Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-7968/2016
01 августа 2016 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининой О.И.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: представитель не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности: представитель не явился.
Сущность спора: Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Административный орган, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Индивидуальный предприниматель, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, отзыв в материалы дела не представила, в заседание не явилась.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.
В соответствии со ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд установил:
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края 28.03.2011 за основным государственным регистрационным номером 311270308700011, ИНН <***>.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-035023, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора 19.12.2012.
17.05.2016г. в 14 часов 20 минут в районе дома № 26 по ул. Кирова в г. Комсомольске-на-Амуре водитель ФИО2, управляя транспортным средством DAEWOOBS-106, государственный регистрационный знак <***> 27rus (путевой лист №3717 от 17.05.2016г., выданный ИП ФИО1), осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 26, без заключения договора об организации регулярных перевозок с органами местного самоуправления по городскому автобусному маршруту № 26.
По результатам рейдовых мероприятий составлен акт № 35 от 17.05.2016г.
Определением от 17.05.2016г. № 48 в отношении предпринимателя ФИО1 возбуждено дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Дело назначено к рассмотрению на 26.05.2016г. в 10 часов 30 минут. Определение получено предпринимателем лично 17.05.2016г.
26.05.2016г. государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО3 в отношении предпринимателя ФИО1 с ее участием, составлен протокол серии 27 № 008279 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 2 Закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами «з» «и», пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, предусмотрено, что к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относятся:
- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно статье 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6.2 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014г. № 7 - при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий непосредственно осуществляют при выполнении перевозок контроль соблюдения соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Таким образом, решение указанных вопросов находится в компетенции органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15.01.2015 № 24-па утверждено «Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее – Положение).
Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее - г. Комсомольск-на-Амуре) (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения основными его целями являются: удовлетворение потребностей населения г. Комсомольска-на-Амуре в транспортном обслуживании в целях обеспечения прав граждан на качественное и безопасное транспортное обслуживание и расширение возможностей для участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в осуществлении регулярных перевозок пассажиров, стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.
Согласно пункту 1.5 Положения основными принципами организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории г. Комсомольска-на-Амуре являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок; равенство доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг; доступность услуг пассажирского транспорта для населения; гарантированность предоставления услуг пассажирским транспортом общего пользования; обеспечение качества предоставления транспортных услуг; сочетание муниципального регулирования и рыночных отношений в сфере транспортного обслуживания населения.
Под организатором перевозок, в силу подпункта 4 пункта 1.4 Положения понимается уполномоченный орган администрации города Комсомольска-на-Амуре, осуществляющий функции по организации транспортного обслуживания населения в границах г. Комсомольска-на-Амуре и контролю за его осуществлением.
Функции и полномочия организатора перевозок на территории г. Комсомольска-на-Амуре осуществляет отдел транспорта и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре (пункт 2.1 Положения).
Пунктом 2.2 Положения определены полномочия организатора перевозок, в число которых входит:
- открытие, закрытие, изменение маршрутов в порядке, установленном настоящим Положением;
- организация и проведение открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
- заключение с победителями открытых конкурсов договоров об организации регулярных пассажирских перевозок на маршрутной сети г. Комсомольска-на-Амуре.
Согласно пункту 4 Положения открытие, изменение или закрытие маршрутов осуществляется по обращению инициаторов открытия, изменения или закрытия маршрутов.Проведение мероприятий, связанных с открытием, изменением или закрытием маршрутов, осуществляется организатором перевозок. При принятии решения об открытии, закрытии или изменении маршрутов издается муниципальный правовой акт. Маршруты регистрируются организатором перевозок в реестре маршрутов с присвоением регистрационного номера.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключаемых между организатором перевозок и перевозчиками по результатам проведенного открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Осуществление перевозок без заключения договора, указанного в пункте 6.2 настоящего Положения, не допускается (п. 6.3 Положения).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных нормоположений перевозчиком может являться только то лицо, которое заключило с уполномоченным органом администрации города Комсомольска-на-Амуре на конкурсной основе договор на осуществление перевозок.
Как следует из представленных материалов, в нарушение вышеуказанных требований 17.05.2016г. в 14 часов 20 минут в районе дома № 26 по ул. Кирова в г. Комсомольске-на-Амуре водитель ФИО2, управляя транспортным средством DAEWOOBS-106, государственный регистрационный знак <***> 27rus (путевой лист №3717 от 17.05.2016г., выданный ИП ФИО1), осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 26, без заключения договора об организации регулярных перевозок с органами местного самоуправления по городскому автобусному маршруту № 26.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предпринимателем допущены нарушения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области организации и осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что свидетельствует о нарушении лицензионных требований и условий.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Факт и обстоятельства правонарушения, совершённого предпринимателем, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 26.05.2016 серия 27 № 008279, определением от 17.05.2016 № 48, актом осмотра от 17.05.2016 № 35, копией путевого листа от 17.05.2016 № 3717, фотоматериалами, копией свидетельства о регистрации транспортного средства, копией лицензии № АСС-27-035025 от 21.12.2012г.
Вина предпринимателя выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности лицензиат обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств предпринимателем не представлено.
Таким образом, административный орган правомерно расценил действия ИП ФИО1, как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ее к административной ответственности.
Учитывая, что ранее решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2015г. по делу № А73-11693/2015 предприниматель была привлечено к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, суд считает возможным назначить административное наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКТМО 08709000001, счёт № 40101810300000010001 в Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140.
Руководствуясь статьями 167-170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Комсомольск-на-Амуре, проживающую: 681035, <...>, зарегистрированную Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре 28.03.2011 за основным государственным регистрационным номером 311270308700011, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 4 000 (четырёх тысяч) рублей в доход бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников