ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7438/14 от 31.07.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-7438/2014

07 августа 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г.Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Деминой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения № 4

об уменьшении размера административного штрафа по постановлению Отдела надзорной деятельности по Краснофлотскому и Кировскому районам г Хабаровска от 05.06.2014г. № 230/04, 231/04, 232/04 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – директора Константиновой В.В.;

от административного органа – Кожевникова В.Г., действующего по доверенности от 09.01.2014 г.

Сущность дела: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 4 (далее – КГБ ПОУ № 4, образовательное учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера административного штрафа, назначенного постановлением Отдела надзорной деятельности по Краснофлотскому и Кировскому районам г.Хабаровска от 05.06.2014г. № 230/04, 231/04, 232/04 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В предварительном судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, полагает, что факт административного правонарушения и вина учреждения подтверждаются материалами дела.

Заслушав в предварительном судебном заседании пояснения участников процесса, суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

В заседании суда представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные ранее.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

30 мая 2014 г. в 14 час. 00 мин. в ходе плановой выездной проверки в здании учебного корпуса Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения № 4, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Советская, д. 24, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормативно-правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР); Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ-123); НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (далее - НПБ 151-00); СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - СНиП21-01-97*); СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушение автоматические» (далее по тексту СП 5.13130.2009); ППБ 101-89 Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (далее - ППБ 101-89); ГОСТ Р 53254 - 2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее по тексту ГОСТ Р 53254-2009); НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (далее СП 9.13130.2009); СНиП 2.04.01.-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» (далее - СНиП 2.04.01-85*), что выразилось в следующем:

1) в нарушение п.п. 461, 462 раздела XVIII ППР, в инструкциях о мерах пожарной безопасности КГБ ПОУ № 4 не отражены следующие вопросы:

- допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте;

- не указаны лица, ответственные за: сообщение об оповещении (информировании) руководства и дежурных служб объекта; организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

2) в нарушение п.п. 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководителем организации не разработана и не согласована специальная программа по обучению пожарно-техническому минимуму;

3) согласно предоставленной справке № 138 от 21.05.2014 г. в КГБ ПОУ №4 единовременно может находиться 272 человека. Из расчета 1 фонарь на 50 человек, следует, что на объекте защиты должно быть в  наличии, не менее 6 электрических фонарей. На момент проверки в наличии находилось 2 фонаря, что является нарушением п. 38 ППР;

4) в нарушение п. 57 ППР, п. 4.5 НПБ 151-2000 пожарные шкафы, установленные в помещениях № 5 и № 28 первого этажа (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.), выполнены из горючего материала (стенки и дверь для открывания пожарного шкафа выполнены из дерева); дверки пожарных шкафов не имеют прозрачных вставок позволяющих проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий, а так же на дверках пожарных шкафов не нанесена информация о составе комплектующих изделий;

5) в нарушение п. 6.18* СНиП 21-01-97*:

- двери лестничных клеток № 11, 17 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.), отделяющие от поэтажного коридора № 38 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.), не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в уровне первого этажа;

- двери лестничных клеток № 7, 15 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.), отделяющие от поэтажного коридора № 28 (согласно техническому паспорту инв. №  6939 от 03.02.2005г.), не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в уровне второго этажа;

- двери лестничных клеток № 2, 8 (согласно техническому паспорту инв. №6939 от 03.02.2005г.), отделяющие от поэтажного коридора № 20 (согласно техническому паспорту инв. №  6939 от 03.02.2005г.), не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в уровне третьего этажа;

- двери лестничных клеток № 2, 6 (согласно техническому паспорту инв. №6939 от 03.02.2005г.), отделяющие от поэтажного коридора № 12 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.), не оборудованы приспособлениями дли самозакрывания и уплотнениями в притворах в уровне четвертого этажа;

6) в нарушение п. 23(к) ППР под лестничным маршем подвального помещения № 11 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) хранится строительный мусор и горючие материалы;

7) в нарушение п. 58 ППР в насосной станции подвального помещения № 18 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.) на задвижках и насосных пожарных агрегатах отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях;

8) в нарушение п. 33 ППР на объекте защиты - КГБ ПОУ № 4 па путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности;

9) в нарушение п. 22 ППР образовавшееся отверстие в стене подвала из помещения № 18 в помещение № 17 (согласно техническому паспорту инв. №  6939 от 03.02.2005г.) не заделано негорючим материалом, обеспечивающий требуемый предел огнестойкости;

10) в нарушение п. 7 ППР на планах эвакуации людей, размещенных па первом этаже, при пожаре не обозначены места хранения первичных средств пожаротушения;

11) в нарушение п. 8.9 СНиП 21-01-97*:

- ширина зазора в свету между маршами лестниц левого крыла (помещения №  11, 7, 2, 2 первого, второго, третьего, четвертого соответственно, согласно техническому паспорту инв. .№ 6939 от 03.02.2005г.) с первого по четвертый этажи составляет от 30 до 50 мм, при необходимой ширине зазора в свету 75 мм;

- ширина зазора в свету между маршами лестниц правого крыла (помещения № 16, 15, 8, 6 первого, второго, третьего, четвертого соответственно, согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.) с первого по четвертый этажи составляет от 50 до 70 мм, при необходимой ширине зазора в свету 75 мм;

12) в нарушение п. 2.1.17 ППБ-101-89 слуховые окна чердачного помещения не остеклены;

13) в нарушение п. 55 ППР на территории КГБ ПОУ № 4 отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

14) в нарушение п. 20 ППР на двери помещения складского назначения №24 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.), расположенного на 2 этаже отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности;

15) в нарушение п. 23 (г) ППР в подвале правого крыла размещены мастерские, хозяйственные помещения; выход из подвального помещения не изолирован противопожарной преградой от общих лестничных клеток;

16) в нарушение п. 61 ППР, п.п. 13.14.12, 13.14.13 СП 5.13130.2009 прибор приемно-контрольный пожарный установлен в помещении не оборудованном аварийным освещением;

17) в нарушение п. 6.1.4 ГОСТ Р 53254 - 2009 в здании КГБ ПОУ № 4 не проведены ежегодные обследования целостности конструкции ограждения кровли, с составлением акта но результатам проверки.

30.05.2014г. по факту выявленных нарушений государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Кожевниковым В.Г. в отношении КГБ ПОУ № 4, в присутствии законного представителя учреждения – И.о. директора Константиновой В.В., составлен протокол № 230/04 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Кроме того, проверкой установлено следующее:

- в нарушение п. 42 ППР:

в раздевалке первого этажа (помещение № 27 согласно техническому паспорту № 6939 от 03.02.2005г.) светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;

в мастерской подвального помещения № 17 (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.) светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;

в помещении склада второго этажа (помещение № 24 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.) светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

- в нарушение п. 4.2.7 СП 9.13130.2009 в мастерской учебного класса второго этажа (помещение № 25 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005г.) установлен огнетушитель на высоте 1,93 м от уровня пола, при требуемой высоте не более 1,5 м;

- в нарушение п. 57 ППР пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов;

- в нарушение п. 6.13 СНиП 2.04.01-85 в лестничной клетке подвального помещения № 11 (согласно техническому паспорту № 6939 от 03.02.2005г.) пожарный кран не размещен в пожарном шкафу и установлен на высоте от пола 1,95м при требуемой высоте 1,35 м.

Вышеуказанные факты нарушений послужили основанием для составления государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Кожевниковым В.Г. в отношении КГБ ПОУ № 4, в присутствии законного представителя образовательного учреждения, протокола от 30.05.2014г. № 231/04 об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Также по результатам проведения плановой выездной проверки вышеуказанным должностным лицом отдела надзорной деятельности в отношении КГБ ПОУ № 4 был составлен протокол от 30.05.2014г. № 232/04 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, по следующим фактам:

- в нарушение п. 36 (б) ППР:

эвакуационный путь из столовой (помещение № 3 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) через тамбур (помещение № 1 согласно техническому паспорту инв. № 6939 oт 03.02.2005 г.) непосредственно наружу (выход а8 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) загроможден столами и стульями;

эвакуационный путь, ведущий из коридора подвала (помещения № 14, 15 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) в лестничную клетку (помещение № 11 согласно техническому паспорту ннв. №» 6939 от 03.02.2005 г.), загроможден различными предметами (стол, металлические бочки, строительный мусор и т.д.);

- в нарушение п. 33 ППР, ч. 6 ст. 134 ФЗ-123 и табл. 28, табл.3 приложения к ФЗ-123 в коридорах на путях эвакуации с первого по четвертый этажи (помещение № 38 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) в КГБ ПОУ № 4 для отделки стен применены панели с декоративным покрытием (облицовочная пленка полимерная на бумажной основе) (согласно приложению к сопроводительному письму № 136 от 15.05.2014г., предоставленного
 сертификата соответствия № C-RU.ПБ31.B.00099), имеющим класс пожарной опасности KM3 (горючесть – Г1; воспламеняемость - В2; дымообразующая способность - Д1; токсичность - Т2);

- объект защиты - КГБ ПОУ № 4- II степени огнестойкости. Лестничный марш № 2 столовой (актовый зал) (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.), ведущий через коридоры № 1, 2 второго этажа (согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) в помещение класса второго этажа столовой (№ 4 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) относится к лестнице 2-го типа в соответствии с п. 5.15* СНиП 21-01-97 (лестница - внутренние, открытые). В ходе проверки установлено, что лестница изготовлена из деревянных конструкций, что не соответствует требованиям, установленным п. 6.30*, п. 5.15*, п. 5.18* табл. 4* СНиП 21-01-97*;

- в нарушение п. 6.16 СНиП 21-01-97:

ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки (№ 17 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) через тамбур (№ 16 согласно техническому паспорту инв. №  6939 от 03.02.2005 г.) первого этажа непосредственно наружу составляет 0,84 м в свету при требуемой ширине 1,2м;

ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки (№ 11 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) через тамбур (№ 10 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) первого этажа непосредственно наружу составляет 0,88 м в свету при требуемой ширине 1,2 м;

ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки (№ 17 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) в тамбур (№ 16 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) первого этажа составляет 0,89 м в свету, при требуемой ширине 1,2 м;

ширина эвакуационного выхода с лестничной клетки (№ 11 согласно техническому паспорту инв. № 6939 от 03.02.2005 г.) в тамбур (№ 10 согласно техническому паспорту инв. №  6939 от 03.02.2005 г.) первого этажа составляет 0,87 м в свету, при требуемой ширине 1,2 м.

05.06.2014г. главным государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Савченко И.С. по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление №230/04; 231/04; 232/04, которым Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 4 признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера административного штрафа, назначенного в соответствии с вышеуказанным постановлением от 05.06.2014г.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.4 КоАП РФ, в частности, часть 1 названной статьи Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 указанной статьи; часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ – за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.4. КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ). Указанный закон регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2).

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ, Технический регламент), определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (пункт 15 статьи 2 Технического регламента).

Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012г. утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, вступившие в силу 15.05.2012г. (далее – ППР РФ), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ разработан «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушение автоматические. Нормы и правила проектирования» СП 5.13130-2009, который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Согласно пункту 1.2 СП 5.13130-2009, настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок по­жаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость примене­ния установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций установлены Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными Приказом МЧС России от 12 декабря 2007г. №645 (далее - НПБ).

В соответствии с пунктом 4 НПБ основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

В силу пункта 34 НПБ обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. №18-7 (далее - СНиП 21-01-97*).

В соответствии со статьями 43 и 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ разработан и утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 179 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130-2009», который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям.

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утвержденные Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытания», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 № 25-ст, предусматривает конкретные требования к конструкциям пожарных лестниц.

Требования к внутреннему водопроводу и канализации зданий установлены СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 4 октября 1985 года № 189.

Приказом ГУГПС МВД РФ от 27 декабря 2000 г. № 79 утверждены Нормы пожарной безопасности НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», которые распространяются на пожарные шкафы (ШП) и устанавливают технические требования пожарной безопасности к ним, а также методы их испытаний.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяют сделать вывод, что на момент проведения плановой выездной проверки по контролю за соблюдением КГБ ПОУ № 4 требований пожарной безопасности должностным лицом отдела надзорной деятельности по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска были выявлены нарушения законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности актом проверки от 30.05.2014г. № 72 и протоколами об административном правонарушении от 30.05.2014г. №№ 230/04, 231/04, 232/04, а также не оспаривается заявителем.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частям, и 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в силу части 3 статьи 20.4. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ влечет административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Проанализировав вышеуказанные нормы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о наличии в действиях образовательного учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя выражается в непринятии всех необходимых мер по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, при этом у юридического лица имелась реальная возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности до проведения проверки и обеспечить выполнение вышеуказанных требований.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не имеется. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Характер совершенных правонарушений и степень их общественной опасности свидетельствуют об отсутствии признаков малозначительности, поскольку выявленные административным органом нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создают угрозу для их жизни и здоровья.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Вместе с тем, суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного КГБ ПОУ № 4 административного наказания, руководствуясь следующим.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики":

- признаны положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Конституционным судом постановлено: впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Согласно оспариваемому постановлению от 05.06.2014г. №230/04, 231/04, 232/04 на КГБ ПОУ № 4 наложен административный штраф в минимальном размере штрафной санкции (150 000 рублей), установленной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ для юридических лиц.

Вместе с тем, санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Таким образом, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание характер деятельности и характер финансирования образовательного учреждения, а также, учитывая, что ранее заявитель к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, осознал свою вину и принимает меры к устранению всех допущенных нарушений, суд находит возможным изменить оспариваемое постановление отдела надзорной деятельности, снизив размер ранее назначенного штрафа до 15 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения № 4 удовлетворить.

Постановление Отдела надзорной деятельности по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска от 05.06.2014г. № 230/04, 231/04, 232/04 о назначении административного наказания изменить, снизив размер административного штрафа до 15 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак