Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7543/2021
16 августа 2021 года
Резолютивная часть объявлена 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
к Профсоюзной общественной организации работников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...> литер б, каб. 7033)
о признании незаконными действий в виде направлений «Требования об устранении нарушений» от 24.11.2020 и заявления «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2 Профсоюзом ДВГУПС в адрес административного истца ФГБОУ ВО «ДВГУПС».
В судебное заседание явились:
от ФГБОУ ВО «ДВГУПС» – ФИО1 по дов № 69 от 02.08.2021, удостоверение адвоката;
от Профсоюза ДВГУАС – представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (далее – ДВГУПС, университет) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Профсоюзной общественной организации работников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (далее – Профсоюз ДВГУПС), в соответствии с которым просит признать незаконными действия в виде направлений «Требования об устранении нарушений» от 24.11.2020 и заявления «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2.
Представитель ДВГУПС в судебном заседании на требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.
Профсоюз ДВГУПС явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил; представлен отзыв, согласно которому просит в удовлетворении требований отказать ввиду отмены оспариваемых требования и заявления письмом от 04.06.2021 № 12.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления и отзыва, заслушав представителя университета, суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
22.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации в качестве юридического лица Профсоюза ДВГУПС.
Согласно уставу названной организации Профсоюз ДВГУПС объединяет педагогических, руководящих и иных работников ДВГУПС; одной из целей и задач деятельности является представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов членов Профсоюза ДВГУПС и, по усмотрению Профсоюза ДВГУПС, иных работников ДВГУПС.
24.11.2020 в университет (вх. 1894) поступило требование об устранении нарушений, подписанное заместителем Председателя Профсоюза ФИО2 ФИО5. Согласно названному требованию Профсоюз ДВГУПС просит устранить нарушение трудового законодательства, выразившееся в незаключении с работниками дополнительных соглашений к трудовым договорам по результатам проведенной специальной оценки условий труда с целью отражения условий труда на рабочем месте.
Письмом от 12.01.2021, подписанным председателем Профсоюза ФИО3 ФИО4, ввиду неполучения в установленный недельный срок ответа на приведенное выше требование Профсоюз ДВГУПС потребовал привлечь и.о. директора ПримИЖТ – филиала ДВГУПС в г. Уссурийске к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Не согласившись с вышеуказанными действиями по направлению Профсоюзом ДВГУПС требования и заявления о привлечении к дисциплинарной ответственности, университет обратился с заявлением в Кировский районный суд г. Хабаровска, который определением от 12.03.2021 заявление возвратил по мотиву подсудности дела арбитражному суду.
Учитывая выводы суда общей юрисдикции, ДВГУПС обратился с заявлением о признании незаконными действий Профсоюза ДВГУПС в виде направлений «Требования об устранении нарушений» от 24.11.2020 и заявления «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2 в арбитражный суд. В обоснование заявления университетом приводятся доводы о неправомерности направления названных требования и заявления, поскольку Профсоюз ДВГУПС фактически не является должным образом созданной первичной профсоюзной организацией ДВГУПС, не имеет соответствующий численный состав; оспариваемые требование и заявление подписаны неуполномоченными лицами; осуществление деятельности Профсоюза ДВГУПС в г. Уссурийске противоречит уставу. Также ДВГУПС ссылается на незаконность создания Профсоюзом ДВГУПС инспекции труда и оформления соответствующих удостоверений.
Профсоюз ДВГУПС в представленном отзыве сообщил об отмене оспариваемых требования и заявления письмом от 04.06.2021 № 12; каких-либо возражений относительно доводов ДВГУПС по существу требования не привел.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ДВГУПС требования ввиду следующего.
Поскольку в рамках настоящего дела университетом фактически оспариваются требование об устранении нарушений от 24.11.2020 и заявление «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2, суд считает необходимым рассматривать настоящий спор по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие какого-либо из условий влечет отказ в удовлетворении требований.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
Согласно положениям статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в числе прочего, обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу положений статьи 2 Закона о профсоюзах под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Под первичной профсоюзной организацией, в свою очередь, понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза (статья 3 Закона о профсоюзах).
На основании положений статьи 5 Закона о профсоюзах профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Как определено статьей 8 Закона о профсоюзах, правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Судом установлено, что 22.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации в качестве юридического лица Профсоюза ДВГУПС.
Согласно уставу названной организации Профсоюз ДВГУПС объединяет педагогических, руководящих и иных работников ДВГУПС; одной из целей и задач деятельности является представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов членов Профсоюза ДВГУПС и, по усмотрению Профсоюза ДВГУПС, иных работников ДВГУПС.
Учитывая вышеизложенное, суд, исходя из положений статьи 8 Закона о профсоюзах, приходит к выводу о правоспособности Профсоюза ДВГУПС и о направленности ее деятельности на защиту членов Профсоюза ДВГУПС, а также иных работников ДВГУПС.
Действительно, в силу положений статьи 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Между тем данная норма относится исключительно к процедуре создания соответствующего общественного объединения и не ограничивает его правоспособность условием поддержания количества членов общественного объединения трех и более. Закон о профсоюзах, в свою очередь, не содержит ограничения на минимальное количество членов профсоюза.
В соответствии с пунктом 8.1 устава Профсоюз ДВГУПС одним из его выборных органов является председатель Профсоюза ДВГУПС.
Полномочия председателя Профсоюза ДВГУПС определены пунктом 8.4.1 устава, согласно которому он, в числе прочего, направляет обращения и ходатайства от имени Профсоюза ДВГУПС.
Согласно пункту 8.4.2 устава ДВГУПС в отсутствие председателя Профсоюза ДВГУПС его функции осуществляет заместитель председателя.
Судом из представленных университетом учетных карточек членов Профсоюза ДВГУПС установлено, что председателем Профсоюза ДВГУПС с 01.09.2019 является ФИО4, а заместителем председателя Профсоюза ДВГУПС с 19.02.2020 является ФИО5
В силу положений статьи 19 Закона о профсоюзах профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Положениями статьи 370 ТК РФ аналогично предусмотрено, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Университет по тексту заявления утверждает о том, что требования профсоюза, поданные в порядке статей 19 Закона о профсоюзах и статьи 370 ТК РФ, могут быть направлены лишь исключительно инспекциями труда профсоюзов, которые могут быть созданы только общероссийским или межрегиональным профессиональным союзом, его объединением, но никак не первичной профсоюзной организацией.
Между тем, как буквально обозначено в пункте 2 статьи 19 Закона о профсоюзах, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Аналогичные положения содержит и часть 3 статьи 370 ТК РФ: для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Из буквального толкования вышеуказанных положений пункта 2 статьи 19 Закона о профсоюзах и части 3 статьи 370 ТК РФ усматривается, что создание инспекций труда является лишь одним из механизмов осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства и не может ограничивать профсоюз в праве направить работодателю требование об устранении выявленных нарушений, на которое должен быть дан ответ в течение недели.
Судом установлено, что оспариваемое университетом требование от 24.11.2020 об устранении нарушений направлено Профсоюзом ДВГУПС в порядке статьи 19 Закона о профсоюзах и статьи 370 ТК РФ. Данное требование подписано заместителем председателя Профсоюза ДВГУПС ФИО5, то есть лицом, согласно уставу Профсоюза ДВГУПС замещающим председателя Профсоюза ДВГУПС в его отсутствие.
Данное требование содержит, по убеждению суда, верное указание работодателю о необходимости отражения в трудовом договоре условий труда на рабочем месте, определенных по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
Указанное требование не является произвольным, соответствует положениям статьи 57 ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Кроме того, названное требование, как установил суд, направлено также непосредственно в адрес ДВГУПС (ректору) и получено последним (вход. № 1894 от 24.11.2020), вследствие чего у суда отсутствуют основания полагать, что Профсоюзом ДВГУПС нарушены положения устава Профсоюза ДВГУПС о территории деятельности в г. Хабаровск.
Из смысла положений статьи 25 ТК РФ следует, что работодатель и профсоюз как представитель работников являются сторонами социального партнерства, то есть они должны взаимодействовать друг с другом с целью выработки взаимоприемлемого решения.
Учитывая изложенное, суд не усматривает, что оспариваемое требование от 24.11.2020 об устранении нарушений каким-либо образом нарушает нормы Закона о профсоюзах и положения ТК РФ, равно как влечет для ДВГУПС какие-либо нарушения прав и законных интересов в сфере экономической деятельности; сама по себе обязанность дать ответ на требование в недельный срок со дня получения требования не может быть квалифицирована как нарушение прав и законных интересов. Сведениями о каких-либо иных негативных последствиях, наступивших вследствие получения ДВГУПС рассматриваемого требования, суд не располагает.
На основании положений статьи 30 Закона о профсоюзах органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
Оспариваемое университетом заявление «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2 подписано председателем Профсоюза ДВГУПС, то есть согласно уставу Профсоюза ДВГУПС соответствующим органом Профсоюза ДВГУПС, и мотивировано нарушением недельного срока ответа на требование профсоюза.
Как установлено судом, названное требование по своему содержанию не противоречит положениям статьи 30 Закона о профсоюзах, вследствие чего не может рассматриваться как противоречащее Закону о профсоюзах.
Кроме того, ДВГУПС, выражая несогласие с заявлением от 12.01.2021 № 2 «О привлечении к дисциплинарной ответственности», не приводит доводов о том, каким образом данное заявление нарушает права и законные интересы университета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая, что само по себе названное заявление по смыслу положений статьи 30 Закона о профсоюзах не влечет для работодателя безусловную обязанность применить испрашиваемую меру дисциплинарной ответственности; решение данного вопроса является прерогативой работодателя, обязанного, тем не менее, сообщить о принятом решении профсоюзу.
В целом доводы ДВГУПС сводятся к суждению о несогласии с деятельностью Профсоюза ДВГУПС; вместе с тем данное основание, с учетом установленных судом фактических обстоятельств, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых требования и заявления. Ни Закон о профсоюзах, ни ТК РФ не ограничивает количество первичных профсоюзных организаций, создаваемых у одного работодателя.
Сама по себе оценка легитимности деятельности Профсоюза ДВГУПС предметом настоящего спора не является.
С учетом всего вышеизложенного, поскольку оспариваемые университетом действия Профсоюза ДВГУПС в виде направлений «Требования об устранении нарушений» от 24.11.2020 и заявления «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2 соответствуют нормам Закона о профсоюзах, ТК РФ и не нарушают права и законные интересы университета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ДВГУПС.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов