ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7634/10 от 25.08.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      №  А73-7634/2010

«25» августа    2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2010 года.

Арбитражный суд в составе: судьи    Т.И.Чаковой,

     при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крохиной Л.С.

          рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции  дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Востокстрой»

          кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Ванинской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы

третье лицо: Федеральная антимонопольная служба России

     опризнании недействительным  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков и исключении ООО «Востокстрой» из реестра недобросовестных поставщиков

     при участии:

     от Общества –  представитель ФИО1, доверенность от 28.06.2009;

     от УФАС по Хабаровскому краю – ФИО2, доверенность от 27.10.2009 №3/6022; ФИО3, доверенность от 08.07.2010 №3/4401; ФИО4, доверенность от 08.07.2010 года № 3/4398.

     от Ванинской таможни – ФИО5, доверенность от 01.02.2010 года № 11-12/480; ФИО6, доверенность от 20.08.2010 года № 11-12/4377.

от ФАС России – не явились.

установил:Общество с ограниченной ответственностью «Востокстрой» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю), Ванинской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – таможенный орган, Таможня) о признании недействительным Приказа УФАС по Хабаровском краю от 31.05.2010 года № 241; обязании Ванинской таможни отозвать направленную информацию о включении ООО «Востокстрой» в реестр недобросовестных поставщиков и исключить  из информационной базы протокол № 6 от 13.04.2010 года; обязании  УФАС по Хабаровскому краю отменить приказ о признании ООО «Востокстрой» недобросовестным поставщиком и исключить из реестра недобросовестных поставщиков.  

              Представитель заявителя настаивал на требованиях, считая неправомерным включение в реестр недобросовестных поставщиков, так как:

              1. победителем аукциона не является – аукцион признан не состоявшимся;

              2. Общество не получало писем, содержащих протокол рассмотрения заявки, проект государственного контракта не был направлен;

              3. направление проекта контракта признается надлежащим, если оно осуществлено способом, позволяющим удостоверить получение проекта контракта участниками размещения заказа;

              4. протокол №6 от 13.04.2010 опубликован на официальном сайте 23.05.2010 4:15:13;

              5. УФАС по Хабаровскому краю должна быть проведена проверка сведений, которая также не проведена.

              Представители антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе в связи с тем, что для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков были направлены дополнительные запросы, как в адрес заказчика, так и подрядчика. Ответ от Общества не поступил, письмо возвращено за истечением срока хранения. Письма отправлены по адресу, указанному в аукционной заявке.

               Представители Ванинской таможни с заявленными требованиями не согласны, по основаниям, изложенным в отзыве, пояснили, что  по результатам рассмотрения заявки было принято решение о допуске Общества к участию в аукционе и признании его участником  размещения заказа и права на заключение государственного контракта. Протокол был размещен в сети Интернет 23.03.2010. 26.03.2010 Таможней в адрес Общества был направлен проект государственного контракта и письмо о необходимости представления оригинального подтверждения исполнения государственного контракта. 30.04.2010 письмо было возвращено с пометкой «за истечением срока хранения». Поскольку подписанный экземпляр договора не был возвращен, в УФАС по Хабаровскому краю были направлены соответствующие сведения.

                Кроме того, Таможней было заявлено ходатайство об исключении Таможни из числа ответчиков и привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

                Ходатайство судом отклонено.

Представитель ФАС России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ФАС России извещена надлежащим образом.

                Суд, заслушав сторон, исследовав представленные документы, установил:

                11.02.2010 на сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по строительству Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ВИТС Ванинской таможни.

                02.03.2010 на сайте в сети Интернет опубликовано сообщение о продлении срока аукциона.

      Дата рассмотрения заявки 23.03.2010.

      23.03.2010 поданные заявки рассмотрены, в соответствии с ч.3 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ)  аукцион признан несостоявшимся, согласно протоколу №5 Общество признано участником размещения заказа.

26.03.2010 в адрес Общества направлен проект государственного контракта.

Конверт с контрактом 30.04.2010 возвращен отделением связи с отметкой отделения связи «за истечением срока хранения».

         13.04.2010 Ванинской таможней составлен протокол №6 об отказе в заключении государственного контракта, в связи с невозвращением в установленный срок подписанного экземпляра государственного контракта и не представления обеспечения исполнения контракта.

19.04.2010 Ванинской таможней в адрес УФАС по Хабаровскому краю направлены сведения об участнике размещения заказа уклонившегося от подписания государственного контракта.

В целях проведения проверки представленных сведений, УФАС по Хабаровскому краю 05.05.2010 в адрес директора Общества по адресу: <...> а – 4, направило письмо с просьбой предоставить обоснование отказа от заключения контракта.

