ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7531/2010 от 11.08.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-7531/2010

«18» августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 18 августа 2010 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТВ-Сеть»

об оспаривании в части постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2010 № 56

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 06.07.2010;

от административного органа – ФИО2, действующей по доверенности от 11.04.2008 № 01/5-1463.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «ТВ-Сеть» (далее – ООО «ТВ-Сеть») обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Управлением ФАС по Хабаровскому краю) от 23.06.2010 № 56 в части привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель общества настаивала на требовании по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась. Позицию изложила согласно отзыву на заявление.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 04.08.2010 по 11.08.2010.

Судом по материалам дела установлено следующее.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением требований законодательства, регламентирующего телевизионную рекламу, Управлением ФАС по Хабаровскому краю проведен мониторинг рекламы, распространенной в гор. Хабаровске 2,3,4,5 и 9 мая 2010 года на телеканале «Звезда». Распространением программ телевизионного сигнала канала «Звезда» на территории гор. Хабаровска в соответствии с предварительным договором от 22.09.2009, заключенным с ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «Звезда», осуществляет ООО «ТВ-Сеть».

По результатам контрольных мероприятий установлены нарушения обществом пункта 2 части 2, части 3, пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и части 4 статьи 14.3. КоАП РФ.

Определениями от 03.06.2010 №№ 5/3407, 5/3408, полученными обществом 04.06.2010 (входящие №№ 33,34), законный представитель общества был уведомлен о составлении протоколов об административных правонарушениях 17.06.2010 в 16-00 и 16-30 по адресу: <...>, каб. 20.

17.06.2010 в отношении ООО «ТВ-Сеть» с участием представителя по доверенности составлен протокол по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 2,4 статьи 14.3. КоАП РФ.

Определением от 17.06.2010 рассмотрение административного дела назначено на 23.06.2010 в 10-00 по адресу: <...>, каб. 20. Документ вручен 21.06.2010 под входящий № 27 по месту нахождения юридического лица.

23.06.2010 заместителем руководителя Управления ФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях с участием представителя по доверенности вынесено постановление № 56 по части 2,4 статьи 14.3. КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением в части привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона о рекламе, при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Судом по материалам дела установлено, что «бегущая строка» с рекламной информацией о гастролях в Хабаровске Петербургского балетного театра налагалась во время трансляции фильма «Дороже золота» документального цикла «Неизвестная война», посвященного Герою Советского Союза летчику-испытателю ФИО3, закрывая при этом надпись фамилии и имени главного участника передачи. Также, 09.05.2010 реклама «бегущая строка» о продаже земельных участков в поселке «RiverPark» налагалась на надпись об участниках праздничного концерта.

В силу части 3 статьи 14 Закона о рекламе, общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа (9 минут).

Материалы дела свидетельствуют о том, что на телеканале «Звезда» в нарушение вышеуказанного требования, при трансляции 02.05.2010 с 20-00 до 21-00 фильма «Одиноким предоставляется общежитие» общее количество сетевой и региональной рекламы составило 10 минут (включающие 310 секунд сетевой рекламы, 50 секунд местного рекламного блока, 245 секунд «бегущая строка»), что составляет 16,7% времени вещания в течение часа.

При трансляции 05.05.2010 с 11-00 до 12-00 фильма «Волчья пасть» было осуществлено распространение региональных и сетевых рекламных материалов суммарным хронометражом 12 минут (включающие 485 секунд сетевой рекламы, 50 секунд местного рекламного блока, 190 секунд «бегущая строка»), что составляет 20% времени вещания в течение часа.

Трансляция 03.05.2010 с 10-00 до 11-00 фильма «Неуловимые мстители» совмещалась с рекламой и прерывалась на рекламу в течение 13 минут (включающие 550 секунд сетевой рекламы, 240 секунд «бегущая строка»), что составляет 21,7% времени вещания в течение часа.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 14 Закона о рекламе, не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

Судом установлено, что распространение рекламы способом «бегущей строки» осуществлялось во время трансляции 02.05.2010 на телеканале «Звезда» документального фильма «Дороже золота», посвященного герою Советского Союза летчику-испытателю ФИО3. Демонстрация телепередачи из документального цикла «Неизвестная война», имея продолжительность 12 минут, совмещалась с «бегущей строкой» в течение 2 минут.

Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации в силу части 2 статьи 14.3. КоАП РФ признается административным правонарушением.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия ООО «ТВ-Сеть» как рекламораспространителя региональной рекламы на территории гор. Хабаровска в составе телевизионного сигнала национально-телевизионной компании «Звезда», выразившиеся в распространении рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера, превышающий 15 процентов времени вещания в течение часа и совмещение с рекламой способом «бегущей строки» телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.3. КоАП РФ. Факт указанного правонарушения заявителем не оспаривается.

Также, Управлением ФАС по Хабаровскому краю в ходе контрольных мероприятий путем посекундного хронометража видеозаписи отдельных телепрограмм, транслируемых ООО «ТВ-Сеть» на телеканале «Звезда» установлено, что демонстрация фильма «Одиноким предоставляется общежитие» 02.05.2010 с 20-00 до 21-00 совмещалась с рекламой «бегущая строка» общим хронометражом 6 минут. Трансляция фильма «Неуловимые мстители» 03.05.2010 с 10-00 до 11-00 сопровождалась рекламой «бегущая строка» продолжительностью 4 минуты. Фрагмент фильма «Ленинград» в течение 20 минут 04.05.2010 с 9-50 до 10-10 совмещался с рекламной «бегущей строкой» общей продолжительностью 2 минуты. Демонстрация фильма «Волчья пасть» 05.05.2010 совмещалась с рекламой методом «бегущая строка» 4 минуты.

Частью 4 статьи 14.3. КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за совмещение рекламы с демонстрацией фильма, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

Таким образом, действия ООО «ТВ-Сеть» как рекламораспространителя правомерно квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ.

С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемых ему административных правонарушений, которая заключается в том, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований Закона о рекламе, но для этого не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение выявленных нарушений.

Таким образом, факты вменяемых правонарушений и вина общества подтверждаются имеющимся в материалах дела доказательствами.

Подлежит отклонению как несостоятельный довод заявителя относительно неправильной квалификации его действий по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ. Заявитель полагает, что привлечение по указанной норме возможно только при распространении рекламы с нарушениями при кино- и видео-обслуживании.

Однако, в силу статьи 3 Федерального закона от 22.08.1996 № 195-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», под фильмом понимается аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Показ фильма – публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами.

Таким образом, следует согласиться с позицией Управления ФАС по Хабаровскому краю, что запрет на совмещение рекламы с прокатом фильма распространяется на любые способы его демонстрации, поскольку в любом случае нарушается целостность восприятия кинопродукции независимо от способа демонстрации (в кинотеатре или по телевидению). Соответственно нарушение данного запрета влечет ответственность по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ.

Анализ структуры статьи 14.3. КоАП РФ позволяет сделать вывод, что часть 4 указанной нормы является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления УФАС по Хабаровскому краю от 23.06.2010 № 56 в части привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ, поскольку дело об административных правонарушениях рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне. Административное наказание назначено с учетом характера совершенных правонарушений и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные административные правонарушения.

Оснований для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушений малозначительными не усматривается.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено, со стороны общества возражения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования Обществу с ограниченной ответственностью «ТВ-Сеть» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2010 № 56 в части привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.3. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина