Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-8069/2010
«21» сентября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе
судьи И.А. Мильчиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Брусовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие»
об оспаривании постановления Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 02.07.2010 № 01/982
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 21.06.2010 № 34;
от административного органа – главного специалиста-секретаря Жуковой О.В., действующей по доверенности от 18.03.2010, удостоверение № 215.
Сущность дела: Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие «Крайдорпредприятие» (далее – ХКГУП «Крайдорпредприятие») обратилось в арбитражный суд с уточненным требованием признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» (далее – административная комиссия) от 02.07.2010 № 01/982 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 33. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края) в виде наложения административного штрафа в размере 15000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требовании по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась. Позицию изложила согласно отзыву на заявление.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 08 сентября 2010 года до 14 сентября 2010 года 12 часов 30 минут.
Судом по материалам дела установлено следующее.
10.06.2010 главным специалистом Управления административно технического контроля администрации г. Хабаровска (далее – Управление административно- технического контроля) выявлено нарушение действующих на территории города Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», в частности, пунктов 102,106, выразившееся в том, что по адресу: <...> после производства земляных работ по расширению проезжей части дороги, согласно ордеру на производство земляных работ от 15.07.2007 № 2-277, объект в Управление не сдан. Срок действия ордера истек 01.05.2009.
10.06.2010 заявителю выдано предписание № 11/04-11/91 со сроком исполнения выявленных нарушений до 16.06.2010. Документ вручен по месту нахождения юридического лица 10.06.2010 под входящий № 2181.
24.06.2010 Управлением административно-технического контроля установлен факт неисполнения предприятием предписания, о чем составлен акт № 11/04-13/148.
Письмом от 24.06.2010 № 9-3/1014 административная комиссия уведомила законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (28.06.2010 в 14-10 по адресу: <...>, каб. 122). Указанный документ вручен по месту нахождения юридического лица 24.06.2010 под входящий № 2382.
28.06.2010 в отношении ХКГУП «Крайдорпредприятие» без участия его законного представителя, при надлежащем уведомлении, главным специалистом административной комиссии составлен протокол № 664 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края.
Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения административного дела (02.07.2010 с 9-00 до 11-00 по адресу: <...>, каб. 119) вручен под входящий № 2429 предприятию.
02.07.2010 административной комиссией в отсутствии законного представителя с участием защитника по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление № 01/982, которым ХКГУП «Крайдорпредприятие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края, и назначен административный штраф в размере 15000 рублей.
Несогласие предприятия с данным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам дела, суд считает заявленное требование неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Под муниципальным контролем понимается деятельность должностного лица или органа местного самоуправления по проверке соблюдения положений нормативных правовых актов.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 утверждены «Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
Согласно подпункту 5 пункта 6 Правил, под земляными работами понимаются работы, влекущие нарушение существующего благоустройства территории, в том числе связанные с нарушением зеленых насаждений, конструкции дорог, тротуаров, подпорных стенок, лестниц и других элементов благоустройства.
В силу пункта 52 Правил земляные работы, за исключением земляных работ, направленных на устранение аварий, произошедших при эксплуатации инженерных сетей и сооружений, выполняются согласно разрешению (ордеру), выдаваемому администрацией города.
Нарушенное благоустройство должно быть восстановлено в полном объеме в соответствии с требованиями настоящих Правил, сдано по акту в сроки, указанные в разрешении (ордере) на производство земляных работ. Порядок сдачи восстановленного благоустройства устанавливается правовым актом администрации города (пункт 102 Правил).
Как указано в пункте 4.13. Положения об Управлении административно-технического контроля администрации города Хабаровска, утвержденного Распоряжением администрации города Хабаровска от 31.03.2010 № 150-р (далее – Положение), специалисты Управления в случае нарушения физическим или юридическим лицом норм и правил в сфере благоустройства вправе выдавать предписания об устранении нарушений.
Судом по материалам дела установлено, что 15.10.2007 Управлением административно-технического контроля ХГКП «Крайдорпредприятие» (заказчик) выдан ордер № 2-277 на выполнение земельных работ по расширению проезжей части Восточного шоссе. Пунктом 6 ордера заказчику предписано восстановленное благоустройство сдать специалисту административно-технической инспекции по акту установленной формы. Действие ордера неоднократно продлевалось, последний срок действия ордера истек 01.05.2009. На 10.06.2010 специалистом Управления административно технического контроля был установлен факт нарушения заказчиком пунктов 102,106 Правил, выразившееся в несдаче восстановленного благоустройства на объекте после производства земляных работ по акту в полном объеме в Управление, что явилось основанием для выдачи предприятию предписания от 10.06.2010 № 11/04-11/91 об устранении нарушений. При проверке исполнения выданного предписания был установлен факт его неисполнения.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) ХГКП «Крайдорпредприятие» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края, и правомерности привлечения его к административной ответственности по вышеуказанной норме Кодекса.
Факт правонарушения и вина предприятия подтверждаются: предписанием от 10.06.2010 № 11/04-11/91, актом проверки от 24.06.2010 № 11/04-13/148, протоколом об административном правонарушении от 28.06.2010 № 664, ордером от 15.10.2007 № 2-277.
Суд считает также доказанной и вину юридического лица, поскольку им не были предприняты все зависящие от него меры по исполнению вынесенного в отношении него предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль. Уважительных причин невозможности исполнения суду не представлено.
Судом признается несостоятельной ссылка заявителя на справку Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска от 28.08.2009 № 10/5-10/1918 о выполнении технических условий № 1259/07, которая, по его мнению, подтверждает сдачу объекта уполномоченному лицу.
В силу пунктов 26,27 Порядка выдачи, закрытия разрешения (ордера) на производство земляных работ и сдачи восстановленного благоустройства на территории городского округа «город Хабаровск», утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 04.05.2010 № 1340 (далее – Порядок), закрытие разрешения (ордера на производство земляных работ) производится Управлением административно-технического контроля в случае завершения работ, указанных в разрешении, с восстановлением нарушенного благоустройства. Восстановленное благоустройство принимается по акту специалистом Управления в присутствии представителя заказчика, производителя работ (подрядчика), соответствующего комитета по управлению округом после проверки фактического выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства в полном объеме на соответствие техническим условиям и их качества. Без оформления указанного акта, утвержденного руководителем Управления или его заместителем, разрешение, выданное на производство земляных работ, считается не закрытым.
Таким образом, справка о выполнении технических условий не является документом, подтверждающим принятие восстановленного благоустройства уполномоченным органом и закрывающим разрешение (ордер) на производство земляных работ.
К ордеру от 15.10.2007 № 2-277 должен применяться порядок его закрытия, действующий на сегодняшний день, а не тот, который действовал на момент его выдачи.
Обращение предприятия в Управление административно-технического контроля с просьбой о закрытии ордера не имеет правового значения, поскольку законность действий Управления по отказу в закрытии ордера в судебном порядке предприятием не оспаривалась. Кроме того, имеющимися в материалах дела актами от 16.04.2009, от 31.08.2009 по приемке объекта подтверждаются факты выявления на нем замечаний по его неудовлетворительному состоянию.
Также, лишен правового обоснования довод заявителя относительно того, что полномочия по выдаче ордеров у Управления административно-технического контроля появились только с ноября 2007 года, соответственно ордер от 15.10.2007 № 2-277 подлежит аннулированию.
Действительно, как указывалось в пункте 47 действующих на момент выдачи ордера Правил производства земляных работ в г. Хабаровске, утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 № 293, в редакции Решений Хабаровской городской Думы от 16.12.2003 № 440, от 25.10.2005 № 149, от 27.03.2007 № 414 (далее - Правила производства земляных работ), производство земляных работ осуществляется на основании разрешения (ордера), выдаваемого городской административно-технической инспекцией заказчику (генподрядчику), согласно заявке.
В пункте 3 Правил производства земляных работ также указывалось, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется городской административно-технической инспекцией Управления дорог и внешнего благоустройства департамента городского хозяйства администрации города.
В силу пункта 1.2. Положения о городской административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением мэра г. Хабаровска от 29.10.2001 № 1225 и утратившего силу с 01.01.2007 в связи с изданием постановления мэра города Хабаровска от 23.10.2006 № 1301, городская административно-технической инспекция являлась структурным подразделением управления дорог и внешнего благоустройства администрации города.
Изменения в пункт 3 Правил производства земляных работ в г. Хабаровске о том, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Управлением административно-технического контроля администрации города, были внесены Решением Хабаровской городской думы от 27.11.2007 № 532.
Однако, городская административно-техническая инспекция как структурное подразделение Управления дорог и внешнего благоустройства было упразднено. В силу пункта 1.4. Положения об Управлении административно-технического контроля администрации города, утвержденного Распоряжением мэра города Хабаровска от 19.10.2006 № 3209-р и вступившего в силу с 01.01.2007, то есть указанная норма действовала на момент выдачи спорного ордера, Управление административно-технического контроля было наделено функциями, всеми правами и обязанностями, возложенными на городскую административно-техническую инспекцию управления дорог и внешнего благоустройства администрации города правовыми актами органов государственной власти Хабаровского края, Хабаровской городской Думы и мэра города.
Также, пункт 2.1. вышеуказанного Положения гласит, что основной целью деятельности Управления является муниципальный контроль за выполнением, в том числе, требований действующих нормативных правовых актов в сфере благоустройства, выдачи разрешений (ордеров) на производство земляных работ.
Согласно пунктам 3.1.,3.3. Положения, Управление административно-технического контроля было наделено полномочиями по регистрации, оформлению и выдаче ордеров на производство земляных работ; приемке объектов после выполнения работ по выданным Управлением разрешениям (ордерам) на производство земляных работ при условии сдачи исполнительной документации и приемке восстановленного благоустройства после проведения аварийно-восстановительных работ.
Кроме того, судом не было установлено существенных процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отмены оспариваемого постановления. Заявителем документально не подтвержден довод относительно того, что оспариваемое постановление подписано неуполномоченным лицом. Факт присутствия начальника административно-технического контроля ФИО2 на заседании административной комиссии 02.07.2010 заявителем не доказан. Вместе с тем, согласно протоколу о рассмотрении дела об административном правонарушении от 02.07.2010 № 982, председательствующим на административной комиссии являлась заместитель начальника Управления административно-технического контроля ФИО3, которой и было подписано постановление. Данный вывод также следует из оспариваемого постановления.
Судом не принимается во внимание довод представителя заявителя о нарушении Управлением административно-технического контроля Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля».
Указанный закон имеет иные цели и сферу применения, соответственно не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления ответственности в рассматриваемой ситуации.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что у административной комиссии имелось достаточно данных для привлечения ХГКП «Крайдорпредприятие» к административной ответственности по части 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края, факт административного правонарушения и вина предприятия подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию «Крайдорпредприятие» о признании незаконным постановления Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 02.07.2010 № 01/982 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края отказать.
Возвратить Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию «Крайдорпредприятие» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.07.2010 № 1928.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.А. Мильчина