Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7961/2020
07 октября 2020 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Медведевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой К.И.
рассмотрел в заседании суда дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) по
к обществу с ограниченной ответственностью ТЭК «Восток Экспедиция» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>)
о взыскании 145 300 руб. штрафа
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность №ДВОСТНЮ-147/Д от 23.12.2019, диплом
от ответчика: Юн А.В., доверенность от 18.03.2020 №7, диплом
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью ТЭК «Восток Экспедиция» (далее – ООО ТЭК «Восток Экспедиция») о взыскании 145 300 руб., в том числе 113 800 руб. штрафа за простой вагонов №№ 29495496, 29246097, 29603099, 29425998,29198496, 54713482, 54693932, 52765427, 53515466, 54794276, 54714761, 42214106, 54792445, следовавших по транспортным железнодорожным накладным №№ 27988089, 28000547, 28355926, 28362626, 28326672, 28264989, 28264927, 28298297, 28298253, 28355849, 28355874, 28134799, 28134773, за период с 28.10.2019 по 30.01.2020, и 31 500 руб. штрафа за нарушение требований правил перевозок грузов, в соответствии со статьями 47, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ РФ).
Иск ОАО «РЖД» определением суда от 15.06.2020 принят к производству в соответствии со статьей 228 АПК РФ в порядке упрощенного производства. Определением от 18.08.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик с иском не согласен, в возражениях ссылается на отсутствие оснований, предусмотренных статьями 47, 100 УЖТ РФ, для привлечения ООО ТЭК «Восток Экспедиция» к ответственности в виде штрафа по указанным нормам, поскольку истцом не представлены доказательства привлечения ответчика таможенным органом к административной ответственности за нарушение таможенных правил, по всем вагонам, указанным в иске, кроме вагона № 29246097 (накладная № 28000547). Кроме того, истечение действие сертификата СИТЕС в момент нахождения вагонов на станции Гродеково произошло не по вине ответчика, а в связи с длительной неподачей перевозчиком вагонов для таможенного досмотра по требованию таможенного органа.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ООО ТЭК «Восток Экспедиция» (грузоотправитель) со станции Хабаровск-2 на станцию назначения - Суйфэньхэ КНР через пограничную станцию перехода Гродеково отправлены вагоны №№ 29495496, 29246097, 29603099, 29425998,29198496, 54713482, 54693932, 52765427, 53515466, 54794276, 54714761, 42214106, 54792445 с грузом (лесоматериалы) с оформлением железнодорожных накладных №№ 27988089, 28000547, 28355926, 28362626, 28326672, 28264989, 28264927, 28298297, 28298253, 28355849, 28355874, 28134799, 28134773.
На пограничной железнодорожной станции Гродеково вагоны предъявлены на осмотр и взвешивание таможенному посту Уссурийской таможни.
На пограничной станции Гродеково таможенной службой проведен контроль товаросопроводительных документов на груз. При документальной проверке выявлено превышение массы груза над заявленным в актах ДТ и представленных товарно-сопроводительных документах общий вес груза (в вагонах №№ 29495496, 29246097, 29603099, 54713482, 54693932, 42214106, 54792445) и представление разрешения СИТЕС с истекшим сроком действия (в отношении грузов в вагона №№ 29425998,29198496, 52765427, 53515466, 54794276, 54714761). По факту несоответствия массы груза и представление разрешения СИТЕС с истекшим сроком действия органами таможни выданы предписания о приведении в соответствие, предоставлении недостающих документов.
Выполняя требование таможенного органа, ООО ТЭК «Восток Экспедиция» направлены в адрес перевозчика заявления о необходимости внести изменения в транспортные железнодорожные накладные СМГС об изменении массы перевозимого груза, декларации на товары и номера разрешений СИТЕС.
Простой спорных вагонов на путяхобщего пользования станции Гродеково, задержка вагонов для проведения таможенного контроля зафиксированы актами общей формы №№ 4/607002, 4/607004, 32/7447, 32/7357, 32/6647, 34/1228, 34/1213, 34/1118, 10/1169, 32/7548, 21/6143, 21/12, 10/111, 4/607003, 4/607005, 10/1170, 32/7547, 21/6142, 21/11, 10/112, 34/1119, 34/1227, 34/121 1, 32/6646, 32/7356, 32/7446, 4/607081, 4/607082, 10/315, 21/287, 21/136, 10/358, 4/607072, 10/313, 21/386, 21/274, 21/257, 21/3, 10/1434, 35/76, 35/9, 34/34, 4/607073, 10/312, 21/387, 21/275, 21/258, 21/2, 10/1433, 35/77, 35/8, 34/33, 4/607094, 4/607096, 10/316, 21/338, 21/6333, 10/9120, 32/7246, 34/1214, 35/50, 4/607095, 4/607097, 10/317, 21/339, 21/6334, 32/7247, 34/1215, 34/1266, 35/102,32/7520, 35/49, 4/607111, 10/377, 21/385, 21/138, 10/360, 4/6071 12, 10/364, 21/384, 21/155, 10/132, 21/121, 21/82, 10/163, 35/17, 35/22, 34/32, 30/18, 4/607044, 4/607045, 10/8162, 21/184, 21/6479, 21/6473, 21/6389, 10/1287, 10/1374, 10/1340, 4/608454, 4/608453, 34/1005, 32/6434, 10/1009, 21/6093, 10/1143, 32/6331, 32/6206, 32/6117, 32/6332, 21/5874, 32/6431, 4/608450, 4/608449, 21/5842, 32/6162, 34/987, 32/6412, 32/6416, 32/6010, 10/970, 21/6087, 10/1148, 32/6163, 32/6163. От подписи в актах общей формы представитель ООО ТЭК «Восток Экспедиция» отказался.
Перевозчиком на основании статей 47, 100 УЖТ РФ начислен штраф грузоотправителю за нарушение требований в отношении экспортных грузов в сумме 31 500 руб., штраф за задержку вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час простоя в сумме 113 800 руб.
Ответчику представлены на подпись накопительные ведомости №№ 700531, 700026, 700065, 70057, 700043, 700048, 700002, с указанием суммы штрафа, от подписи которых представитель ответчика также отказался, о чем составлен акт общей формы №609809.
ОАО «РЖД» в адрес ООО ТЭК «Восток Экспедиция» направлена претензия исх. №5668/ДТЦФТО от 15.04.2020. Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требование ОАО «РЖД» в части, арбитражный суд руководствуется следующим.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Поскольку перевозка грузов по накладным №№ 27988089, 28000547, 28355926, 28362626, 28326672, 28264989, 28264927, 28298297, 28298253, 28355849, 28355874, 28134799, 28134773 осуществлялась из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, на условия этой перевозки распространяется действие положений Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
В соответствии со статьей 22 СМГС отправитель прикладывает к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других административных формальностей на всем пути следования груза. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за последствия, возникающие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.
Если перевозка или выдача груза задерживается вследствие того, что отправитель не представил необходимые сопроводительные документы или документы, представленные им и указанные в накладной, являются недостаточными или неправильными, перевозчику оплачиваются возникшие в связи с этим дополнительные провозные платежи и расходы, а также неустойки, предусмотренные национальным законодательством (§5 статьи 22 СМГС).
Обязанность грузоотправителя при предъявлении груза для перевозки передать перевозчику на каждую отправку транспортную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы установлена также статьей 25 УЖТ РФ, а, следовательно, ответственность за полноту пакета документов, передаваемых перевозчику, несет грузоотправитель.
В соответствии со статьей 47 УЖТ РФ, в случае нарушения грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокопятикратном размере минимального размера оплаты труда за вагон.
Грузоотправитель, виновный в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции, вносит перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, а при простое, превышающем указанные настоящей статьей сроки, несет ответственность, предусмотренную статьями 100 и 101 УЖТ РФ.
Статьей 100 УЖТ РФ установлено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьей 47 УЖТ РФ, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 06.10.2005 №30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Постановление №30) разъяснил, что перевозчики, предъявляя иски о взыскании штрафа на основании статьи 47 названного Закона, должны указать, какие правила перевозок и таможенные правила, касающиеся перевозок, нарушены грузоотправителем, доказательства этих нарушений, а также то, что такие нарушения привели к предусмотренным статьей 47 УЖТ РФ последствиям.
Таким образом, при обращении в суд с иском на основании статьи 47 УЖТ РФ, истец должен доказать наличие вины ответчика в простое вагонов.
Согласно пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ № 43 от 18.06.2003, и пункту 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ № 45 от 18.06.2003, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты и другие документы.
Из приведенных положений, нормы статьи 47 УЖТ РФ следует, что нарушение грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом подтверждается транспортными железнодорожными накладными, ведомостями подачи и уборки вагонов, актами общей формы, коммерческими актами и другими документами.
Истец требования о начислении штрафа по статье 47 УЖТ РФ обосновывает нарушением ответчиком таможенных правил, касающихся перевозок грузов, и в подтверждение представляет следующие документы: акты общей формы, акты таможенного осмотра, протоколы изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении, декларации на перевозимый груз, письма ответчика о внесении изменений в перевозочные документы в части сведений о массе груза, номера сертификата.
В тоже время, в нарушение пункта 18 Постановления №30 не указал какие именно таможенные правила нарушены грузоотправителем, не представил документы, подтверждающие нарушение грузоотправителем таможенных правил, в том числе постановления о привлечении к административной ответственности, которыми таможенными органами установлен факт нарушения таможенных правил грузоотправителем с указанием, какие именно таможенные правила нарушены.
Перевозчик не является таможенным органом, осуществляемым совокупность действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (таможенный контроль). В связи с чем, акты общей формы, составленные перевозчиком, не могут выступать доказательством нарушения грузоотправителем таможенных правил, в том числе, связанных с перевозкой грузов.
Поскольку контроль за соблюдением лицами, участвующими в перевозке грузов, таможенных норм и правил осуществляют только таможенные органы, именно документы таможенного органа, составленные по результатам проведения проверки, являются достоверным доказательством факта нарушения лицом таможенных правил.
В тоже время, из представленных истцом документов пограничного таможенного поста Уссурийской таможни (акты таможенного осмотра, протоколы изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении) следует, что изложенные в них требования направлены перевозчику, а также изъятие вещей и документов осуществляется таможенным органом в целях проведения таможенного досмотра, не содержат указание на установленные таможенным органом факты нарушения таможенных правил грузоотправителем.
Отцепка вагонов для проведения таможенного контроля не свидетельствует о нарушении таможенных правил, и, соответственно, не может выступать основанием для начисления штрафа грузоотправителю по статье 47 УЖТ РФ.
Определением от 10.09.2020 сторонам в целях установления наличия либо отсутствия факта нарушения таможенных правил, и какие именно таможенные правила нарушены, судом указано сторонам представить постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности в отношении спорных грузов.
ООО ТЭК «Восток Экспедиция» представлено постановление по делу об административном правонарушении №5-697/2020 от 17.04.2020, в соответствии с которым ООО ТЭК «Восток Экспедиция» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.16.2 и ст.16.3 КоАП РФ, в отношении грузов (пиломатериалов), перевозимых в вагоне № 29246097 (накладная № 28000547). Учитывая наличие данного постановления таможенного органа, ответчиком начисление ОАО «РЖД» штрафа по данному вагону в общей сумме 10 300 руб. (в т.ч.: 4 500 руб. по статье 47 УЖТ РФ, 5 800 руб. по статье 100 УЖТ РФ) не оспаривается.
Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании пояснил, что определение суда не исполнено в связи с отсутствие запрошенных судом документов.
В тоже время, согласно письму Уссурийской таможни исх. №37-23/00007 от 04.01.2020, в отношении вагонов №№ 29495496 (накладная 27988089), 54792445 (накладная 28134773), 42214106 (накладная 28134799), 54713482 (накладная 28264989), 54693932 (накладная 28264927), 29603099 (накладная 28355926) к административной ответственности привлечено ОАО «РЖД».
Из представленных истцом документов следует, что в отношении вагонов №№ 52765427 (накладная 28298297), 53515466 (накладная 28298253), 29198496 (накладная 28326672), 29425998 (накладная 28362626), 54714761 (накладная 28355874), вагон 54794276 (накладная 28355849) нарушений таможенных правил не выявлено. По данным вагонам ОАО «РЖД» предъявлены только требования о взыскании штрафа на основании статьи 100 УЖТ РФ за простой вагонов.
В обоснование требований о взыскании штрафа за простой вагонов в порядке статьи 100 УЖТ истцом приложены документы, подтверждающие переоформление сертификата СИТЕС в момент нахождения вагонов на станции Гродеково.
Как установлено судом, перевозимый по спорным накладным груз представлял собой пиломатериалы, то есть относился к категории подкарантинных материалов грузов.
В силу пункта 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 36 (далее – Правила №36), прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без перегрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, разрешается при условии предъявления грузоотправителем фитосанитарного сертификата (ФСС), выданного Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза, при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) грузов, если не истек срок действия фитосанитарного сертификата. Прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой грузов из вагонов на пограничных (передаточных) станциях, в морских, речных портах допускается при наличии карантинного сертификата.
Согласно пункту 2.9 Правил № 36 при перевозках подкарантинных грузов на экспорт фитосанитарный (карантинный) сертификат прикладывается грузоотправителем к накладной с указанием в графе «Документы, приложенные отправителем» его номера и даты выдачи.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293, подкарантинная продукция, на которую выдан ФСС, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи ФСС, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи ФСС. КС на подкарантинную продукцию выдается на срок 15 дней с даты его выдачи.
Представленные в материалы дела накладные в графе «Документы, приложенные отправителем» содержит отметки о наличии в составе переданной ООО ТЭК «Восток Экспедиция» перевозчику документации фитосанитарных сертификатов. На момент принятия перевозчиком грузов к перевозке, с учетом установленного в накладных нормативного срока доставки грузов, фитосанитарные сертификаты являлись действующими.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе даты требований таможенного органа о представлении грузов на досмотр, актов общей формы по факту начала и окончания простоя спорных вагонов, арбитражный суд приходит к следующему.
Таможенным органом направлены требования перевозчику о направлении на досмотр вагонов №№ 52765427, 53515466, 29198496, 29425998, 54714761, 54794276. При проверке данных вагонов нарушения требований таможенного законодательства не установлены. Однако в связи с тем, что проверка спорных вагонов осуществлялась длительное время (от 10-ти до 30-ти суток) срок действия фитосанитарного сертификата истек и сертификат подлежал переоформлению.
В соответствии со статьей 150 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, обязанность по подаче документов для прохождения таможенных процедур возложена на перевозчика, независимо от того, является ли он декларантом товаров, в установленный таможенным органом срок.
Требования Уссурийской таможни о предоставлении спорных вагонов на досмотр содержат срок – в течение суток, когда выдано требование.
Однако, в частности:
- вагон № 765427(накладная 28298297), согласно отметке в накладной принят к перевозке 14.12.2019, нормативный срок доставки истекает 19.12.2019, срок действия ФСС - до 09.01.2020 (графа 44 декларации на товары от 12.12.2019). Перевозчик подал документы в Уссурийскую таможню 31.12.2019. Этой же датой Уссурийской таможней вынесено требование о предоставлении вагона для проведения проверки и только 08.01.2020 перевозчиком вагон предоставлен для досмотра (акт общей формы №35/9 от 08.01.2020).
Проведенной проверкой нарушений не обнаружено и 23.01.2020 вагон выпущен (акт общей формы №21/257 от 23.01.2020), но поскольку к этому времени закончился срок действия фитосанитарного сертификата вагон опять отставлен перевозчиком на простой (акт общей формы №21/274 от 23.01.2020), а грузоотправитель вынужден получать новый ФСС и заполнять новую таможенную декларацию (графа 44 Декларации на товары от 27.01.2020).
- вагон 53515466(накладная 28298253) согласно отметке в накладной, принят к перевозке 14.12.2019, нормативный срок доставки истекает 19.12.2019, срок действия ФСС - до 09.01.2020 (графа 44 Декларации на товары от 12.12.2019). Фактически перевозчик подал документы в таможню 01.01.2020. Этой же датой Уссурийской таможней вынесено требование о предоставлении вагона для проверки и только 08.01.2020 ОАО «РЖД» вагон представлен для досмотра (акт общей формы №35/8 от 08.01.2020).
23.01.2020 вагон выпущен без замечаний (акт общей формы №21/258 от 23.01.2020), но поскольку к этому времени закончился срок действия ФСС вагон опять отставлен на простой (акт общей формы №21/275 от 23.01.2020), а грузоотправитель вынужден получать новый фитосанитарный сертификат и заполнять новую таможенную декларацию (графа 44 декларации на товары от 27.01.2020).
Кроме этого обоснованием начисления штрафа в акте общей формы №4/607073 указана задержка вагона таможенным органом для проведения проверки, что не может выступать основанием для начисления грузоотправителю штрафа по статье 47 УЖТ РФ.
- вагон 29198496 (накладная 28326672) принят к перевозке 23.12.2019, срок доставки истекает 28.12.2019, срок действия ФСС до 04.01.2020. Требование таможенного органа от 05.01.2020, вагон отцеплен 05.01.2020 (акт общей формы №10/163 от 05.01.2020), вагон подан перевозчиком для проверки 09.01.2020 (акт общей формы №35/17 от 09.01.2020).
Согласно отметке на требовании о проведении проверки - нарушений не выявлено. 10.01.2020 вагон выпущен и тут же задержан ввиду окончания срока действия СИТЕС (акт общей формы №21/155 от 12.01.2020).
- вагон 29425998 (накладная 28362626) принят к перевозке 25.12.2019, срок доставки истекает 30.12.2019, срок действия ФСС до 04.01.2020.
По данному вагону требования таможенного органа о предоставлении вагона для проверки нет. Перевозчиком только 11.01.2020 поданы документы в таможенный орган к этому времени истек срок действия ФСС, в связи, с чем вагон отставлен на простой (акт общей формы №21/38 от 11.01.2020).
- вагон 54714761 (накладная 28355874) принят к перевозке 25.12.2019, срок доставки истекает 30.12.2019, срок действия ФСС – до 03.01.2020. По данному вагону доказательств нарушения требований таможенных правил и доказательств простоя вагона истцом не представлено.
- вагон 54794276 (накладная 28355849) принят к перевозке 25.12.2019, срок доставки истекает 30.12.2019, срок действия ФСС до 03.01.2020.
По данному вагону требования таможенного органа о предоставлении вагона для проверки нет. Перевозчиком только 11.01.2020 поданы документы в таможенный орган к этому времени истек срок действия ФСС, в связи, с чем вагон отставлен на простой (акт общей формы №21/38 от 11.01.2020).
Таким образом, при соблюдении перевозчиком сроков доставки груза и передачи документов в таможенный пост, срок действия фитосанитарных сертификатов, приложенных к перевозочным документам, и действующих на момент принятия груза к перевозке, не истек.
Документы, свидетельствующие о том, что имеются основания для продления нормативного срока доставки груза по спорным накладным в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 №245, либо о простое вагонов в период ожидания их подачи для таможенного досмотра по вине грузоотправителя, перевозчиком в материалы дела не представлены.
В свою очередь, ООО ТЭК «Восток Экспедиция» при отправке груза приложены фитосанитарные сертификаты, действующие как на дату принятия груза к перевозке, так и на момент истечения нормативного срока доставки груза, определенного в соответствии с действующим законодательством, и указанного в перевозочных документах.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии вины грузоотправителя в истечении срока действия фитосанитарных сертификатов в период нахождения грузов на таможенном досмотре на станции Гродеково по накладным №№ 27988089, 28355926, 28362626, 28326672, 28264989, 28264927, 28298297, 28298253, 28355849, 28355874, 28134799, 28134773.
Учитывая изложенное, при отсутствии вины ответчика в простое вагонов, в отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком таможенных правил, основания для начисления штрафа по накладным №№ 27988089, 28000547, 28355926, 28362626, 28326672, 28264989, 28264927, 28298297, 28298253, 28355849, 28355874, 28134799, 28134773, предусмотренного статьями 47, 100 УЖТ РФ отсутствуют.
Суд считает необходимым отметить, что отсутствие оснований для начисления штрафа по нормам статей 47, 100 УЖТ РФ по указанным накладным не лишает перевозчика права обратиться с требованиями о взыскании с грузоотправителя убытков, в случае, если привлечение его к административной ответственности произошло по вине ответчика.
Факт нарушения ответчиком таможенных правил, а именно: недекларирование экспортируемых пиломатериалов в объеме 11,82куб.м, перевозимых в вагоне № 29246097 (накладная № 28000547), повлекшее задержку вагона , подтверждено материалами дела. В связи с чем, требования истца в части взыскания штрафа по данному вагону в общей сумме 10 300 руб. (4 500 руб. по статье 47 УЖТ РФ + 5 800 руб. по статье 100 УЖТ РФ) признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. При этом, учитывается, что госпошлина оплачена истцом при обращении в суд в установленном законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш ИЛ:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ТЭК «Восток Экспедиция» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 10 300 руб. штрафа, расходы по государственной пошлине в размере 379 руб. 89 коп.
В удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в размере 135 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.В. Медведева