Заказное письмо также возвращено, в связи с чем антимонопольным органом был издан приказ №241 от 31.05.2010 о включении хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.

 Общество, не согласившись с данным приказом, обратилось в суд.

Выслушав представителей участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение антимонопольного органа в арбитражный суд.

            Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа), регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетными кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

            В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Федерального закона № 94-ФЗ при проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган в обязательном порядке осуществляют аудиозапись аукциона и ведут протокол аукциона, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Протокол подписывается заказчиком, уполномоченным органом, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

Из статьи 38 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что в случае, если победитель аукциона в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 указанного закона, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

В соответствии с пунктом 6  частью 4 статьи 34  Федерального закона № 94-ФЗ в аукционной документации от 22.04.2010 года установлен срок в течении которого победитель аукциона должен подписать проект государственного контракта - не ранее 10 дней и не позднее 15 дней со дня подписания протокола аукциона.

 Согласно пункту 10 заявки на участие в аукционе Общество  обязалось в случае объявления победителем аукциона подписать контракт в 20 дневный срок со дня подписания протокола проведения аукциона.

  Ванинская таможня 26.03.2010 направила в адрес Общества проект государственного контракта.

               30.04.2010 конверт с контрактом возвращен отделением связи в связи с его неполучением адресатом.

               Судом не принимаются доводы заявителя о том, что аукцион не состоялся, следовательно, ООО «Востокстрой» не является победителем аукциона.

               Действительно, в соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального Закона № 94-ФЗ,  в случае если в аукционе участвовал один участник, аукцион признается несостоявшимся.

               Однако Федеральный закон № 94-ФЗ предусматривает особые   последствия признания торгов по размещению государственного или муниципального заказа несостоявшимися – обязанность заказчика в соответствии с пунктом 13 статьи 37 данного Закона направления единственному участнику аукциона оферты на заключение контракта, при этом  условия контракта определяются на основании условий, предусмотренных документацией об аукционе.

     В данном случае контракт заключается не по результатам торгов, определившим победителя, а  в общем порядке, установленном статьями 435,438 ГК РФ, при этом в силу закона, предусматривающего последствия признания торгов на размещение муниципального заказа не состоявшимися, заключение такого договора является обязательным для сторон.

В силу пункта 13 статьи 37 Федерального закона № 94-ФЗ, если в аукционе участвовал только один участник, заказчик в течение 3-х рабочих дней с момента подписания протокола обязан передать единственному участнику аукциона проект контракта для его заключения.

Протокол № 5 от 23.03.2010 был своевременно размещен на сайте в сети Интернет, следовательно, Общество имело возможность, и должно было с ним ознакомиться.

Также не принимается довод заявителя о том, что заказчику был известен и другой адрес нахождения Общества.

Проект договора, в силу прямого указания закона, был направлен по адресу, указанному в заявке на участие в аукционе, г.Хабаровск, ул.Хабаровская, 2А-4, в ЕГРЮЛ изменения не внесены, указан тот же адрес.

Таким образом, Общество, зная о том, что являлось участником аукциона, должно было проявить должную осмотрительность и своевременно получать почтовую корреспонденцию, поступающую на юридический адрес.

В связи с тем, что подписанный договор не возвращен в установленный срок, единственный участник аукциона признается уклонившимся от его заключения, в связи с чем, заказчик в течении пяти дней направляет в уполномоченный орган сведения об уклонившемся лице.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона №  94-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

В части 8 статьи 19 Федерального закона №  94-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 19 Федерального закона №  94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 (далее - Положение) в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган в том числе: копию уведомления победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок об отказе от заключения контракта (при его наличии) (подпункт "в"); копию решения суда о понуждении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии) (подпункт "г"); иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта (подпункт "д").

В силу пункта 12 Положения в случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пунктов 7 и 8 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение 10 дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта единственного участника размещения заказа, участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), либо участника аукциона, единственно участвующего в аукционе, победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок.

Получив указанные сведения, антимонопольный орган самостоятельно запросил у Общества документы в подтверждение обоснованности отказа от заключения государственного контракта.

Ответ от ООО «Востокстрой» не поступил, конверт возвращен почтовым отделением «за истечением срока хранения», о чем свидетельствует страница сайта почтовых отправлений.

Таким образом, антимонопольный орган провел проверку участника аукциона. Однако почтовая корреспонденция так же не была получена.

Об изменении своего почтового адреса Общество официально не известило заказчика и не внесло изменений в ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат отклонению в полном объеме.

     Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

АРБИТРАЖНЫЙ    СУД    Р Е Ш И Л:

                Обществу с ограниченной ответственностью «Востокстрой» в заявленных требованиях к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Ванинской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы, отказать.

       Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу.

  Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

       Судья                                                                                         Т.И.Чакова