ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8075/2012 от 27.07.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-8075/2012

03 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2012, решение в полном объеме изготовлено 03.08.2012.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз» об отмене постановлений административной комиссии № 4 городского округа «Город Хабаровск» № 04/1984, 04/1982, 04/1983 от 23.05.2012,

от заявителя: Бобровская О.С. по доверенности от 19.12.2011 № 6085/22.

от административного органа: Шуваева О.В. по доверенности от 12.01.2012 №11-13.7.

В порядке статьи 163 АПК РФ судом объявляется перерыв с 24.07.2012 по 27.07.2012.

Сущность дела:   Открытое акционерное общество «Хабаровсккрайгаз» (далее – ОАО «Хабаровсккрайгаз», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления административной комиссии № 4 городского округа «Город Хабаровск» № 04/1984, 04/1982, 04/1983 от 23.05.2012, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).

Определением от 27.07.2012 дела №№ А73-8075/2012, А73-8078/2012, А73-8077/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Делу присвоен номер А73-8075/2012.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, считает, что административным органом допущенное правонарушение неправильно квалифицировано.

Представитель административного органа требования не признает.

Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

08.11.2011 Управлением административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска было выдано разрешение (ордер) ОАО «Хабаровсккрайгаз» № 3-321 на производство земляных работ. Срок действия разрешения (ордера) – 01.05.2012.

Вид работ по разрешению (ордеру) - прокладка газопровода по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая.

11.05.2012 специалистом Управлением административно-технического контроля Литвиненко Т.С. установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012.

О выявленном нарушении составлен акт № 11.3-15/62 от 11.05.2012.

14.05.2012 в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз» без участия представителя управления, составлен протокол № 11/03-26/123 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении.

О составлении протокола Общество извещалось уведомлением №11.3-14/86 от 11.05.2012, врученным Обществу под входящий № 01-01/2590 11.05.2012.

Протокол об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела (23.05.2012 с 10:00 до 13:00, по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 87, каб. 21) вручен 14.05.2012 Обществу под входящий № 01-01/2705.

23.05.2012 в отсутствии представителя ОАО «Хабаровсккрайгаз» Административной комиссией № 4 городского округа «Город Хабаровск» вынесено постановление № 04/1984 о назначении административного наказания по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

08.11.2011 Управлением административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска было выдано разрешение (ордер) ОАО «Хабаровсккрайгаз» № 3-322 на производство земляных работ. Срок действия разрешения (ордера) – 01.05.2012.

Вид работ по разрешению (ордеру) - прокладка газопровода по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая - пер. Артемовский.

11.05.2012 специалистом Управлением административно-технического контроля Литвиненко Т.С. установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая – пер. Артемовский после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012.

О выявленном нарушении составлен акт №11.3-15/63 от 11.05.2012.

14.05.2012 в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз» без участия представителя управления, составлен протокол № 11/03-26/117 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении.

О составлении протокола Общество извещалось уведомлением № 11.3-14/87 от 11.05.2012, врученным Обществу под входящий № 01-01/2589 11.05.2012.

Протокол об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела (23.05.2012 с 10:00 до 13:00, по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 87, каб. 21) вручен 14.05.2012 Обществу под входящий № 01-01/2704.

23.05.2012 в отсутствии представителя ОАО «Хабаровсккрайгаз» Административной комиссией № 4 городского округа «Город Хабаровск» вынесено постановление № 04/1983 о назначении административного наказания по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

18.11.2011 Управлением административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска было выдано разрешение (ордер) ОАО «Хабаровсккрайгаз» № 3-335 на производство земляных работ. Срок действия разрешения (ордера) – 01.05.2012.

Вид работ по разрешению (ордеру) - прокладка газопровода по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая в сторону пер. Артемовский.

11.05.2012 специалистом Управлением административно-технического контроля Литвиненко Т.С. установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая в сторону пер. Артемовский после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012.

О выявленном нарушении составлен акт № 11.3-15/64 от 11.05.2012.

14.05.2012 в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз» без участия представителя управления, составлен протокол № 11/03-26/118 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении.

О составлении протокола Общество извещалось уведомлением №11.3-14/88 от 11.05.2012, врученным Обществу под входящий №01-01/2588 11.05.2012.

Протокол об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела (23.05.2012 с 10:00 до 13:00, по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 87, каб. 21) вручен 14.05.2012 Обществу под входящий №01-01/2703.

23.05.2012 в отсутствии представителя ОАО «Хабаровсккрайгаз» Административной комиссией № 4 городского округа «Город Хабаровск» вынесено постановление № 04/1982 о назначении административного наказания по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административном правонарушении в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 (далее – Правила благоустройства), устанавливаются единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».

Пункт 102 Правил благоустройства предусматривает, что нарушенное благоустройство должно быть восстановлено в полном объеме в соответствии с требованиями настоящих Правил, сдано по акту в сроки, указанные в разрешении (ордере) на производство земляных работ. Порядок сдачи восстановленного благоустройства устанавливается правовым актом администрации города.

За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил благоустройства).

Событие административного правонарушения судом установлено и не отрицается представителем заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что работы по ордерам (разрешениям) были сданы по акту Управлению административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска – 29.05.2012. Акты в материалы представлены.

Суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене в связи со следующим.

Частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Протоколы об административном правонарушении от 14.05.2012г. за №№ 11/03-26/123, 11/03-26/117, 11/03-26/118 содержат событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края и соответствуют части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

23.05.2012г. Административной комиссией № 4 городского округа «Город Хабаровск» по результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления № 04/1982, 04/1983, 04/1984, которыми ОАО «Хабаровсккрайгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.

Административный орган переквалифицировал бездействие ОАО «Хабаровсккрайгаз» и привлек к административной ответственности по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

В соответствие с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Согласно пункта 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Согласно положениям КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение (часть 2 статьи 28.2); в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу (пункты 4, 5, 6 статьи 29.10).

По смыслу приведенных правовых норм в их нормативном единстве, если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, лицо, уполномоченное рассмотреть дело об административном правонарушении, вправе вынести постановление о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией при условии, что указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства являются достаточными для надлежащей квалификации противоправного деяния.

Переквалификация действий (бездействия) лица с учетом пунктов 4 - 6 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерной в том случае, если в протоколе об административном правонарушении верно отражено деяние, образующее объективную сторону правонарушения, но лицом, составившим протокол, неверно применена норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за указанное деяние.

При этом, приведенные в указанных постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснения о праве на надлежащую квалификацию деяния распространяются не только на суд (судью), но и на иных лиц, уполномоченных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях.

Протоколы об административном правонарушении от 14.05.2012г. за №№ 11/03-26/123, 11/03-26/117, 11/03-26/118 содержат событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, а именно:

- по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012;

- по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая – пер. Артемовский после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012;

- по адресу: г. Хабаровск, ул. Яблоневая в сторону пер. Артемовский после производства земляных работ по прокладке газопровода, объект в управление по акту не сдан. Срок действия разрешения истек 01.05.2012.

Аналогичное событие административного правонарушения содержат и оспариваемые постановления Административной комиссией № 4 городского округа «Город Хабаровск» №№ 04/1982, 04/1983, 04/1984. Однако административный орган привлек ОАО «Хабаровсккрайгаз» по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края, назначив штраф в размере 15 000 рублей по каждому постановлению.

В соответствие с частью 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края лицо подлежит привлечению к административной ответственности за деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года.

Квалифицирующим признаком деяния в данном случае является повторность в течение года.

Однако ни протокол об административном правонарушении, ни постановление не содержат квалифицирующего признака - повторность совершения административного правонарушения.

В оспариваемых постановлениях указано событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, а так же указано, что отягчающими вину обстоятельствами является повторность совершения административного правонарушения, то есть административный орган мог привлечь лицо к ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, назначив санкцию в пределах части 1 статьи 37 Кодекса, с учетом отягчающих вину обстоятельств.

Следовательно, административный орган неправомерно привлек Общество к административной ответственности по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

В соответствие с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В данном случае переквалификация административного правонарушения и привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края ухудшает положение ОАО «Хабаровсккрайгаз», поскольку санкция статьи по данной части гораздо выше, нежели по части 1 статьи 37 Кодекса.

Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Указанные в протоколах об административном правонарушении от 14.05.2012 №№ 11/03-26/123, 11/03-26/117, 11/03-26/118 события правонарушения не достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

В протоколах не отражено деяние, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края, впоследствии административным органом неверно применена норма Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Таким образом, постановления Административной комиссии № 4 городского округа «Город Хабаровск» от 23.05.2012г. № 04/1982, 04/1983, 04/1984 незаконны и подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановления административной комиссии № 4 городского округа «Город Хабаровск» № 04/1984, 04/1982, 04/1983 от 23.05.2012.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников