ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7178/09 от 24.06.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-7178/2009

«24» июня 2009 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ

о привлечении индивидуального предпринимателя Вонаршенко Геннадия Артемьевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – не явился;

от лица, привлекаемого к ответственности – не явились,

Сущность дела: Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Вонаршенко Геннадия Артемьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего уведомления о времени и месте настоящего судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Вонаршенко Геннадий Артемьевич (далее – предприниматель Вонаршенко Г.А., предприниматель) зарегистрирован 08.11.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 305272431200025 и на основании лицензии от 23.12.2005 № АСС-27-034430, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В соответствии с приказом заместителя руководителя Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора от 21.05.2009 № 07-240, по факту дорожно-транспортного происшествия от 20.05.2009 проведена внеплановая проверка работы автотранспорта, принадлежащего предпринимателю Вонаршенко Г.А. по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.

В ходе проверки, проведенной в период с 25 по 30 мая 2009 года главным государственным инспектором Куниным Ю.Н., старшим государственным инспектором Пономаревой Н.Ю., установлено, что предпринимателем Вонаршенко Г.А. не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей в части соблюдения продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителей, нарушается ведение путевой документации, для перевозок пассажиров по регулярным автобусным маршрутам используется автобус, не имеющий лицензионной карточки, а именно:

- 12.05.2009 водитель Лакеенко В.И. по путевому листу № 225 работал с 11 час. 00 мин. до 20 час. 11 мин., а 13.05.2009 согласно путевым листам №№ 227, 228 работал с 06 час. 50 мин. до 20 час. 15 мин, при этом междусменный отдых водителя составил 10 час. 40 мин, при норме 12 часов;

- 14.05.2009 водитель Исаченко С.П. по путевому листу № 229 работал с 6 час. 00 мин. до 20 час. 55 мин., а 15.05.2009 водитель Исаченко С.П. по путевому листу № 232 работал с 7 час. 00 мин. до 21 час. 09 мин., междусменный отдых водителя составил 9 час. 55 мин. при норме 12 час.;

- 27.04.2009 водитель Лакеенко В.И. осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 303 на автобусе марки KIA-COSMOS, государственный регистрационный знак Х 751 СО 27 по путевому листу № 189, в котором отсутствовали сведения о владельце транспортного средства;

- 15.05.2009, 16.05.2009, 17.05.2009 согласно путевым листам №№ 234, 236, 238 соответственно, перевозка пассажиров по маршруту № 303 осуществлялась на автобусе KIA-COSMOS, государственный регистрационный номер Х 751 СО 27 без лицензионной карточки.

По результатам проверки составлен акт от 25-30.05.2009 № 193.

01.06.2009 государственным инспектором Пономаревой Н.Ю. в отношении предпринимателя Вонаршенко Г.А., с его участием, составлен протокол серии 27 № 002263/142 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ. Факт административного правонарушения предприниматель Вонаршенко Г.А. признал.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

В силу абзаца 11 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности, введенное на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Данное положение так же закреплено подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), в соответствии с которым к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пункту 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, относится, в том числе соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Пунктом 2.6.2. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны вести учет рабочего времени водителей.

Согласно пункту 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (далее – Положение об обеспечении БДД), режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Пунктом 7 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В соответствии с пунктом 25 данного Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Как установлено проверкой и подтверждается материалами дела, предпринимателем не осуществлялся контроль за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей.

Кроме того, Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее – Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152), которые применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 путевой лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

В силу подпункта 2 пункта 5 названного Приказа сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Из материалов дела следует, что предпринимателем не организован должный контроль за оформлением путевой документации, в частности в нарушении вышеуказанных требований, в путевых листах, представленных к проверке, отсутствуют сведения о владельце транспортного средства.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится так же наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

В пункте 8 «Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении», утвержденного приказом Минтранса РФ от 24.07.1997 № 82, указано, что руководители организаций, предприниматели и другие лица, уполномоченные ими осуществлять лицензируемую деятельность, по требованию работников лицензионных органов при проведении ими контроля обязаны предъявлять лицензии, лицензионные карточки к ним и другие документы, подтверждающие соответствие выполняемой деятельности условиям, установленным в лицензии.

Об обязательности наличия лицензионной карточки установленного образца у организаций и водителей-предпринимателей при осуществлении перевозок подвижным составом и использовании для перевозки подвижного состава, зарегистрированного в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр указывается и в пункте 4.1. Положения об обеспечении БДД.

В силу пункта 1.2. вышеуказанного Положения об обеспечении БДД, его требования обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4. Кодекса, административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя Вонаршенко Г.А. признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 01.06.2009 серии 27 № 002263/142, актом проверки от 25-30.05.2009 № 193, путевыми листами от 12.05.2009 №225, от 13.05.2009 № 227, от 13.05.2009 № 228, от 14.05.2009 № 229, от 15.05.2009 № 232, от 04.04.2009 № 137, от 27.04.2009 № 189, от 15.05.2009 № 234, от 16.05.2009 № 236, журналом регистрации путевых листов, лицензией от 23.12.2005 № АСС-27-034430.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено.

Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.4., 4.1., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

индивидуального предпринимателя Вонаршенко Геннадия Артемьевича, 10.05.1955 года рождения, место рождения – п.Боровое, Щучинского района Кокчетавской области, проживающего по адресу: 680009, г.Хабаровск, пер.Краснодарский, д.17, кв. 25, зарегистрированного 08.11.2005 года ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 305272431200025, ИНН 272011151809, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Сумма штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН 2722023829, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск, БИК 040813001, КБК 10611690040040000140, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак