ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7591/10 от 14.09.2014 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                  Дело № А73-7591/2010

14 сентября 2014г.

Резолютивная часть решения объявлена  14 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: 

судьи Т.И. Чаковой,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крохиной Л.С.,

 рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края

кСобранию депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края

опризнании недействительным решения №131 от 31.03.2010г. Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края «Об отказе в согласовании безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района имени Лазо в муниципальную собственность Хорского городского поселения»; обязании ответчика в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу согласовать перечни имущества №№1-5, находящегося в собственности муниципального района имени Лазо и подлежащего безвозмездной передаче Хорскому городскому поселению; обязании ответчика представить согласованные перечни в отраслевые органы исполнительной власти Хабаровского края для рассмотрения и согласования в сроки, установленные частью 6 статьи 3 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 №299

При участии:

от Администрации –  представитель ФИО1, доверенность от 12.01.2010; ФИО2, доверенность от 11.01.2010 года;

от Собрания депутатов –ФИО3, доверенность от 16.03.2010 №1-13/752.

       В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв с 07.09.2010 года по 14.09.2010 года.

Сущность спора: Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному району имени Лазо Хабаровского края в лице Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействительным решения №131 от 31.03.2010 Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края «Об отказе в согласовании безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района имени Лазо в муниципальную собственность Хорского городского поселения»; обязании ответчика в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу согласовать перечни имущества №№1-5, находящегося в собственности муниципального района имени Лазо и подлежащего безвозмездной передаче Хорскому городскому поселению; обязании ответчика представить согласованные перечни в отраслевые органы исполнительной власти Хабаровского края для рассмотрения и согласования в сроки, установленные частью 6 статьи 3 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 №299.

В заседании суда 10.08.2010 года заявитель уточнил заинтересованное лицо по делу, которым был принят оспариваемый ненормативный правовой акт - Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

Представители заявителя на требованиях настаивают, так как имущество, предназначенное для электро-, тепло- и водоснабжения поселения, водоотведения, снабжения поселения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения, в соответствии со ст. 50 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года), может находиться только в собственности поселения.

Законом Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года  О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами»  (далее- Закон Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года) установлен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность поселений.

25.02.2010 года в Администрацию Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края направлены перечни объектов имущества, находящегося в муниципальной собственности района имени Лазо, которое используется для организации тепло-и водоснабжения поселения. Перечни сформированы и направлены для их согласования органами местного самоуправления для безвозмездной передачи в собственность Хорского городского поселения.

Имущественный комплекс МУП «Хорская ТЭЦ» полностью расположен в границах территории Хорского городского поселения и предназначен для оказания услуг населению в п. Хор.

Обстоятельств, препятствующих разграничению имущества между муниципальным районом имени Лазо и Хорским городским поселением не существует.

Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края необоснованно не только не согласовало перечни имущества, но еще и приняло решение об отказе в передаче имущества в собственность Хорского городского поселения.

Представитель Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя и соответствует закону.

По результатам рассмотрения заявления было принято решение об отсутствии необходимости в передаче в собственность Хорского городского поселения и рекомендовано Собранию депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края принять решение об отказе в согласовании перечня этого имущества.

Коллектив МУП «Хорская ТЭЦ» обратился к Главе муниципального района отказать ФИО4 в передаче имущества в собственность поселения.

Кроме того, органы местного самоуправления до 01.01.2012 года  осуществляют отчуждение и производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2006 года, истребуемое имущество передано Хабаровским краем в безвозмездную собственность района только в 2009 году.

Статья 50 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года носит рекомендательный характер.

Закон Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года регулирует порядок согласования перечня имущества и не устанавливает обязанность муниципального образования согласовать перечень запрашиваемого имущества.

Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд

УСТАНОВИЛ:

25.02.2010 года Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края обратилась к Главе Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края с заявлением о согласовании перечня объектов для передачи из собственности района имени Лазо в собственность Хорского городского поселения.

31.03.2010 года решением №131 Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края  отказано в согласовании безвозмездной передачи собственности муниципального района имени Лазо в муниципальную собственность Хорского городского поселения.

Заявитель, не согласившись с данным решением, обратился в арбитражный суд.

Распоряжением Правительства Хабаровского края №100-рп от 06.03.2009 года «О безвозмездной передаче краевого государственного имущества краевого государственного унитарного предприятия «Хорская ТЭЦ» в муниципальную собственность муниципального района имени Лазо Хабаровского края»  из государственной собственности Хабаровского края  в муниципальную собственность муниципального района имени Лазо Хабаровского края  передан комплекс имущества, арендуемого КГУП «Хорская ТЭЦ».

В соответствии с распоряжением № 972-р   и по акту приема-передачи комплекс имущества унитарного предприятия, а также МУП «Хорская ТЭЦ», земельный участок и имущество, приобретенное в хозяйственное ведение предприятия принято в муниципальную собственность муниципального района имени Лазо, согласно прилагаемому перечню (приложения №№1-5).

Переданное и принятое на основании вышеуказанных распоряжений имущество предприятия,  включено в Реестр (Сводную опись) муниципального имущества с присвоением соответствующих реестровых номеров.

25-26 мая 2009 года  муниципальному району имени Лазо выданы свидетельства о праве собственности на все переданные объекты недвижимости, в том числе на земельный участок.

Федеральным законом РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены правовые и экономические основы и принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Статьей 15 данного Федерального закона определен круг вопросов местного значения муниципального района, к которым относятся вопросы:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.  полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В соответствии с положениями части 1  статьи 49 данного закона экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Частью 2 статьи 50  Федерального  закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. определено, что в собственности поселений могут находиться, также: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения

Как следует из содержания статья 83 данного закона,   настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года.

Согласно ч.1 п.1.1. ст. 83 Федерального  закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период.

При этом  положения статей 11 - 16, 34 - 37 и 50 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.

Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального  закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

Так, согласно пункту 3 ч.1. ст. 85 в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения;

Также согласно пункту 4 части  8 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления:

до 1 января 2012 года осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность.

В связи с чем имущество МУП «Хорская ТЭЦ», находящееся в собственности Хабаровского края было передано в муниципальную собственность муниципального района.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Законодательной Думой Хабаровского края  принят Закон Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере  разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года перечень объектов муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, может формироваться, как по инициативе органов местного самоуправления передающей стороны, так и по инициативе органов местного самоуправления принимающей стороны.

В силу ст. 3 Закона Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года подготовленный и согласованный органом местного самоуправления  принимающей стороны перечень в течении пяти рабочий дней со дня его согласования направляется органу местного самоуправления передающей стороны для рассмотрения и согласования.

Орган местного самоуправления передающей стороны в течении 20 рабочий дней, со дня получения перечня,  рассматривает его на предмет необходимости передачи муниципального имущества.

Если в ходе рассмотрения перечня орган местного самоуправления передающей стороны придет к выводу об отсутствии необходимости передачи муниципального имущества, указанного в перечне, либо будут выявлены обстоятельства, препятствующие разграничению муниципального имущества между принимающей и передающей сторонами, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в согласовании перечня.

Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края решением №131 отказало в согласовании перечней имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность Хорского городского поселения.

Закон Хабаровского края не предусматривает объяснение причин отказа в согласовании.

Из дословного толкования Закона Хабаровского края №299 от 23.12.2009 года  следует, что формирование и согласование перечня муниципального имущества, передаваемого в порядке разграничения между муниципальным районом и входящих в его состав городских и сельских поселений, является правом органа власти муниципального района, а не его обязанностью.

Судом не принимается довод заявителя об отказе не только в согласовании перечней, но и в отказе в передаче имущества в собственность Хорского поселения, так как данный факт не следует из обжалуемого решения.

Таким образом, Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий отказало в согласовании перечней имущества.

В связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь  статьями  200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействительным решения №131 от 31.03.2010 Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края «Об отказе в согласовании безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района имени Лазо в муниципальную собственность Хорского городского поселения»; обязании ответчика в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу согласовать перечни имущества №№1-5, находящегося в собственности муниципального района имени Лазо и подлежащего безвозмездной передаче Хорскому городскому поселению; обязании ответчика представить согласованные перечни в отраслевые органы исполнительной власти Хабаровского края для рассмотрения и согласования в сроки, установленные частью 6 статьи 3 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 №299, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

  Судья                                                                                                           Т.И.Чакова