АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-7635/2009
26 июня 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,
рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы»
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.05.2009 № 60 о наложении штрафа по делу № 4-05/71 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 05.05.2009 № 0456/09;
от административного органа – ведущий специалист-эксперт ФИО2 доверенность № 01/5-3630 от 29.07.2008.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) объявлен перерыв с 23.06.2009 по 26.06.2009.
Сущность дела: Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МТС» заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.05.2009 № 60 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В ходе судебного разбирательства представитель Общества настаивал на заявленных требованиях, считает оспариваемое постановление необоснованным и подлежащим отмене, поскольку при размещении рекламы требования законодательства о рекламе не нарушались, информация о рекламируемом продукте была доведена до потребителя в полном объеме, отсутствие сведений обо всех параметрах тарифного плана не искажает смысла представленной информации и не вводит потребителя в заблуждение. Обществом были соблюдены все обязательные требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом «О рекламе».
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласилась. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, факт вменяемого правонарушения и вину Общества полностью доказанными и подтвержденными материалами дела.
В ходе судебного разбирательства, суд
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) отслежена реклама оператора сотовой связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» - «Тариф «Говори свободно». 100 минут ежедневно всего за 399 рублей в месяц», распространяемая в эфире радиостанций «Европа плюс Хабаровск», «Русское радио Хабаровск» в период с 01 по 31 марта 2009 года (продолжительностью 30 сек): «Хорошая работа. Отличное образование. Лучшие друзья. Главные ценности твоей жизни объединяет ежедневное общение. Забудь о кризисе! Освободи мысли, дай свободу чувствам, говори свободно! Новый тариф МТС «Говори свободно». 100 минут ежедневно за 399 рублей в месяц! Будь свободным, будь собой! Говори свободно круглые сутки! МТС – оператор связи. Подробности – в салонах-магазинах МТС и по телефону <***>», а также реклама, распространяемая в эфире радиостанции «Авторадио Хабаровск» в период с 05 по 27 марта 2009 (продолжительностью 15 сек): «Забудь о кризисе! Освободи мысли. Говори свободно! Новый тариф МТС «Говори свободно». 100 минут ежедневно за 399 рублей в месяц! МТС – оператор связи. Подробности в салонах-магазинах МТС и по телефону <***>».
28.04.2009 в отношении ОАО «МТС» в связи с отсутствием в рекламе существенной информации о том, что рекламируемое предложение распространяется только на исходящие соединения с абонентами МТС Хабаровского края, было возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ и проведено административное расследование.
В ходе административного расследования антимонопольным органом был установлен факт нарушения Обществом при размещении рекламы части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, в следствие чего искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
22.05.2009 начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Хабаровскому краю ФИО3 в отношении ОАО «МТС» был составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ.
В тот же день заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №4-05/71 вынесено постановление № 60 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 80 000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:
В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от рекламы) влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как указано в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, понятие реклама характеризуется следующими признаками:
Во-первых, реклама - это информация. Содержание информации составляют сведения о товаре, услуге, их свойствах; лице - изготовителе, продавце, а также их координатах, реквизитах, средствах индивидуализации и видах деятельности, а также иных объектах, в продвижении которых заинтересован участник рекламного рынка.
Во-вторых, реклама является публичной информацией. Это означает, что она адресована неограниченному количеству лиц.
В-третьих, ей свойственно распространение, то есть совершение в отношении информации любых действий, направленных на то, чтоб она стала доступной потребителям. Без осуществления этих действий реклама теряет свою сущность.
В-четвертых, реклама может распространяться в любой форме (которая разрешима для рекламы конкретного товара законом о рекламе). Формой распространения рекламы является ее конкретное существование во внешнем, окружающем мире, ее доступное органам ощущения проявление. Например, реклама может преподноситься в устной форме, в виде художественного произведения, графического изображения, текста или их комбинации.
В-пятых, Закон упоминает о средствах распространения рекламы. Под ними понимаются разнообразные приспособления, устройства, приборы и процессы, с помощью которых происходит передача информации. Это телевидение, печатные издания, Интернет, аудио- и видеопродукция, телефонная, факсимильная связь, наружные конструкции, автотранспортные средства, почтовые отправления и иные средства, которые по своей природе и техническим характеристикам возможно использовать для распространения рекламы.
Шестой признак рекламы - ее цель. Она должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, а также способствовать его продвижению на рынке. Привлечение внимания представляет собой процесс обращения органов восприятия потребителя непосредственно на прием информации о товаре (с помощью яркости, красочности, звукового оформления, неординарности дизайна или текста). Формирование (поддержание) интереса - целенаправленное действие, которое порождает (делает устойчивым) у потребителя ощущение необходимости рекламируемого товара, побуждает его приобрести объект рекламирования. Продвижение товара - это эффект, которого старается добиться рекламодатель. Наличие у рекламной информации указанных целей (а также остальных признаков одновременно) является необходимым для признания рекламы таковой.
Объектом рекламирования может быть материальное или нематериальное благо, идея, продвинуть которую стремится его владелец или собственник. Это может быть товар, а также средство его индивидуализации (например, товарный знак), изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
В силу части 7 статьи 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как установлено судом, из содержания рекламы, распространяемой ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в радиоэфире, следует, что, подключившись на новый тариф «Говори свободно» потребитель, заплатив всего 399 рублей в месяц, получает возможность общения по 100 минут ежедневно. При этом, реклама не содержит указания на то, что тариф «Говори свободно» не распространяется на исходящие звонки при соединении с абонентами других операторов связи. Между тем, в соответствии с тарифными планами компании, рекламируемый пакет исходящих вызовов в количестве 100 минут в сутки предоставляется только при соединении с абонентами МТС Хабаровского края. Исходящие звонки на номера других операторов связи тарифицируются отдельно.
Федеральный закон «О рекламе» не требует указания в рекламе всех существенных условий рекламируемой услуги. Однако в данном случае отсутствие в рекламе «Тариф «Говори свободно» информации о том, что заявленные в рекламе 100 минут ежедневно за 399 рублей в месяц предоставляются только на исходящие соединения с абонентами МТС Хабаровского края, лишает потребителя части существенной информации о рекламируемом товаре. Указывая в рекламе только привлекательную для потребителя рекламы часть информации, оператор связи, тем самым, вводит его в заблуждение.
Распространяемая реклама побуждает потребителей совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с оператором сотовой связи по заключению договора оказания услуг сотовой связи на определенных рекламой условиях.
Отсутствие полной информации о том, что тариф «Говори свободно» распространяется на исходящие звонки только на номера абонентов МТС Хабаровского края, формирует мнение потребителей о распространении данного тарифа на любые номера вне зависимости от операторов связи.
Таким образом, суд полагает, что отсутствие в рекламе вышеуказанной информации вводит потребителя в заблуждение относительно реальной услуги связи и злоупотребляет доверием потребителей, поскольку сформированная данной рекламой возможность осуществления исходящих звонков 100 минут ежедневно стоимостью 399 руб. в месяц на номера абонентов любых операторов связи опровергается условием, ограничивающим возможность соединения только с абонентами МТС Хабаровского края.
Анализ вышеизложенных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о наличии в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ. Судом по материалам дела установлено, что в нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама «Тариф «Говори свободно» доводилась до потребителя при отсутствии части существенной информации о предоставляемом тарифе, в связи с чем информация о содержании нового тарифного плана предоставлялась потребителю в искаженном виде, тем самым потребитель был введен в заблуждение.
На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.05.2009 № 60, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина ОАО «МТС» доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176. 210 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Открытому акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.05.2009 № 60 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак