ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-7904/13 от 17.09.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-7904/2013

17 сентября 2013 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе  : судьи  Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи   Васильевой А.Е.

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявление  индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к   Администрации города Хабаровска (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680000, <...>)

о   признании незаконным решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в г. Хабаровске «Об отказе в предоставлении ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № 27:23:0041040:243, место положения: <...>,

при участии в судебном заседании:

от предпринимателя ФИО4   – лично по паспорту серии <...>; ФИО1 по нот. дов. 27АА0498223 от 15.07.2013,

от Администрации г. Хабаровска   – ФИО2 по дов. № 1.1.27-480 от 13.12.2012; ФИО3 по дов. № 1.1.27-132 от 29.07.2013,

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.09.2013 до 15.30 часов 16.09.2013.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, предприниматель ФИО4) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, которым предлагает признать незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в г. Хабаровске «Об отказе в предоставлении ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №27:23:0041040:243, место положения: <...>.

Определением суда от 19.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Хабаровска.

Определением от 12.08.2013 Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска (далее - ДАСиЗ Администрации г. Хабаровска) исключен из состава участвующих в деле лиц.

В судебном заседании предприниматель ФИО4 на основании статьи 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении заявленного требования, согласно которому предлагает признать незаконными действия Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, выразившиеся в отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №27:23:0041040:243, оформленного письмом от 01.07.2013 № 01-50/9023.


  Суд с учетом мнения представителя ответчика удовлетворил ходатайство и принял к рассмотрению уточненное требование.

В судебном заседании предприниматель ФИО4 и его представитель настаивали на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении и письменным дополнениям.

Представитель Администрации г. Хабаровска в судебном заседании предложила отказать в удовлетворении требования по мотивам, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и пояснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 27-АВ № 732754 от 07.02.2013 в собственности гр. ФИО4 находится земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство жилого дома, общая площадь 2 146 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <...>, кадастровый номер 27:23:0041040:243.

На земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041040:243 также оформлен кадастровый паспорт, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта от 28.12.2012 № 2700/301/12-117686. При этом в графе 9 выписки также отражено разрешенное использование земельного участка для строительства жилого дома.

Вместе с тем, 29.10.2007 ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серии 27 № 0015288847.

Предполагая использование находящего в собственности земельного участка в осуществлении предпринимательской деятельности и строительства на нем объекта общественного питания, предприниматель ФИО4 04.06.2013 обратился в комиссию по подготовке проекта Правил и землепользования при ДАСиЗ Администрации г. Хабаровска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Письмом от 01.07.2013 № 01-50/9023 первый заместитель ДАСиЗ Администрации г. Хабаровска сообщил заявителю, что комиссия в соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации г. Хабаровска от 13.05.2011 № 1136, отказывает в предоставлении разрешения, поскольку предоставление разрешения влечет за собой нарушение земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений.

Полагая, что действия ДАСиЗ Администрации г. Хабаровска незаконны и препятствуют в осуществлении предпринимательской деятельности, ФИО4 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования и его удовлетворении, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Как следует из статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 27 ГрК РФ).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).

В городе Хабаровске порядок принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения определен утвержденным Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336 Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа «Город Хабаровск» (приложение № 1) (далее – Административный регламент).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства приведен в пункте 2.8 Административного регламента.

Согласно пункту 3.3 Административного регламента принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения относится к компетенции администрации города и оформляется постановлением Мэра г. Хабаровска только после проведения всех предусмотренных регламентом последовательных процедур, включающих в том числе: рассмотрение заявления и представленных документов комиссией на очередном заседании, проведение комиссией публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения, подготовка комиссией заключения о результатах публичных слушаний, подготовка комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения, подготовка постановления администрации города.

Из материалов дела видно, что ФИО4 к заявлению от 04.06.2013 о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка приложены и необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.6 Административного регламента и претензий к их составу ДАСиЗ администрации г. Хабаровска.

Оспариваемый отказ ФИО4 в предоставлении разрешения оформлен письмом от 01.07.2013 № 01-50/9023 и подписан первым заместителем директора ДАСиЗ администрации г. Хабаровска. При этом из письма видно, что основанием отказа в предоставлении разрешения послужили выводы комиссии, что предоставление разрешения влечет за собой нарушение земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений (пункт 2.8 Административного регламента).

В ходе судебного разбирательства из объяснений заявителя и его представителя следует, что публичные слушания по вопросу предоставления разрешения комиссией не организовывались и не проводились. Указанные обстоятельства не отрицались в судебном заседании и представителями Администрации г. Хабаровска.

Учтя указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что комиссией ДАСиЗ администрации г. Хабаровска при рассмотрении заявления ФИО4 от 04.06.2013 нарушены установленные частью 2 статьи 39 ГрК РФ и пунктом 3.3 Административного регламента обязательные процедуры, предусматривающие последовательность, сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения при рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В ходе судебного разбирательства представители Администрации г.Хабаровска сослались на отсутствие необходимости проведения процедур, поскольку такие процедуры ранее уже проводились 4 раза и постановлениями Администрации г. Хабаровска от 10.02.2012 № 465, от 03.07.2012 № 2786, от 19.10.2012 № 4445, от 19.10.2012 № 4446 отказано ФИО4 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Однако эти доводы судом отклонены как неосновательные.

Перечисленными постановлениями оформлены отказы ФИО4 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования иных земельных участков, а именно: с кадастровым номером 27:23:041040:23 площадью 1000 кв.м. по ул. Медовая, 1а; с кадастровым номером 27:23:041040:24 по ул. Медовая, 1.

Тогда как по заявлению от 04.04.2013 ФИО4 просил предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования на объединенный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041040:243, площадью 2146 кв.м. по ул. Медовая, 1А, 1.

При таких обстоятельствах заявление ФИО4 от 04.06.2013 подлежало рассмотрению в общеустановленном порядке с соблюдением всех предусмотренных процедур.

Принимая во внимание изложенное, заявленное ФИО4 требование подлежит удовлетворению, а оспариваемое действие ДАСиЗ администрации г. Хабаровска признанию судом незаконным.

При этом оспариваемыми действиями одновременно нарушены права ФИО4 в осуществлении предпринимательской деятельности, учитывая, что его заявление от 04.06.2013 в установленном законодательством порядке по существу не рассмотрено.

На основании пункта 3 части 1 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд также считает необходимым обязать Администрацию города Хабаровска рассмотреть заявление ФИО4 от 04.06.2013 о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с соблюдением процедур, предусмотренных частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 3.3 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336.

Расходы заявителя по государственной пошлине в сумме 200 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции, уплаченной предпринимателем ФИО4 по чеку-ордеру от 17.07.2013, подлежат возмещению плательщику за счет Администрации г. Хабаровска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167–170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

  Требование индивидуального предпринимателя ФИО4 - удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, выразившиеся в отказе ФИО4 в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № 27:23:0041040:243, оформленного письмом от 01.07.2013 № 01-50/9023.

Обязать Администрацию города Хабаровска рассмотреть заявление ФИО4 от 04.06.2013 о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с соблюдением процедур, предусмотренных частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 3.3 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336.

Взыскать с Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО4 200 руб. в возмещение судебных расходов.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Д. Манник