ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7188/17 от 24.07.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-7188/2017

26 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.07.2017.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680042, <...>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680038, <...>)

опризнании недействительным решения от 23.01.2017 № 15-18/236

при участии в судебном заседании:

от ФГБОУВО «ХГУЭП»: ФИО1 представитель по доверенности от 06.10.2016 № 147; ФИО2 представитель по доверенности от 12.07.2017                      № 104

от Инспекции: ФИО3 представитель по доверенности от 21.11.2016        № 04-30/014193

Установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права» (далее – заявитель, Университет, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого, уточненным представителем заявителя в ходе судебного разбирательства, просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю от 23.01.2017 № 15-18/236 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления земельного налога за                 2013-2014 г.г. по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0011210:5, соответствующей суммы пени и штрафа по части 1 статьи 122 НК РФ.

В судебном заседании представитель Университета заявленные требования поддержал.

Инспекция согласно представленному отзыву с заявленными требованиями не согласилась. Представитель этого лица в судебном заседании просил, поддержав доводы, изложенные в отзыве, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании решения начальника Инспекции от 25.07.2016 № 16-18/68 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Университета по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391, пункта 1 статьи 194, пункта 1 статьи 396 НК РФ Университет при исчислении земельного налога неверно определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005, а также неверно применял налоговую ставку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:011210:0005 и 27:23:020313:0001.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 23.11.2016                             № 15-18/20.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 23.01.2017 № 15-18/236 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в соответствии с которым Университет привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 817 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Кроме этого налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 3 688 060 руб. с учетом начислений за 2013 год в сумме 2 793 899 руб., за 2014 год в сумме 2 246 945 руб., и излишне начисленного налога за 2015 года в сумме 1 352 784 руб., а также начислены пени в  сумме 1 025 428 руб.

Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы Инспекции о неверном исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013-2014 г.г. по земельному участку с кадастровым номером 27:23:011210:0005 в силу неверного определения кадастровой стоимости данного земельного участка.

Не согласившись с данным решением в части доначисления земельного налога за 2013-2014 г.г. по земельному участку с кадастровым номером 27:23:011210:0005, соответствующей суммы пени и штрафа, Университет обратился в Управление ФНС России по Хабаровскому краю с апелляционной жалобой.

Решением Управления ФНС от 26.04.2017 № 13-10/08616@ апелляционная жалоба Университета оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции без изменения.

Полагая, что у Инспекции не имелось законных оснований для доначисления земельного налога за 2012-2014 г.г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005, Университет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Доводы налогоплательщика в обоснование заявленных требований сводятся к тому, что при исчислении земельного налога он исходил из сведений Управления Росреестра на основании полученных кадастровых справок по состоянию на начало каждого налогового периода; сведения о кадастровой стоимости, примененной Инспекцией, в государственный кадастр недвижимости не вносились, поскольку имела место быть кадастровая ошибка в части внесения данных по уточненной кадастровой стоимости; до устранения кадастровой ошибки Университет по согласованию с Инспекцией и Федеральным агентством кадастра недвижимости по Хабаровскому краю исчислял и производил оплату земельного налога за 2013-2014 г.г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Агентством по согласованию с Инспекцией в 2007 году.

Возражая против заявленных требований, Инспекция в отзыве, а также ее представитель в судебном заседании привели доводы, аналогичные изложенным в оспариваемом решении. По мнению налогового органа, налогоплательщик, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости актуальных сведений о кадастровой стоимости, должен был производить исчисление земельного налога в соответствии с нормативным правовым актом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения налогового органа, выслушав их представителей, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На территории муниципального образования «Город Хабаровск» земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 № 146 «О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденное решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571 с 01.01.2006.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.02.2012 Университет является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005, который находится у Университета на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Как установлено в ходе проверки и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителями заявителя, Университетом в налоговый орган представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2013, 2014,                       2015 г.г. в которых отражены кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005 в размере 119 242 580 руб., 119 242 580 руб., 378 554 056 руб. соответственно.

Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 25.11.2008                   № 273-пр «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае» (далее – Постановление № 273-пр) кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 1 руб.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2011 № 275-пр «О внесении изменений в кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г. № 273-пр «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае» (далее – Постановление № 275-пр) в Постановление № 273-пр внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 510 268 248 руб.

Указанная стоимость Университетом в суде и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не оспаривалась.

В связи с этим суд соглашается с выводами Инспекции о том, что при исчислении земельного налога за 2013-2014 г.г. Университет должен был использовать кадастровую стоимость спорного земельного участка в соответствии с внесенными в Постановление № 273-пр изменениями.

Доводы заявителя о том, что при исчислении земельного налога он исходил из данных Управления Россреестра, отраженных в кадастровых справках на начало каждого налогового периода, в которых на начало 2013 и 2014 годов отражена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 руб., в связи с чем оснований для применения кадастровой стоимости в размере 510 268 248 руб. у налогоплательщика не имелось, судом отклоняются.

Действительно, из представленных в материалы дела кадастровых справок следует, что кадастровая стоимость земельного участка в 2013 г. и 2014 г. составляла 1 руб.

Таким образом, несмотря на то, что в связи с изменениями, внесенными Постановлением № 275-пр в Постановление № 273-пр, кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 510 268 248 руб., соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости внесены не были.

При этом Университет, начиная с 2007, а также за проверяемый период 2013-2014 г.г. производил исчисление налога с кадастровой стоимости 119 242 580 руб., согласно представленному в налоговый орган Реестру для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2007 год, согласованному с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, в соответствии с которым расчетная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005 для целей налогообложения земельным налогом определена в размере 119 242 580 руб.

В свою очередь, Инспекция произвела доначисление земельного налога исходя из постановления Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г.                   № 273-пр «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае», с учетом внесенных в него Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2011 № 275-пр изменений, которым утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, в том числе для кадастрового квартала 27:23:0011210, в котором расположен спорный земельный участок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих их Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий и прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют собой особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется в частичности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечение одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числе очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.

Поскольку постановление Правительства Хабаровского края от 23.08.2011                  № 275-пр «О внесении изменений в кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г. № 273-пр «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае» официально опубликовано в «Собрании законодательства Хабаровского края» 12.09.2011, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ, указанное постановление подлежит применению с 01.01.2012.

Следовательно, исчисление земельного налога за 2013-2014 г.г. должно было производиться Университетом исходя из кадастровой стоимости в размере 510 268 248 руб. в соответствии с Постановлением № 273-пр с учетом изменений, внесенных Постановлением № 275-пр, вне зависимости от внесения, либо не внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Данный вывод соответствует правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 30.06.2015                   № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым-шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в законную силу актов законодательства о налогах и сборах.

Поэтому судом отклоняются ссылки Университета на то, что Постановление № 275-пр не содержит необходимого приложения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка, что, по мнению заявителя, является существенным доказательством наличия актуальных сведений в государственном кадастре недвижимости о фактической кадастровой стоимости земельного участка.

Из представленной в материалы дела переписки, в частности письма ФБУ «Федеральная кадастровая палата по Хабаровскому краю» от 14.12.2011              № ТБ/2.16-2345, следует, что Университету было известно о том, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указанные в государственном кадастре недвижимости, не являются актуальными и подлежат исправлению в порядке исправления кадастровой ошибки.

Тем не менее, в силу вышеизложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, указанное обстоятельство, при наличии нормативного правового акта, утвердившего результаты кадастровой оценки, не освобождает налогоплательщика от обязанности исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости в соответствии с этим нормативным правовым актом.

В связи с этим в рассматриваемом случае не имеют правового значения доводы заявителя о принятии им мер, направленных на исправление кадастровой ошибки.

На основании изложенного, Инспекция правомерно произвела доначисление налогоплательщику суммы земельного налога за 2013-2014 г.г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка 27:23:011210:0005, установленной в соответствующие налоговые периоды нормативным правовым актом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель.

Спор относительно примененного налоговым органом размера ставки земельного налога между сторонами отсутствует.

В связи с этим оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления земельного налога, а также соответствующей суммы пени, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

На основании оспариваемого решения за неполную уплату земельного налога за 2013-2014 г.г. Университет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 100 817 руб., сумма которого была снижена Инспекцией в 10 раз в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

Доводы Университета об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности в силу отсутствия вины, судом отклоняются, как не основанные на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства и отраженных выше.

В ходе судебного разбирательства представитель Университета не оспаривал, что налогоплательщику было известно о действительной кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 510 268 248 руб., утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г. № 273-пр «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2011 № 275-пр.

Однако, несмотря на указанное обстоятельство, налогоплательщик продолжал исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости, которая не была утверждена в установленном порядке.

Следовательно, доводы заявителя об отсутствии его вины в неполной уплате земельного налога являются несостоятельными.

Ссылки Университета на истечение срока давности привлечения к ответственности за неуплату земельного налога за 2013 год судом отклоняются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.

Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности за неполную уплату налога за 2013 год исчисляется с 01.01.2015, т.е. со следующего дня за окончанием налогового периода, в течение которого совершено правонарушение, т.е. – 2014 года.

Оспариваемое решение вынесено Инспекцией 23.01.2017, а, следовательно, срок давности привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2013 год не истек.

Иных обстоятельств, не рассмотренных Инспекций и которые могли быть признаны смягчающими и влияющими на размер штрафа, заявителем не приведено и по материалам дела не установлено.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде подлежит отнесению на Университет и не взыскивается, поскольку уплачена заявителем в полном объеме при обращении в суд.

При этом Университету подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3 000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 29.05.2017 № 28297.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права» требований отказать.

Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Хабаровский государственный университет экономики и права» (ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29.05.2017 № 28297.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                          Д.В. Леонов