Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-7688/2009
«03» июля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2009. Полный текст решения изготовлен 03.07.2009.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе
судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР МАРКЕТ»
об оспаривании постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 05.06.2009 № 269
При участии в судебном заседании:
от заявителя – директора ФИО1, действующего на основании протокола собрания учредителей (участников) от 31.03.2009 № 3;
от административного органа – главного специалиста отдела правового обеспечения природопользования ФИО2, действующей по доверенности от 27.01.2009 № 6.328-933.
установил: общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР МАРКЕТ» (далее – ООО «ИНТЕР МАРКЕТ») обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 05.06.2009 № 269 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель общества на требовании настаивал по основаниям, указанным в жалобе. Также считает, что административным органом не доказано, что в результате хозяйственной деятельности образуются и размещаются отходы производства и потребления.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась по основаниям, указанным в отзыве. Считает, что факт вменяемого правонарушения и вина общества доказаны.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 24.06.2009 по 29.06.2009.
Судом по материалам дела установлено следующее.
Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ИНТЕР МАРКЕТ».
Проверкой установлено, что с 2008 года общество в гор. Хабаровске осуществляет деятельность по поставке запасных частей и по адресу <...> занимает офисное помещение. В процессе работы общества образуются отходы производства и потребления, однако плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год внесена в бюджет только 14.04.2009, при сроке уплаты не позднее 20.01.2009.
По данному факту 14.04.2009 Хабаровским межрайонным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.41. КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя – директора ФИО1 вынесено соответствующее постановление.
Материалы проверки направлены прокуратурой в Управление охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края.
05.06.2009 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 270, которым ООО «ИНТЕР МАРКЕТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с жалобой.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Привлекая к административной ответственности, административный орган исходил из того, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами (образование твердых бытовых отходов), которые в дальнейшем размещаются в окружающую среду. В результате осуществляемой обществом деятельности образуются бытовые отходы от работников, бумажные отходы от офисной деятельности, смет и т.д., которые на момент проверки вывозились и размещались на свалку.
Однако административным органом не учтено следующее.
Статьей 8.41. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В оспариваемом постановлении административный орган указал, что при осуществлении обществом офисной деятельности образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
В силу положений положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2. КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения.
Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие осуществление обществом деятельности по обращению с отходами и на которых основываются выводы административного органа, содержащиеся в оспариваемом постановлении.
Согласно пункту 1 статьи 26.1. КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, подлежит наличие выяснение события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ).
Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 05.06.2009 № 269, об отсутствии оснований для привлечения ООО «ИНТЕР МАРКЕТ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41. КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требование общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР МАРКЕТ» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 05.06.2009 № 269 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41. КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина