ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8203/16 от 09.08.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-8203/2016

09 августа 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Водоканал» о признании незаконным постановления управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31.05.2016

При участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 15.07.2016г.; ФИО2, предъявлен паспорт; ФИО3

от административного органа: ФИО4, представитель по доверенности от 11.01.2016г. № 7

В судебном заседании объявлен перерыв с 05.07.2016 по 12.07.2016.

Сущность дела:   общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное общество «Водоканал» (далее ООО «МО «Водоканал», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31.05.2016 , которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

СУД УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования ООО «МО «Водоканал». По результатам проведения проверки прокурором Хабаровского района, в присутствии законного представителя юридического лица - директора Общества ФИО5, было вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «МО «Водоканал» дела об административном правонарушении по ч. 1. ст. 7.3 КоАП РФ от 05.05.2016 г.

31.05.2016 г. в присутствии законного представителя юридического лица - директора Общества ФИО5 было рассмотрено дело об административном правонарушении, и по результатам вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «МО «Водоканал» от 31.05.2016 г. № А2016-19-0105 о назначении наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей, в пределах санкции части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку, в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам:

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что за пользование недрами без лицензии на пользование недрами предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 27.10.2015 г. № 454-2015 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства Хабаровского муниципального района и ООО «МО «Водоканал» заключили настоящий договор о передаче последнему во временное пользование муниципальное имущество, в том числе, здание котельной с оборудованием; наружные сети теплоснабжения; насосная станция мазута, дизельный генератор.

В соответствии с договором безвозмездного пользования от 21.09.2015 г. Администрация сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района края передало ООО «МО «Водоканал» во временное пользование муниципальное имущество, в том числе:

- здания водонасосных станций (<...>

- наружные сети канализации (<...>);

- наружные сети водоснабжения (<...>);

- здание канализационно-насосной станции (<...>);

- здание станции обезжелезивания, (<...>);

- здание водонапорной башни ((<...>);

- скважина для добычи подземных вод, расположенная по адресу: <...>.

В соответствии с п. 2.2.4 Договора Общество обязуется содержать переданное имущество в соответствии с санитарными требованиями, противопожарными правилами, требованиями охраны окружающей среды до сдачи Администрации.

Как установлено прокуратурой Хабаровского района в здании водонососной станции, расположенного по адресу: <...>, Лит А, инв. № 1, 2, находится подземная водозаборная скважина № 1, используемая для подъема (добычи) питьевой и технической воды для наполнения сети теплоснабжения.

На момент заключения договора, передаваемые объекты недвижимости свободны от прав третьих лиц.

ООО «МО «Водоканал» оказывал услуги по холодному водоснабжению с. Бычиха и теплоснабжению 2 жилых многоквартирных домов и здания школы, расположенных по ул. Заречной в с. Бычиха.

В соответствии со ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 г. № 710 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Хабаровского края № 267 от 30.03.2005 г. «О порядке пользования участками недр местного значения», права на пользование участками недр возникают по основаниям, установленным Законом Российской Федерации «О недрах». Решение о предоставлении права пользования участками недр принимается Правительством края или уполномоченным им органом исполнительной власти края.

Решение о предоставлении права пользования участками недр является основанием для выдачи лицензии на пользование недрами (ч. 2 ст. 4).

Согласно п. 6.1 постановления Правительства Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 54-пр «О предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Хабаровского края» оформление лицензий на пользование недрами, включая их подписание, государственную регистрацию и выдачу лицензий осуществляются министерством природных ресурсов края.

Пунктом 6.2 данного постановления установлено, что лица, получившие право пользования участками недр в соответствии с Положением утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 54-пр и имеющие намерение осуществлять пользование этими участками недр, обязаны получить лицензию на пользование недрами.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента государственной регистрации лицензии.

Из материалов прокурорской проверки установлено, что в период с 27.10.2015 г. по 30.04.2016 г. среднесуточный объем добычи подземных вод ООО «МО «Водоканал»» составил 4,8 кубических метров, тем самым участок недр является участком недр местного значения, и лицензия на пользование недрами должна быть выдана министерством природных ресурсов Хабаровского края.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении у юридического лица не было установленной законом лицензии на пользование недрами, добыча поземных вод осуществлялась (продолжалась) из скважины, переданной с другим имуществом в пользование ООО «МО «Водоканал».

Учитывая длительный срок осуществления деятельности предприятия без лицензии на пользование недрами - более 8 месяцев, у ООО «МО «Водоканал» имелись все возможности для соблюдения требований законодательства о недрах, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность и оформить в установленном порядке лицензию на пользование недрами для добычи подземным вод своевременно, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «МО «Водоканал» отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается федеральными законами, Общество может заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Право общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

В свою очередь ООО «МО «Водоканал» не приняло никаких мер для получения лицензии на пользование недрами.

Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о пользовании недрами в отсутствии лицензии на пользование недрами с целью добычи ООО «МО «Водоканал» подземных вод из скважины, расположенной <...>, в целях осуществления хозяйственной деятельности (водоснабжения, теплоснабжения).

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, Общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.

Факт административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не отрицаются представителями ООО «МО «Водоканал». В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства объективной невозможности соблюдения заявителем правил и норм в области валютного регулирования.

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Доводы заявителя о применении ст. 2.9 КоАП РФ не принимаются судом по следующим основаниям.

Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).

Материалами дела не подтверждается, совершение обществом правонарушения при исключительных обстоятельствах.

Однако, суд приходит к выводу о возможности применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 4 июля 2016 года КоАП Российской Федерации дополнен новой статьей 4.1.1, в соответствии с которой предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.

Так, в силу статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частями 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «МО «Водоканал» ранее к административной ответственности не привлекалось, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» относится к субъектам малого предпринимательства.

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном капитале ООО «МО «Водоканал» не превышает двадцать пять процентов.

Среднесписочная численность работников ООО «МО «Водоканал» за предшествующий календарный год согласно отчету за 2015 год составляет 22 человека.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год согласно бухгалтерского баланса составляет 18601 тысяч рублей.

Часть 1 статьи 7.3. КоАП РФ не предусматривает административной ответственности в виде предупреждения.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Постановление о назначении административного наказания № 2016-19-01-05 от 31 мая 2016 года ООО «МО «Водоканал» не исполнено.

ООО «МО «Водоканал» является значимым предприятием для населения острова Большой Уссурийский в части предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и теплоснабжению.

Административным органом не представлено доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не представлено доказательств нанесенного имущественного ущерба.

Взыскание административного штрафа, с учетом существующего финансового положения Общества приведет к банкротству предприятия, невозможности выплаты заработной платы работникам, а кроме того к невозможности водо и теплоснабжения жителей Большого Уссурийского острова, а также водоснабжения с. Бычиха и расположенных в нем школы, д/сада, амбулатории, почты, санатория и т.д.

На основании изложенного, суд считает возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и административный штраф в размере 800 000 рублей наложенный постановлением управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31.05.2016 заменить на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Административный штраф в размере 800 000 рублей наложенного постановлением управления регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31.05.2016 заменить на предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников