ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7650/2021 от 11.05.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                                дело № А73-7650/2021

13 мая 2022 года

             Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Конфедератовой К.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хромченковой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОРГН 1037739877295, ИНН 7708503727; 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д.2)

к обществу с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск» (ОГРН 1172724000305, ИНН 2724218319, 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, Камышовый переулок, дом 15)

о взыскании 23 422 руб. 73 коп.,

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск» (далее – ООО «Техсервис-Хабаровск», ответчик) о взыскании платы за  использование путей общего  пользования на станции Гродеково ДВОСТ ж. д.  и платы за вагоны  в период с 12.05.2020 по 15.05.2020  в размере 22 934 руб. 84коп., процентов в размере 362  руб. 60 коп. за период с 19.04.2021 по 02.08.2021, процентов, начиная с 03.08.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга (с учетом заявленных истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и принятых судом уточнений исковых требований).

Исковые требования основаны на положениях статей 20, 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), статьи 14 Соглашения о международном грузовом сообщении (далее – СМГС), статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и обоснованы нахождением в спорный период вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.

Определением от 16.06.2021 исковое заявление ОАО «РЖД» принято к производству в соответствии с положениями статьи 227 АПК РФ.

Ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указал на нахождение прибывших в его адрес вагонов под процедурой таможенного досмотра.

Определением от 16.08.2021 суд перешел к рассмотрению спора по правилам общеискового производства.

В судебном заседании арбитражного суда первой инстанции представитель ОАО «РЖД» поддержал требования, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по основаниям отзыва, дополнительно представленным пояснениям.

Впоследствии к участию в рассмотрении настоящего спора привлечена Уссурийская таможня, которая дала пояснения по существу заявленных требований, в том числе по периоду прохождения таможенных процедур.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы, информация о которых размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве и дополнительно представленных пояснениях, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (исполнитель) и ООО «Техсервис-Хабаровск» 01.01.2018г. заключен договор № 92/18/п МЧ -3 оказания терминально - складских услуг, согласно пункту 1.1. которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию терминально-складских услуг, указанных в Протоколе согласования договорных цен на услуги (Приложение № 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора (далее - услуги).

Заказчик направляет Исполнителю перечень требуемых терминально- складских услуг (далее - Заказ), составленный по форме Приложения № 4 к настоящему Договору. В Заказе Заказчик указывает период оказания услуг, перечень (наименование) услуг, место оказания услуг, характеристики и объем груза, а также иную необходимую и полную для оказания услуг по настоящему Договору информацию. (пункту2.1 договора № 92/18/п МЧ -3).

12.05.2020 на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги в адрес ООО «Техсервис-Хабаровск» прибыли вагоны с грузом №№ 5728653, 5450846, 5265551, о чем грузополучатель в соответствии с пунктом 36 Приложения 1 к СМГС, статьи 34 УЖТ РФ уведомлен 12.05.2020 в 03-20,  о чем  сделаны отметки в книге уведомлений о прибытии груза по форме ГУ-6 .

 В связи с необходимостью прохождения таможенного оформления прибывшего груза   представителю грузополучателя под расписку 12.05.2020 в 04-15 перевозчиком выдан комплект перевозочных документов на указанные вагоны,  необходимые для таможенного оформления.

Согласно актам общей формы от 12.05.2020 № 50/1234, 50/1235, 50/1236  открыт простой  вагонов с  12.05.2020 05 час. 20 мин.

 Учитывая нормативно установленное время таможенного оформления 1 сутки  перевозчик  установил дату начала начисления платы за нахождение вагонов на путях общего (за инфраструктуру) пользования 13.05.2020 с 13-45 05 час. 20 мин. (12.05.2020 05 час. 20 мин. + 1 сутки).

Грузополучателем груз из прибывших вагонов выгружен не был и  грузополучателем вагоны с грузом  были размещены в зоне таможенного контроля 12.05.2020

Из пояснений  таможенного органа следует, что в отношении товаров, прибывших в вагонах №№ 5728653, 5450846, 5265551 в адрес ООО «Техсервис-Хабаровск» из КНР на таможенную территорию ЕАЭС по транспортным железнодорожным накладным №№12183946, 12183952, 12183951 ответчиком подана декларация на товары № 10716050/120520/0012315.

Факт помещения товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления в Уссурийский таможенный пост 12.05.2020 в 15 час. 05 мин. подтверждается и документами, содержащимися в КПС «АИСТ-М».

13.05.2020 в период с 15 час. 40 мин. до 19 час. 35 мин. должностными лицами Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни проведен таможенный досмотр прибывших товаров, в связи с чем составлен акт досмотра от указанной даты № 10716070/130520/000329.

14.05.2020 в 14 час. 36 мин. Уссурийским таможенным постом разрешен  выпуск товаров, задекларированных в ДТ № 10716050/120520/0012315.

Перевозчиком оформлены акты общей формы от 14.05.2020 №№ 50/1289, 50/1288, 50/1287 с указанием даты и времени окончание простоя – с 14.05.2020 07 час. 36 мин., что соответствует дата и времени получения перевозчиком от таможенного органа уведомлений о выпуске товара.

15.05.2020 грузополучатель направил перевозчику уведомление о подаче вагонов под выгрузку, которая подана в 05 час. 20 мин., этой же датой и окончен простой вагона № 5265551.

Руководствуясь статьей 39 УЖТ РФ, Приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 (далее - Приказ ФТС № 127- т/1), Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении Договором о Правилах пользования вагонами в международном сообщении (ПГВ), ОАО «РЖД» начислило истцу плату за пользование вагонами (по коду 116) и плату за нахождение на путях общего пользования (по коду 831), и предъявило к оплате накопительную ведомость № 1015348565 на общую сумму 23 385 руб. 12 коп.

Поскольку ответчик уклонился от подписания указанной накопительной ведомости, ОАО «РЖД» направило в его адрес претензию от 15.04.2021 № 4917/ДТЦФТО о согласовании списания спорной суммы с ЕЛС плательщика.

Поскольку в добровольном порядке оплата не произведена, истец обратился в суд с иском.

Исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Как следует из представленного расчета, в отношении вагонов №№ 5728653, 5450846 начислена плата по коду 116 (плата за пользование) и по коду 831 (плата за нахождение) за период с 12.05.2020 по 14.05.2020, в отношении вагона № 5265551 – перевозчиком начислена плата за пользование за период с 14.06.2020 по 15.05.2020 (в период ожидания заявки).

Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).

Статьей 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта (далее - УЖТ), который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.

Пунктом 2 статьи 7 ГК РФ определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами стран, перечисленных в статье 1 Соглашения.

Названный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог -участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Странами-участницами СМГС являются, в том числе, Российская Федерация и Китайская Народная Республика.

Также железные дороги заключили Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении от 01.05.2008 (далее -Договор о ПГВ), предметом которого является взаимное сотрудничество между сторонами договора в части пользования грузовыми вагонами в международном сообщении. Согласно Приложению А сторонами Договора о ПГВ, в том числе, с 01.01.2009 являются ОАО «РЖД» и КЖД.

Таким образом, поскольку в рамках настоящего дела груз поступил путем прямого международного железнодорожного сообщения из Китая, к правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы СМГС и положения Договора о ПГВ.

В рассматриваемом случае ОАО «РЖД» в отношении вагонов №№ 5728653, 5450846 начислена плата по коду 116 (плата за пользование вагонами) и по коду 831 (плата за нахождение вагонов) за период с 12.05.2020 по 14.05.2020 (период таможенного оформления).

Согласно части 1 статьи 785 ГК РФ обязанностью перевозчика по договору перевозки является доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

В соответствии со статьей 34 УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 35 УЖТ грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Статьей 36 УЖТ предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Согласно статье 37 УЖТ прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.

В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 29 (далее - Правила № 29) устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

Пунктом 6 Правил №29 предусмотрено, что для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал транспортной железнодорожной   накладной, в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 20.1 Правил №29 предусмотрено, на станциях, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, накладная, дорожная ведомость и другие необходимые для таможенного оформления документы уполномоченным перевозчиком лицом передаются должностным лицам таможенных органов. Факт такой передачи регистрируется в специальной книге с обязательным указанием номеров документов, даты и времени передачи. Форма книги и порядок ее ведения устанавливаются перевозчиком.

Должностные лица таможенных органов проверяют представленные документы, производят таможенное оформление в установленном порядке и возвращают накладную и дорожную ведомость уполномоченному лицу перевозчика с оформлением факта передачи в специальной книге с указанием даты и времени.

Выдача грузополучателю накладной до представления указанных документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог определяется Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 20.04.1995 (далее - Временная технология).

Данный документ, согласно положениям пункта 3 Приказа ФТС РФ от 07.08.2009 № 1427 признан утратившим силу в части, касающейся таможенных органов.

Таким образом, положения Временной технологии действуют только в отношении железных дорог.

Согласно пункту 3.10 Временной технологии по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя.

Пунктом 2.6 Временной технологии предусмотрено, что работники железных дорог не  имеют права выдавать  грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.

То есть, из совокупного анализа вышеуказанных норм законодательства, следует, что исполнению обязанности железной дороги по выдаче груза предшествует исполнение обязанности по уведомлению таможни о прибытии груза и возвращение таможенным органом перевозочных документов уполномоченному лицу.

С учетом указанного, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.

В рассматриваемом случае, применительно к спорным вагонам, начисление платы за пользование вагонами за время прохождения таможенного оформления осуществлено в период до выпуска товаров таможенным органом, то есть до передачи перевозчиком грузополучателю оригиналов транспортных накладных.

При этом, с учетом фактических обстоятельств настоящего спора, суд приходит к выводу о том, что в данном, конкретном случае, учитывая время получения комплекта перевозочных документов, передачи документов в таможенный орган для таможенного оформления, открытия таможенной процедуры, период проведения таможенного контроля составил 2 суток по причинам, не зависящим от грузополучателя.

Согласно части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе), в частности, в течение всего времени:

-           ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

-           нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).

Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).

Толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается, персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.

При этом согласно указанным положениям части 11 и части 12 статьи 39 УЖТ обязанность грузополучателей по внесению платы за простой вагонов на путях общего пользования предусмотрена, только в случае нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Согласно абзацу 4 пункта 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 (далее - Правила № 245), дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза.

Согласно пункту 5.10 Правил № 245, срок доставки грузов увеличивается на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического контроля.

Статьей 33 УЖТ и пунктом 14 Правил №245 установлено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок доставки увеличивается на одни сутки, и перевозчик не считается просрочившим срок доставки, следовательно, если задержка при проведении таможенного контроля не привела к нарушению расчетного срока доставки груза, плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о превышении срока таможенного оформления груза по причинам, зависящим от ООО «Техсервис-Хабаровск».

При этом, по аналогии с обязанностью по внесению платы за пользование вагонами, обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой не может быть возложена на грузополучателя до исполнения перевозчиком своей обязанности по доставке груза, которая по смыслу статьи 36 УЖТ считается исполненной лишь после передачи им грузополучателю на станции назначения как груза, так и транспортной железнодорожной накладной с проставленной таможенным органом отметкой.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании в отношении вагонов №№ 5728653, 5450846 в отношении вагонов начислена платы по коду 116 (плата за пользование) и по коду 831 (плата за нахождение) за период с 12.05.2020 по 14.05.2020.

Вместе с тем, в отношении вагона № 5265551 – перевозчиком начислена плата за пользование за период с 14.06.2020 по 15.05.2020 (в период ожидания заявки).

Поскольку названный вагон осле окончания таможенного оформления простаивали по причине ожидания заявки от грузополучателя на подачу вагонов под выгрузку, без которой перевозчик не имеет возможности распорядиться вагонами, прибывшими в адрес грузополучателя, суд приходит к выводу о правомерности начисления платы за пользование указанным вагоном в период ожидания подачи по заявке грузополучателя, следовательно плата в размере 1 810 руб. 98 коп. начислена правомерно и подлежит взысканию в пользу истца.

Доводы ответчика об отсутствии в актах необходимой для начисления платы информации судом отклоняется, поскольку носят формальный характер и не опровергает изложенного.

 Ссылка  сторона на имеющуюся судебную практику  не может быть признана судом обоснованной и применимой к рассматриваемому делу,  поскольку основана на иных  фактических обстоятельствах.

В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

 Поскольку судом признано начисление платы в размере 1 810 руб. 98 коп., то сумма процентов за период с 19.04.2021 по 02.08.2021 составляет 27 руб. 73 коп., которая также подлежит взысканию.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ ).

Согласно пункту 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.

Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

В связи с чем требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга соответствует положениям части 3 статьи 395 ГК РФ и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, при рассмотрении требования о взысканиипроцентов по день фактической оплаты суммы основного долга, суд отмечает, что  Постановлением Правительства РФ №497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление №497), в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, кроме застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.

В силу пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве во взаимосвязи с абзацем 10 пункта 1 статьи 63 названного Закона, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до его введения.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона. Абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве гласит, что в отношении должника не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63) под текущими платежами понимаются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, включая договоры аренды, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 №44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория.

Постановление №497 вступило в силу 01.04.2022, срок действия определен на 6 месяцев. Таким образом, мораторий на возбуждение дел о банкротстве установлен с 01.04.2022 до 01.10.2022.

Следовательно, проценты в отношении задолженности должника, возникшей до введения моратория, могут быть начислены только по 31.03.2022, и после окончания срока действия моратория. Начисление процентов по день фактического исполнения обязательства подлежит расчету с исключением периода действия моратория, установленного Постановлением №497.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В этой связи с ответчика подлежит взысканию 158 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Техсервис-Хабаровск» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 1 810 руб. 98 коп. основного долга, 27 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 19.04.2021 по 02.08.2021 с продолжением начисления процентов, начиная с 03.08.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга, с учетом моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, а также 158 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                       К.А. Конфедератова