг. Администрацией города велась переписка с органами Минобороны России по поводу передачи квартир в муниципальную собственность.
Письмом от 03.03.2015 № 141/7637 (л.д. 25) Департамент имущественных отношений Минобороны России известил Главу города Комсомольска-на-Амуре о том, что испрашиваемые квартиры не могут быть переданы в муниципальную собственность в связи с необходимостью их использования для нужд Минобороны России.
Аналогичное письмо от 30.03.2015 № 141/6-3959 (л.д. 34-35) было направлено ФГКУ ДТУИО Минобороны России в адрес Администрации города.
Полагая оспариваемый отказ от 03.03.2015 № 141/7637 Минобороны незаконным и нарушающим права муниципального образования, Администрация города обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно подпунктам «м», «н», «о» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:
- принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда;
- осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что недвижимое имущество, которое необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны безвозмездной передаче в муниципальную собственность не подлежит.
Как следует из письма ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 08.12.2014 № 04-03/00017651 (л.д. 65), направленного в адрес ФГКУ ДТУИО Минобороны России, в соответствии с планом боевой подготовки ТОФ к 01.04.2015 планируется прибытие в г.Комсомольск-на-Амуре экипажей кораблей и подводных лодок. На основании служебного письма от 24.11.2014 № 331 необходимо организация всестороннего обеспечения личного состава прибывающего в дивизион в количестве 160 человек служебными жилыми помещениями, для прохождения дальнейшей службы. К письму приложен перечень жилых помещений (микрорайон Таежный, военный городок № 8, дома ДОС №№ 1-14 с перечнем квартир) для отнесения к специализированному жилому фонду Минобороны России.
По второму письму ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от 22.12.2014 № 04-03/00018945 (л.д. 67), также направленного в адрес ФГКУ ДТУИО Минобороны России, это учреждение Минобороны также сообщило, что на территории военного городка № 14 микрорайона Старт дислоцируется войсковая часть 44284. Жилые помещения, расположенные в домах ДОС №№ 1 – 6, необходимы для обеспечения служебным жильем военнослужащих по месту прохождения службы. Жилые помещения вышеуказанного военного городка необходимо отнести к специализированному жилому фонду с дальнейшим внесением в реестр федерального имущества.
Таким образом, учитывая, что спорные квартиры необходимы для нужд обороны для проживания военнослужащих, оспаривай отказ от 03.03.2015 №141/7637 Департамента имущественных отношений Минобороны России соответствует части 1 статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ, подпунктам «м», «н», «о» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 1053 а следовательно, права и интересы муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» не нарушает.
Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Муниципальным образованием городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре требований к Министерству Обороны Российской Федерации – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник