ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7573/15 от 15.07.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                        дело № А73-7573/2015

17 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 года

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2015 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Карапиря М.С., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Терминал Совгавань»

о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу от 20.05.2015г. № 9/18-2567

В судебное заседание явились:

от заявителя - ФИО1 представитель по доверенности от 02.07.2015г. № 03;

от административного органа - ФИО2 представитель по доверенности от 12.01.2015г. № 02-31/6.

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Терминал Совгавань» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным  и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу от 20.05.2015г. № 9/18-2567 о назначении административного наказания по ст. 7.6. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Терминал Совгавань» (далее – ООО «Терминал Совгавань», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.

Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 16.04.2015г. по 21.04.2015г. проведена проверка соблюдения водоохранного законодательства ООО «Терминал Совгавань», в ходе которой установлены нарушения статей 1, 11, 39 Водного кодекса РФ, положений  Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 08.07.2009г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», а именно ООО «Терминал Совгавань»не проводились наблюдения за гидрохимическими и органолептическими показателями в 2014 и 1 квартале 2015г.

24.04.2015г. по результатам проверки и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Александровой Е.В., в отношении ООО «Терминал Совгавань», в отсутствие представителя Общества, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.6. КоАП РФ.

О месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Терминал Совгавань» извещалось требованием о явке в прокуратуру от 22.04.2015г. № 02-12-2015.

На указанное требование прокуратуры, а также на запрос о предоставлении информации от 15.04.2015г. № 02-06-2015, генеральный директор ООО «Терминал Совгавань» ФИО3 представила пояснения № 125 от 24.04.2015г. по выявленным нарушениям.

Копия постановления направлена ООО «Терминал Совгавань» сопроводительным письмом от 27.04.2015г. № 83А-2015.

Материалы административного производства направлены в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному  федеральному округу для принятия решения.

По результатам рассмотрения материалов проверки 20.05.2015г. Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному  федеральному округу, в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности от 15.05.2015г. № ТС-01/2015,  вынесено постановление от 20.05.2015г. № 9/18-2567 о привлечении ООО «Терминал Совгавань» к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Терминал Совгавань» было извещено определением от 07.05.2015г. №  9/18-2567 на 20.05.2015г. в 11 ч. 00 мин., которое направлено заказной корреспонденцией с уведомлением. Согласно почтовому уведомлению о вручении оно получено обществом 14.05.2015г.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Требования по охране окружающей среды и непосредственно водных объектов установлены Законом РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон РФ от 10.01.2012г. № 7-ФЗ) и Водным кодексом РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ (далее - Кодекс).

Статьей 3 Закона РФ от 10.01.2012г. № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 4 Водного кодекса РФ - водные отношения регулируются водным законодательством.

Пунктом 14 ст. 1 Водного кодекса РФ определено, что использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Как следует из п.2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ - для сброса сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ - водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений.

Указанные выше порядок ведения учета и сроки предоставления измерений качества сточных вод и (или) дренажных вод определены приказом Минприроды России от 08.07.2009г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 13 Порядка - программа проведения измерений качества сточных вод и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок.

Согласно договору водопользования от 12.11.2010г. № МО-20.04.00.0001-М-ДИК-Т-2010-00350/00 ООО «Терминал Совгавань» предоставлен в пользование водный объект - часть акватории бухты Эгге залива Советская Гавань Японского моря.

В соответствии с условиями указанного договора ООО «Терминал Совгавань» обязано проводить регулярные наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной.

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1)       регулярные наблюдения за состоянием водных объектов,
количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2)сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3)внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4)оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.

Во исполнение п. 13 Порядка и п.п. «в» п. 19 вышеуказанного договора ООО «Терминал Совгавань» разработана и согласована с Амурским БВУ по Хабаровскому краю Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (далее - Программа).

В соответствии с п.п. 5.1, 5.2.1, 5.2.2 Программы установлено, что Общество должно осуществлять ведение замеров по гидрометеорологическим показателям (максимальная глубина, минимальная глубина, средняя глубина), органолептическим показателям (окраска, температура, прозрачность, плавающие примеси, наличие плёнки, запах) и гидрохимическим показателям.

Согласно п. 7.1 Программы наблюдения за гидрохимическими и органолептическими показателями необходимо проводить 1 раз в квартал при условии проведения наблюдений в основные фазы водного режима.

В соответствии с п. 9.1 Программы – результаты наблюдений за водным объектом предоставляются ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 1.6.1, 1.6.2 Программы – использование водного объекта осуществляется в период с 01.01. по 31.12. года. Максимальной нагрузкой на водный объект является с 01 марта по 20 октября (период максимальной обработки судов).

Как указано ранее, Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки в период с 16.04.2015г. по 21.04.2015г. установлены нарушения статей 1, 11, 39 Водного кодекса РФ, положений  Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 08.07.2009г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», а именно ООО «Терминал Совгавань» в установленный Программой срок не проводились наблюдения за гидрохимическими и органолептическими показателями предприятием в 2014г. и 1 квартале 2015г. (до 10.04.2015г.).

Таким образом, использование водного объекта - часть акватории бухты Эгге залива Советская Гавань Японского моря, осуществлялось ООО «Терминал Совгавань» с нарушением условий водопользования, утвержденной Программой.

В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо, предприниматель признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 16.1. Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий водопользования, предусмотренных утвержденной Программой.

Так Обществом 15.01.2015г. заключен договор № 19/пв15, согласно которому ФБУ «ЦЛАТИ по ДФО» обязуется выполнять производство анализа природных и сточных вод, отобранных предприятием согласно утвержденному графику. Однако в калькуляции к указанному договору не включено производство анализа воды по органолептическим показателям, кроме температуры.

Наблюдения за гидрохимическими и органолептическими показателями ООО «Терминал Совгавань» в 2014г. и 1 квартале 2015г. не проводились.

Судом не принимаются доводы представителя ООО «Терминал Совгавань» о невозможности проведения исследований в период 4 кв. 2014г. и 1 кв. 2015г. в связи с ледовой обстановкой в акватории бухты Эгге залива Советская Гавань Японского моря со ссылкой на письмо и.о. капитана морского порта Советская Гавань № 295 от 03.07.2015г., как необоснованные.

Из указанного письма не следует, что ООО «Терминал Совгавань» не имело возможности провести исследования воды в бухте Эгге залива Советская Гавань Японского моря по гидрохимическим и органолептическим показателям, что в бухте в указанный ранее период ООО «Терминал Совгавань» не осуществляло хозяйственную деятельность.

Доказательств исключительности обстоятельств правонарушения, в соответствии с которыми ООО «Терминал Совгавань» не имело возможности соблюсти требования действующего законодательства Обществом не представлено. Также ООО «Терминал Совгавань» не представлено доказательств, что Обществом предпринимались какие либо меры для соблюдения действующего законодательства.

Таким образом, Общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение исследований после установленного программой срока (до 10.04.2015г.) не исключает событие правонарушения.

Так из объяснений ООО «Терминал Совгавань» следует, что  протокол № 223 результатов анализа поверхностных вод за 1 квартал 2015г. был оформлен 29.04.2015г. Данные по глубинам в контрольных точках отбора проб воды от 18.03.2015г., Отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, Отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий за 1 кв. 2015г. Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов и о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах за 2014г. были направлены в Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по Хабаровскому краю - 05.05.2015г.

Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие (бездействие) Общества правомерно было квалифицировано административным органом по статье 7.6. КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Состав правонарушения по ст. 7.6  КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

По материалам дела судом не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальной размере, установленном данной статьей.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Терминал Совгавань» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу от 20.05.2015г. № 9/18-2567 о назначении административного наказания по ст. 7.6. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                    Р.А. Руденко