ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8365/11 от 27.09.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-8365/2011

«07» октября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 07 октября 2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе открытого акционерного общества «Де-Кастринская тепловая электроцентраль»

об оспаривании постановлений Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14.06.2011г. № 43, № 44,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности № 70 от 26.07.2010г.;

от административного органа – ФИО2, действующего по доверенности № 01/6-4896 от 20.10.2008.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» (далее – ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями отменить постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, административный орган) от 14.06.2011г. № 43, № 44 по делам об административных правонарушениях №3-04/33 и № 3-04/34, соответственно, которыми Общество и его генеральный директор ФИО3 привлечены к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2011г. производство по делу № А73-8365/2011 в части требования ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14.06.2011г. № 44 о привлечении генерального директора ФИО3 к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ, прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 20.09.2011г. по 27.09.2011г.

В заседании суда представитель Общества на требовании об отмене постановления УФАС по Хабаровскому краю от 14.06.2011г. № 43 настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», расположенное по адресу: 682429, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.10.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1082705000740, ИНН <***>, в уставных целях с 01.01.2010 г. эксплуатирует опасный производственный объект «Газопоршневая электростанция (ГПЭС)», работающий на природном газе в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, и предоставляет населению, предприятиям и организациям услуги тепло- и электроснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.

В ходе проведенной Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края проверки установлено, что ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» не исполнены обязанности, установленные частью 10 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. (далее – Закон об энергосбережении, Закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ), что выразилось в несоблюдении Обществом требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

29.11.2010г. прокурором Ульчского района Хабаровского края по факту нарушения требований части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ. Копия постановления вручена генеральному директору ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» ФИО3, что подтверждается его подписью в получении.

На основании постановления от 29.11.2010г. материалы проверки в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» переданы Прокуратурой Ульчского района в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.

Определением УФАС по Хабаровскому краю от 25.05.2011г. рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 07.06.2011 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. № 18.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, 07.06.2011г. Управлением было вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» на 14.06.2011г. на 11 час. 00 мин.

07.06.2011 в УФАС по Хабаровскому краю от генерального директора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» ФИО3 поступило ходатайство (вх. №6/928) о рассмотрении дела № 3-04/33, назначенного к рассмотрению на 14.06.2011 на 11 час. 00 мин., в его отсутствие.

14.06.2011г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО4 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 3-04/33 вынесено постановление № 43 о привлечении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, частью 9 статьи 13 которого установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Таким образом, вышеуказанными нормами установлена обязанность организаций, осуществляющих тепло- и электроснабжение, в срок до 1 июля 2010 года предоставить определенному статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ кругу лиц предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов. Исходя из содержания приведенной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам, что подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178 примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.

Также необходимо отметить, что примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденная Приказом Минэнерго России, содержит в себе информацию не только касающуюся установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, но и информацию по замене и эксплуатации данных приборов учета организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Приказ Минэнерго России зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2010 г. №17188 и является нормативным правовым актом обязательным для исполнения на территории Российской Федерации.

Судом по материалам дела установлено, что ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» осуществляет электроснабжение объектов, расположенных на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета, и сети инженерно-технического обеспечения ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования вышеуказанных объектов.

Как следует из текста оспариваемого постановления, на рассмотрении дела 07.06.2011г. генеральный директор ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» ФИО3 пояснил, что ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» осуществляет деятельность по производству и передаче электрической энергии, однако в отношении тепловой энергии Общество осуществляет выработку тепловой энергии, а деятельность по передаче тепловой энергии осуществляет МУП «Де-Кастринское ЖКХ».

В подтверждение наличия у ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» сетей инженерно-технического обеспечения для передачи электрической энергии, Обществом представлен договор аренды муниципального имущества № 1 от 01.01.2010, заключенный между ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ульчского муниципального района. В соответствии с договором аренды муниципального имущества № 1 от 01.01.2010 ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» переданы линии электропередач - 43,945 км. Также, согласно техническому паспорту линий электропередач, следует, что сети инженерно-технического обеспечения - линии электропередач, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета.

Поскольку ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» осуществляет снабжение и передачу электрической энергии, а также владеет сетями инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, то ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» является надлежащим субъектом обязанности, установленной частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ по направлению потребителям предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, передачу которых оно осуществляет.

В материалы административного дела№ 3-04/33 представлены письма ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» от 30.06.2010г., адресованные ООО «Бриз», ООО «Де-Кастри-сервис»; от 01.07.2011г. – ООО «Раста»; от 02.07.2011г. – ИП ФИО5, однако данные письма не соответствуют требованиям статьи 13 Закона об энергосбережении и, более того, обязывают потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) исполнить обязанность, возложенную в силу статьи 13 Закона об энергосбережении на ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ».

Судом по материалам дела также установлено, что в июне 2010 года работники Общества производили обход жильцов многоквартирных домов с целью ознакомления с предложениями об оснащении приборами учета энергетических ресурсов, о чем жильцы расписались в соответствующих ведомостях. Вместе с тем, как следует из данных ведомостей, соответствующая информация была доведена не до всех потребителей, при этом доказательств предоставления предложений каждому конкретному потребителю, в соответствии с требованием части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, а также с учетом приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178, материалы дела не содержат.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет суду сделать вывод о доказанности административным органом в действиях ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обществом обязанности по предоставлению всем собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнуты заявителем.

Суд считает доказанной также и вину общества в совершении административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.

Таким образом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства об энергосбережении.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Антимонопольный орган, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела, назначил обществу административное наказание в минимально допустимом размере, установленном частью 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует установленным статьей 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а равно отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Нарушений порядка, срока привлечения общества к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14.06.2011г. № 43.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14.06.2011г. № 43 по делу об административном правонарушении № 3-04/33 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак