Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-8300/2016
07 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2016 года, решение в полном объеме изготовлено 07.07.2016 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г., с участием секретаря судебного заседания Вершининой О.И. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению прокуратуры Хабаровского края о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Недвижимость» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
В судебное заседание явились:
от административного органа: ФИО1, служебное удостоверение ТО № 157267;
от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО2, представитель по доверенности от 21.06.2016г. № 12/06 .
Сущность дела: Прокуратура Хабаровского края (далее - Прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Недвижимость» (далее – КГУП «Недвижимость», предприятие) к административной ответственности по части 1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Представитель прокуратуры в судебном заседании на требованиях настаивает, просит привлечь предпринимателя к ответственности.
Представитель КГУП «Недвижимость» считает требования незаконными, просит в их удовлетворении отказать.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Краевое государственное унитарное предприятие «Недвижимость» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1062721094545, ИНН <***>.
15.04.2016г. на основании задания первого заместителя Генерального прокурора РФ Буксмана А.Э. прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы ФИО3 проведена проверка в отношении КГУП «Недвижимость» в целях соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности лифтового оборудования.
В ходе проведения проверки установлено, что согласно распоряжениям Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 15.08.2012 года №1255 и от 10.05.2012 года № 595 за КГУП «Недвижимость» закреплено право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> и <...>, в которых имеются лифты.
На момент проверки, проведенной 15.04.2016г., установлено, что в кабинах лифтов, расположенных по адресу: <...>, двусторонняя переговорная связь не работает, в кабинах лифтов, расположенные по адресу: <...>, двусторонняя переговорная связь отсутствует, что делает эксплуатацию данных лифтов небезопасной. У специалиста, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, отсутствует документ, подтверждающий прохождение обучения в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
Таким образом, КГУП «Недвижимость» не выполняются требования для безопасной эксплуатации лифтов, расположенных по адресу: <...> и <...>.
По результатам проверки составлен акт от 15.04.2016г. №7/3-12-2016.
По данному факту 08.06.2016г. прокурором Хабаровского края Каплуновым В.Н. в отношении КГУП «Недвижимость» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При вынесении постановления присутствовал представитель КГУП «Недвижимость» ФИО4 по доверенности от 07.07.2016г. № 10/04.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокуратура обратилась с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются изготовители, исполнители, продавцы продукции (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 названного Федерального закона техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).
Данный Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
Приложением № 1 Технического регламента установлены требования для обеспечения безопасности лифта к числу которых относится требование об оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне (п. 1.14).
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
Ряд требований данного Технического регламента, несоблюдение которых установлено при проведении проверки, также предусмотрены ГОСТ Р 55964-2014, утвержденным Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст.
ГОСТ Р 55964-2014 разработан в целях обеспечения выполнения требований ТР ТС 011/2011, устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы и применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями данного Регламента. Указанный Стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 на стадии эксплуатации лифтов.
Так согласно пункту 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014, специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
Для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия: обеспечение двусторонней переговорной связи из кабины лифта с местом нахождения обслуживающего персонала (диспетчерская, аварийно-диспетчерская служба и т.п.) (п. 5.1).
На момент проверки, проведенной 15.04.2016г., установлено, что в кабинах лифтов, расположенных по адресу: <...>, двусторонняя переговорная связь не работает, в кабинах лифтов, расположенные по адресу: <...>, двусторонняя переговорная связь отсутствует, что делает эксплуатацию данных лифтов небезопасной. У специалиста, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, отсутствует документ, подтверждающий прохождение обучения в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в действиях КГУП «Недвижимость» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предприятием подтверждаются актом проверки от 15.04.2016, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.06.2016 объяснениями представителя Предприятия.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина предприятия выражается в том, что при наличии возможности для соблюдения требований технических регламентов, не принято всех зависящих мер по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Предприятием не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих принятие всех возможных необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности суд не усматривает.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Допущенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем носит общественно опасный характер.
Порядок, сроки привлечения КГУП «Недвижимость» к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Вместе с тем, решая вопрос о назначении административного наказания, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд учитывает, что выявленные нарушения предприятием были незамедлительно устранены. Данные обстоятельства судом расцениваются как исключительные и влияющие на возможность назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Назначение предприятию административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам: Получатель штрафа – УФК по Хабаровскому краю (Прокуратура Хабаровского края л/с <***>), ИНН <***>, КПП 272101001, р/с <***>, глава № 415111690010016000140, ОКАТО 081401000000, ОКТМО 08070001, банк: ГРКЦ Банка России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск, БИК 040813001.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, статьей 23.1 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Краевое государственное унитарное предприятие «Недвижимость», расположенное по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1062721094545, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей в доход бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников