АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-7254/2011
«16» августа 2011 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
о привлечении индивидуального предпринимателя И ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры – ФИО2, удостоверение № 079830;
от лица, привлекаемого к ответственности – предпринимателя И ФИО1, адвоката Порайко В.В., участвующего в деле по заявлению предпринимателя, сделанному в судебном заседании.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 11.08.2011 г. по 15.08.2011 г., с 15.08.2011 г. по 16.08.2011 г.
Сущность дела: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя И ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивал на заявленном требовании по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель с требованием прокуратуры не согласился, полагает, что в его действиях отсутствует событие и состав вменяемого правонарушения.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель И ФИО1 зарегистрирован 07.02.2008г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 308270303800011, ИНН <***>, и на основании лицензии № 69869, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия с 29.09.2009г. по 29.09.2014г., оказывает населению телематические услуги связи в подвальном помещении, расположенном в здании по адресу: <...>, арендованном у ХООО «Зенит» на основании договора аренды от 01.01.2011г. № 3.
При оказании услуг населению используется информационно-развлекательное оборудование (интернет-терминалы «ИТ-01» и «Кардвендер К-1»), полученное предпринимателем И С.С. на основании договора аренды оборудования № 4/09 от 18.09.2009г., заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО3
Указанное оборудование подключено к сети «Интернет» на основании договора № КМА00191, заключенного 18.03.2010г. между предпринимателем И С.С. (абонентом) и ООО «Престиж-Интернет» (оператором связи). Во исполнение договора между сторонами оформлен заказ № КМА00191/2 от 01.06.2010г., в соответствии с пунктом 1.1. которого оператор связи в рамках услуги «Энфорт@Интернет» предоставляет абоненту услуги передачи данных и телематических служб в сети «Интернет» по цифровому каналу связи, организуемому с использованием технологии широкополосного беспроводного радиодоступа, а абонент принимает и оплачивает услуги по одному из указанных тарифов.
16.05.2011г. оперуполномоченными ОБЭП КМ УВД по г.Комсомольску-на-Амуре, на основании постановления от 16.05.2011г., проведено оперативно-розыскное мероприятие - проверочная закупка в целях документирования возможного факта преступных действий лица, осуществляющего игорную деятельность по адресу: <...> здание ресторана «Шанс»).
В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий оперуполномоченными ОБЭП КМ УВД по г. Комсомольску-на-Амуре установлен факт незаконной организации индивидуальным предпринимателем И С.С. в подвальном помещении ресторана «Шанс», расположенного по адресу: <...>, азартных игр, а так же факт осуществления предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением телематических услуг связи.
По результатам проверки оформлен акт проверочной закупки от 16.05.2011г., взяты объяснения у администратора компьютерного зала ФИО4, у предпринимателя И С.С. Материалы проверки переданы в прокуратуру г. Комсомольска-на-Амуре.
Согласно объяснению администратора Интернет-центра ФИО4 от 16.05.2011г., она работает в указанной должности с 2010 года. В ее обязанности входит: выдача квитанций клиентам, подтверждающих уплату денежных средств за использование Интернет-терминалов. Основными видами деятельности компьютерного зала является обеспечение выхода в Интернет для клиентов Интернет Центра. Так же в компьютерном зале в Интернет терминалах предусмотрена функция «Онлайн Интернет игры». Данной услугой может пользоваться любой клиент, у которого есть на счете Интернет терминала денежные средства. Принцип Интернет игр выражен в том, что клиент входит в сеть, которая соединяет Интернет терминал с компьютером администратора. Далее в Интернете выбирается игра, делается ставка и клиент играет. В случае проигрыша, денежные средства списываются со счета клиента, в случае выигрыша, по требованию клиента, выдаются администратором.
При даче объяснения в прокуратуре 06.06.2011г. индивидуальный предприниматель И С.С. пояснил, что на основании лицензии № 69869 от 29.09.2009г. по адресу: <...> он оказывает населению телематические услуги связи (Интернет-центр). Данную услугу оказывает с января 2010 года до настоящего времени.
Используемое оборудование для предоставления телематических услуг связи введено в эксплуатацию без получения акта приемки сооружений связи приемочной комиссией по причине заблуждения предпринимателя в том, что данный акт не нужен, поскольку, как считал И С.С., он оказывает в первую очередь услугу по предоставлению в пользование оборудования и как дополнительную функцию к этому, для большего привлечения посетителей Интернет центра, услугу по доступу в Интернет.
С письменным заявлением о взаимодействии с органом связи к органу, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предприниматель не обращался.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 06.06.2011г. прокурором города Комсомольска-на-Амуре Пахомовым В.Е., в отношении предпринимателя И ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по вышеуказанной норме административного законодательства, о чем в присутствии предпринимателя вынесено соответствующее постановление.
По правилам абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя И С.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечни лицензионных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. № 87 и ежегодно уточняются (далее - Перечень).
Пунктом 16 данного Перечня предусмотрен вид связи - «Телематические услуги связи».
Согласно пунктам 5,6 главы XVI Перечня, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи являются: оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ, соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством РФ, при присоединении сети передачи данных лицензиата к сети связи общего пользования, присоединения к сети передачи данных лицензиата других сетей связи, осуществлении пропуска и учета трафика в сети передачи данных лицензиата, пропуска и учета трафика от (на) сетей связи других операторов.
В пункте 9 главы XVI «Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. № 87, в качестве лицензионного условия значится «обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Пунктом 1 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09.2007г. даны понятия:
- «информационно-телекоммуникационная сеть» - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
- «предоставление доступа к сети передачи данных» - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.
К Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи отнесено, в том числе, обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, приема и передачи телематических электронных сообщений.
Таким образом, предоставляя неограниченному кругу лиц доступ к сети Интернет, предприниматель И ФИО1 осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи.
Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002г. №113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи. Данные правила направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые имеют право требовать органы государственного надзора за связью и информатизацией у операторов связи при вводе сооружений (сетей) связи в эксплуатацию и применяются органами государственного надзора за связью и информатизацией в РФ, органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для предоставления услуг связи.
Пунктами 3.1, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 данных Правил установлена процедура ввода в эксплуатацию новых сооружений связи, а также сооружений связи, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились зарегистрированные показатели. Приемка сооружения связи комиссией с участием представителей госсвязьнадзора оформляется «Актом приемки сооружений связи приемочной комиссией». Данный акт является основанием для предоставления услуг связи.
Вместе с тем, в ходе проверки индивидуальным предпринимателем И С.С. акт приемки сооружений связи приемочной комиссией в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре не представлен, поскольку не оформлен.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий, являющихся неотъемлемой частью лицензии № 69869 от 29.09.2009г., установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 69869 от 29.09.2009г. лицензиат обязан реализовывать установленные Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требованиям к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок организации указанных выше мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (далее – Правила).
Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил, органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
В соответствии с пунктом 7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности России совместно с оператором связи, планом мероприятий по внедрению технических средств.
В нарушение требований постановления Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 индивидуальный предприниматель И С.С. с заявлением о взаимодействии с органом связи к органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, не обращался, что свидетельствует о предоставлении предпринимателем телематических услуг связи с нарушением обязательных требований и условий такой деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя И ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного предпринимателем, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи.
Судом по материалам дела не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – 3000 рублей. При этом, исходя из характера совершенного правонарушения, учитывая, что выявленные нарушения могут повлечь за собой доступность данной точки связи для организационных мероприятий, связанных с терроризмом, доступность к сайтам, направленных на пропаганду войны, и разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, информацию, оправдывающую терроризм и содержащую другие экстремистские материалы, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд не находит оснований для применения в данном случае меры наказания в виде предупреждения.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Прокуратура Хабаровского края, ИНН <***>, КПП 272101001, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г.Хабаровск, расчетный счет получателя платежа 40101810300000010001, БИК 040813001, код бюджетной классификации 41511690010010000140, код ОКАТО 08101000000. Наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя И ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного 07.02.2008г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 308270303800011, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак