Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-843/2018
11 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш А.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 684090, <...>)
к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 680038, <...>)
к Вилючинскому городскому округу закрытому административно-территориальному образованию город Вилючинск Камчатского края в лице администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 684090, <...>)
о взыскании 807 803 руб. 67 коп.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 119019, <...>), Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 119021, <...>), Центральный банк Российской Федерации в лице Полевого учреждения Банка России Авачинское (войсковая часть 10570) (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 107016, <...>, <...>), Акционерное общество «Славянка» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 129110, <...>), Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 105005, <...>, этаж 1, оф. 1), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 105005, <...>), Муниципальное унитарное предприятие «Ремжилсервис» Вилючинского городского округа (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 684090, <...>), Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 680038, <...>)
при участии в судебном заседании представителей:
от МУП «Городское тепловодоснабжение» – ФИО1 по доверенности от 22.01.2019;
от Минобороны России – ФИО2 по доверенности от 04.12.2018 № 207/4/16д;
от ФКУ «ОСК ВВО» – ФИО2 по доверенности от 20.12.2017 № 29/174;
от ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России - ФИО3 по доверенности от 17.05.2018 № 63, ФИО4 по доверенности № 60 от 17.05.2018;
от АО «РЭУ» - не явился;
от Администрации - не явился;
от Центрабанка России – ФИО5 по доверенности от 16.07.2018 № ВН-1-18/1101;
от ООО «Славянка» - не явились;
от ООО «ГУ ЖКХ» - не явились;
от ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ - не явились;
от МУП «Ремжилсервис» - не явились.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24.01.2018 до 14 часов 30 минут 31.01.2019, с 31.01.2019 до 14 часов 20 минут 04.02.2019.
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа (далее - МУП «ГТВС») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее - ФКУ «ОСК Восточного военного округа») о взыскании долга за поставленную тепловую энергию на объекты, расположенные в <...> за период с января по июнь 2015 года в размере 931 763 руб. 17 коп.
Определением суда от 24.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) и Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России).
Определением суда от 24.05.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее - АО «РЭУ»), Вилючинский городской округ закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск Камчатского края в лице Администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края (далее – Администрация).
Определением суда от 25.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центральный банк Российской Федерации в лице Полевого учреждения Банка России Авачинское (войсковая часть 10570) (далее – Центрабанк России).
Определением суда от 25.07.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество «Славянка» (далее – АО «Славянка»), Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «ГУ ЖКХ»), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
Определением суда от 16.08.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика - ФКУ «ОСК Восточного военного округа», надлежащими - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и Вилючинским городским округом закрытым административно-территориальным образованием город Вилючинск Камчатского края в лице Администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Ремжилсервис» Вилючинского городского округа (далее – МУП «Ремжилсервис»), ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
В судебном заседании представитель МУП «ГТВС» представил ходатайство об уменьшении размера исковых требований, просит взыскать с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России основной долг по оплате за тепловую энергию в размере 649 215 руб. 94 коп., поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорные объекты (Прокуратура Вилючинского гарнизона, Военная комендатура Вилючинского гарнизона), расположенные по ул.Вилкова, 47 в г.Вилючинске, с Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края - основной долг по оплате за тепловую энергию в размере 158 587 руб. 73 коп., поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорный объект (Госбанк № 10570), расположенный по ул. ФИО6, 47 в г.Вилючинске, поддержал исковые требования с учетом заявленного ходатайства.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшение исковых требований принято судом как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возражал против удовлетворения исковых требований, полагает, что исполнителем коммунальной услуги является ОАО «РЭУ», управляющей компанией в отношении здания, расположенного по ул.Вилкова, 47 в спорный период являлось ОАО «Славянка», ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора просит суд оставить иск без рассмотрения. При этом встречный расчет размера исковых требований ответчиком не представлен, возражений относительно примененной истцом методики ответчик не выразил.
Представитель ФКУ «ОСК Восточного военного округа» и Минобороны России в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, первоначально предъявленных к ФКУ «ОСК Восточного военного округа», полагает, что исполнителем услуг теплоснабжения для нужд Минобороны России в спорный период является ОАО «РЭУ» в силу принятых на себя обязательств по контракту № 3-ТХ от 01.11.2012, поэтому ФКУ «ОСК Восточного военного округа» и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не являются обязанными лицами по оплате поставленного на спорные объекты коммунального ресурса. Представитель ФКУ «ОСК Восточного военного округа» и Минобороны России сообщил, что расчет истца проверен, возражений нет.
Представитель Центрабанка России в судебном заседании поддержал позицию истца.
Администрация, МУП «Ремжилсервис», АО «РЭУ», АО «Славянка», АО «ГУ ЖКХ», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отзыве Администрация возражает против удовлетворения иска, указывая на то, что спорные помещения по адресу <...> переданы в хозяйственное ведение МУП «Ремжилсервис», которое несет бремя содержания указанного имущества, а также просит суд применить срок исковой давности.
Согласно представленного отзыва МУП «Ремжилсервис» исковые требования не признает, поясняя, что не являлось получателем коммунального ресурса в спорный период, договорные отношения с истцом отсутствуют.
ОАО «РЭУ» полагает, что обязанным лицом является Минобороны России в лице ФКУ «ОСК Восточного военного округа».
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указывает, что здание по ул.Вилкова, 47 жилым не является, представлен акт осмотра.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие Администрации, МУП «Ремжилсервис», АО «РЭУ», АО «Славянка», АО «ГУ ЖКХ», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между МУП «ГТВС» (теплоснабжающая организация) и ОАО «РЭУ» (абонент) заключен договор на пользование тепловой энергией (далее – договор от 01.01.2011), по условиям которого теплоснабжающая организация отпускает, а абонент принимает через присоединенную сеть тепловую энергию по открытой схеме водяной системы теплоснабжения для обеспечения потребности абонента в тепловой энергии в соответствии с государственным контрактом от 14.07.2011 № 2-ТХ и заявкой на заключение договора теплоснабжения объектов Минобороны России от 21.09.2011 № 5-2082. Перечень объектов абонента и расчетные тепловые нагрузки теплопотребляющих установок указаны в приложениях № 1, 2, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 1.1 договора от01.01.2011).
Указанным договором стороны согласовали порядок поставки, учета и оплаты тепловой энергии, ответственность сторон, а также прочие условия договоров теплоснабжения.
Исполняя принятые по договору обязательства истец в период май 2014 года – сентябрь 2015 года поставил на объекты ОАО «РЭУ» тепловую энергию на общую сумму 33 971 012 руб. 93 коп.
На оплату тепловой энергии истец выставил ОАО «РЭУ» счета-фактуры на общую сумму 33 971 012,93 руб., которые оплачены последним частично.
Наличие на стороне ОАО «РЭУ» задолженности в размере 9 392 709 руб. 50 коп. послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Камчатского края с иском.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.09.2017 исковые требования МУП «ГТВС» удовлетворены частично, с ОАО «РЭУ» в пользу МУП «ГТВС» взыскан основной долг в размере 8 426 201 руб. 92 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Арбитражным судом Камчатского края при рассмотрении дела № А24-1137/2017 установлены следующие обстоятельства.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 643-р ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1074-р ОАО «РЭУ» переданы на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объекты теплоснабжения, соответствующих сетей и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
Во исполнение указанных распоряжений 01.11.2012 между Минобороны России и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 3-ТХ, по условиям которого ОАО «РЭУ» приняло на себя обязательства по поставке тепловой энергии на объекты Минобороны России.
Пунктом 12.3 контракта № 3-ТХ стороны установили срок оказания услуг по контракту с 01.01.2013 по 30.06.2015.
Государственный контракт № 3-ТХ в установленном порядке сторонами не расторгался.
Вместе с тем 01.07.2014 Минобороны России принято решение о переходе на заключение прямых договоров теплоснабжения объектов Минобороны России участков присоединенных тепловых сетей, принадлежащих данному Министерству.
ОАО «РЭУ» письмом от 05.06.2014 № 5-2367 уведомило истца о том, что в связи с принятием Минобороны России решения о переходе на прямые договоры теплоснабжения по объектам, где отсутствуют сети Минобороны России, МУП «ГТВС» необходимо направить в адрес филиала АО «РЭУ» «Камчатский» проект государственного контракта теплоснабжения на спорные объекты.
Из заявления ФКУ «ОСК Восточного военного округа» от 06.08.2014 следует, что командование Восточного военного округа обратилось в МУП «ГТВС» с заявлением о заключении с 01.07.2014 договора теплоснабжения, в том числе на спорные объекты: Госбанк № 10570 по ул. ФИО6, д. 47, Прокуратура Вилючинского гарнизона и Военная комендатура Вилючинского гарнизона по ул. Вилкова, д. 47, с приложением заявки на заключение договора теплоснабжения, расчета на отопление т водоснабжение и температурных графиков.
31.08.2015 АО «РЭУ» направило в адрес МУП «ГТВС» дополнительное соглашение от 28.08.2015 к договору теплоснабжения от 01.07.2011 № 0525 об исключении с 01.01.2015 из договора следующих объектов: Госбанка № 10570 по ул. ФИО6, д. 47, Прокуратуры Вилючинского гарнизона и Военной комендатуры Вилючинского гарнизона по ул. Вилкова, д. 47, которое истцом не подписано.
01.01.2016 между АО «Камчатэнергосервис» (исполнитель) и ФКУ «ОСК Восточного военного округа» (абонент) заключен государственный контракт № 526-16 на оказание услуг по теплоснабжению для нужд ФКУ «ОСК Восточного военного округа», в который включены спорные объекты теплопотребления: Госбанка № 10570 по ул. ФИО6, д. 47, помещений Военной прокуратуры Вилючинского гарнизона и Военной комендатуры Вилючинского гарнизона по ул. Вилкова, д. 47.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Камчатского края в рамках рассмотрения дела № А24-1137/2017 пришел к выводу, что ОАО «РЭУ» за требуемый истцом период апрель – июнь 2015 года по объекту Военная комендатура Вилючинского гарнизона, за период февраль – июнь 2015 года по объекту Госбанк № 10570, за период март – июнь 2015 года по объекту Военная прокуратура Вилючинского гарнизона абонентом и лицом, обязанным по оплате задолженности по тепловой энергии, АО «РЭУ» не являлось.
Согласно актам от 31.01.2015 № 572, от 28.02.2015 № 793, от 31.03.2015 № 1183, от 30.04.2015 № 1736, от 31.05.2015 № 2127, от 30.06.2015 № 2431 и счетам-фактурам от 31.01.2015 № 572, от 28.02.2015 № 793, от 31.03.2015 № 1185, от 30.04.2015 № 1740, от 31.05.2015 № 2133, от 30.06.2015 № 2437 стоимость поставленного ресурса на спорные объекты за период с января по июнь 2015 года составила 931 763 руб. 17 коп.
Полагая, что ввиду отсутствия договора на пользование тепловой энергии, заключенного между МУП «ГТВС» и ФКУ «ОСК Восточного военного округа», между последними сложились фактические отношения, МУП «ГТВС» направило в адрес ФКУ «ОСК Восточного военного округа» претензию от 29.11.2017 № 2346.
Оставление указанной претензии ФКУ «ОСК Восточного военного округа» без удовлетворения, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца определением суда от 16.08.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащими, в результате чего истец просит взыскать с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России основной долг по оплате за тепловую энергию в размере 649 215 руб. 94 коп., поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорные объекты (Прокуратура Вилючинского гарнизона, Военная комендатура Вилючинского гарнизона), расположенные по ул.Вилкова, 47 в г.Вилючинске, с Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края основной долг по оплате за тепловую энергию в размере 158 587 руб. 73 коп., поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорный объект (Госбанк № 10570), расположенный по ул. ФИО6, 47 в г.Вилючинске, поддержал исковые требования с учетом заявленного ходатайства.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав фактические обстоятельства и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Сложившиеся между сторонами правоотношения по теплоснабжению подлежат регулированию нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общими положениями об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отсутствие заключенного сторонами письменного договора теплоснабжения не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость поставленной тепловой энергии.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 02.08.2018 нежилое здание - Гостиница, общей площадью 5048 кв.м., расположенное по адресу <...>, находится в собственности Российской Федерации. 26.04.2013 в отношении указанного объекта недвижимости зарегистрировано право оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 14.07.2010, объект права - здание гостиницы, назначение – нежилое.
Согласно кадастрового паспорта назначение здания – нежилое.
Согласно письма ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от 07.07.2017 №141/6/01-20/8964 объект недвижимого имущества «Гостиница», расположенный по адресу: <...>, числится на учете ФГКУ«Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в материалы дела представлен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ от 02.08.2010, заключенный между Минобороны России (заказчик) и ОАО «Славянка» (управляющая компания) (далее – договор).
В силу пункта 10.1 договора указанный договор заключен на 5 лет.
Согласно пункту 2.2 договора управляющая компания по заданию заказчика в соответствии с приложениями к настоящему договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанных в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Минобороны России (приложение № 1 к настоящему договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений.
В силу пункта 3.1.3.1 договора управляющая организация обязана от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 3.1.6 договора управляющая компания обязана принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление специализированным жилищным фондом военных городков, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями к настоящему договору.
Приложение № 1 к договору от 02.08.10 в материалы дела не представлено.
На основе данных официального сайта официального сайта реформа ЖКХ (https://www.reformagkh.ru) в сети «Интернет» судом установлено, что в период с 02.08.2010 по 03.08.1015 управление зданием по ул.Вилкова, 47 в г.Велючинск осуществляло ОАО «Славянка».
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России представлен акт приема-передачи б/н и б/д здания общежития от ОАО «Славянка» к АО «ГУ «ЖКХ», месторасположение: г.Вилючинск, военный городок № 12 без указания адреса, общая площадь объекта 1 636, 2 кв.м., количество этажей – 1, строительный объем 4908,6 куб.м. При этом общая площадь и строительный объем исправлены на 5048 кв.м. и 19 242 куб.м. соответственно.
На акте указано, что он является приложением к государственному контракту от 28.02.2013 № 197/3К/2013/ДРГ3.
В материалы дела ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России представлен государственный контракт от 28.02.2013 № 197/3К/2013/ДРГ3 на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России, заключенный между Минобороны России (государственный заказчик) и ОАО «Славянка» (исполнитель).
Согласно пункту 2.1 контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Срок действия контракта – с момента подписания по 30.10.2015 года.
Пунктом 16.19 контракта предусмотрен перечень услуг.
Основание передачи по акту – государственный контракт № 4-КЖФ от 19.05.2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России.
Доказательств передачи ОАО «Славянка» здания «Гостиница» по договору управления 02.08.10 в материалы дела не представлено.
На основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженным силами Российской Федерации, от 29.09.2017 № 3-УЖФ/ТОФ-2, заключенного с Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членами их семей, арендаторами и иным законным пользователям помещений.
Согласно пункту 1.2 контракта от 29.09.2017 перечень многоквартирных домов содержится в приложении № 1 к договору.
В соответствии с приложением № 1 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России переданы в управление два общежития, расположенные в г.Вилючинск, в том числе расположенное по ул.Вилкова 47.
При осмотре здания по ул.Вилкова, 47 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что фактически жилым оно не является, пользование коммунальными ресурсами осуществляется только в нежилых помещениях первого этажа, в которых расположены Военная прокуратура Вилючинского гарнизона, аварийная служба ЖЭС ¾ ЖЭ (К)О № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Военная полиция.
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России представлен передаточный акт, согласно которому здание Гостиницы передается для использования под общежитие.
При этом надлежащих доказательств, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих перевод здания - Гостиницы по ул.Вилкова, 47 из нежилого фонда в жилой, в дело не представлены.
Доказательств открытия лицевых счетов по спорному зданию, доказательств проживания в нем военнослужащих, доказательств оплаты последними коммунального ресурса в материалы дела не представлено.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статей 120, 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
На основании норм пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании изложенного, надлежащим ответчиком по требованию истца о взыскании основного долга по оплате за тепловую энергию, поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорные объекты (Прокуратура Вилючинского гарнизона, Военная комендатура Вилючинского гарнизона), расположенные по ул.Вилкова, 47 в г.Вилючинске является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Довод ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России относительно несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спорасудом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного порядка (пункт 8 части 2 статьи 125 АПК РФ).
К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (пункт 7 части 1 статьи 126 АПК РФ).
По смыслу указанных правовых норм под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами по спорному обязательству до передачи дела в арбитражный суд. Соблюдение как претензионного, так и иного досудебного порядка урегулирования спора в случаях, когда соблюдение данного порядка обязательно в силу закона или договора, при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд должно быть подтверждено документально.
Более того, по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок рассмотрения спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Оставляя исковое заявление без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности погашения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на разрешение спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности досудебного урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению в суде.
Формальные же препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление заявления без рассмотрения.
Вместе с тем, судом установлено, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Россииопределением суда от 24.04.2018 было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 16.08.2018 ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России привлечено к участию в деле в качестве соответчика, за период с 16.08.2018 по настоящее время в поведении ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, доказательств, подтверждающих совершение действий, направленных на мирное разрешение спора ответчик не представил, в связи с чем, оснований для оставления иска без рассмотрения у суда не имеется.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из пункта 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила № 1034), при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем. Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе, расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 г. № 99/пр (далее – Методика № 99/пр).
Согласно подпункту «г» пункта 114 Правил № 1034, в соответствии с Методикой № 99/пр осуществляется определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии.
Методика № 99/пр является методологическим документом, в соответствии с которым осуществляется определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета (в том числе расчетным путем), включая определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии (подпункт «г» пункта 2 Методики № 99/пр).
Поскольку поставка тепловой энергии в спорный период осуществлялась в отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в нежилые помещения, расположенные в нежилом здании по ул.Вилкова, 47, количество потребленной тепловой энергии должно определяться расчетным способом в соответствии с Правилами № 1034 и Методикой № 99/пр.
Для определения количества тепловой энергии на отопление в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, используется формула, приведенная в пункте 66 Методики № 99/пр.
При обращении МУП «ГТВС» в суд ввиду отсутствия прибора учета расчет количества отпущенной тепловой энергии по нежилым помещениям, занимаемым Военной прокуратурой и Военной комендатурой произведен истцом с применением указанной формулы.
Согласно пункту 66 Методики № 99/пр для целей отопления в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление расчетным путем осуществляется по формуле, в которой используется базовый показатель тепловой нагрузки (Гкал/ч), указанный в договоре.
При бездоговорном потреблении тепловой энергии базовый показатель тепловой нагрузки рассчитывается в соответствии с разделом IX Методики 99/пр.
Тепловой нагрузкой в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) признается количество энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени.
Раздел IX Методики 99/пр устанавливает порядок определения количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении.
Пункт 81 Методики № 99/пр устанавливает, что определение количества тепловой энергии, теплоносителя при выявлении самовольного присоединения и (или) пользования системами централизованного теплоснабжения (бездоговорное потребление) производится расчетным путем.
Согласно пункта 82 Методики № 99/пр расчетным путем количество тепловой энергии, теплоносителя определяется за период времени, в течение которого осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.
Объем бездоговорного потребления на отопление и вентиляцию определяется по значению тепловой нагрузки, пересчитанному в соответствии с пунктом 117 Правил № 1034 (по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период) - пункт 84 Методики № 99/пр.
В силу пункта 85 Методики № 99/пр бездоговорное потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию определяется по длительности отопительных периодов, ограниченных периодом бездоговорного потребления.
За величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок при выявлении бездоговорного потребления принимается тепловая нагрузка, определяемая методами, приведенными в Правилах установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Минрегиона России от 28.12.2009 г. № 610 (далее - Правила № 610) - пункт 86 Методики № 99-пр.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил № 610 для расчета стоимости использования тепловой мощности потребителем тепловой энергии используется установленная договором энергоснабжения тепловая нагрузка объекта капитального строительства, оборудованного теплопотребляющими установками, принадлежащего потребителю на праве собственности или ином законном основании (далее - объект теплопотребления), определяемая как сумма величин максимальных тепловых нагрузок по видам теплового потребления (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха (в случае оборудования объекта теплопотребления совмещенной системой воздушного отопления и кондиционирования воздуха, функционирующей в отопительном периоде)) и среднечасового за сутки максимального водопотребления значения тепловой нагрузки горячего водоснабжения. Максимальная тепловая нагрузка теплового потребления на отопление и вентиляцию определяется как максимальный часовой расход тепловой энергии в системе отопления и вентиляции при расчетной для проектирования систем отопления и вентиляции температуре наружного воздуха в отношении максимальной тепловой нагрузки отопления и вентиляции.
В связи с отсутствием проектной информации по объектам теплоснабжения Военная комендатура и Военная прокуратура, расположенных по ул.Вилкова, 47 в г.Вилючинске, расчетную тепловую нагрузку на отопление отдельного помещения истец определил по укрупненным показателям согласно пункту 2.1.3 Приложения 2 Методических указаний по определению расхода топлива электроэнергии, воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных энергетических предприятий по формуле 2.5.
Рассчитав показатель тепловой нагрузки по помещениям, истец, используя формулу, указанную в пункте 66 Методики 99/пр, определил расчетным путем количество энергии на отопление и вентиляцию, потребленную спорными объектами в исковой период.
Итого на объекты ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в период с января по май 2015 года поставлено 126, 991 Гкал. Стоимость потребленной тепловой энергии составит 649 215 руб. 94 коп.
В отзыве от 03.09.2018 № 141/6/09-207/11770 ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России признало первоначальный расчет иска арифметически верным.
Исходные данные, использованные в новом расчете, используемую истцом при расчете методику ответчик не опроверг, встречный расчет не представил.
При установленных обстоятельствах, требование МУП «ГТВС» о взыскании с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России задолженности за поставленную тепловую энергию за период с января по июнь 2015 года в общем размере 649 215 руб. 94 коп. подлежит удовлетворению.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 № 632-р «О передаче в муниципальную собственность г. Вилючинска объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 492 отделения Морской инженерной службы Тихоокеанского флота» объект, расположенный по адресу: <...>, передан в муниципальную собственность.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 14.12.2018 здание, расположенное по адресу <...>, является жилым многоквартирным четырехэтажным домом.
Доказательств обратного в материалы дела лицами, участвующими в деле, не представлено.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию 17.04.2018 нежилые помещения поз. 27-33, 36, 39-43, 80-82 первого этажа общей площадью 158, 1 кв.м. в объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу <...>, находится в муниципальной собственности Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края.
28.06.2018 в отношении указанных нежилых помещений зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП «Ремжилсервис».
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 14.12.2018 нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 83 1-го этажа, общей площадью 36, 3 кв.м., в жилом доме, расположенном по адресу <...>, находится в муниципальной собственности Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края (ссудодатель) и Центральным банком Российской Федерации (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования от 18.04.2013.
Согласно пункту 1.2 договор заключен на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 1.1. договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 38, 83; поз. № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 1-го этажа, расположенные в жилом доме по адресу <...>, общей площадью 194, 4 кв.м. в качестве служебного помещения.
Ссудополучатель на весь срок действия договора обеспечивает содержание помещений в надлежащем санитарном и техническом состоянии (пункт 1.4 договора).
В силу пункта 3.2.5 ссудополучатель обязуется обеспечить оплату расходов по содержанию и ремонту общего имущества соразмерно занимаемой площади, используемой в нежилых целях согласно договору, заключенному с обслуживающей организацией, а также обеспечить заключение договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и их оплату.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность ссудополучателя по содержанию вещи, вытекающая из положений статьи 695 ГК РФ, установлена в отношениях с ссудодателем, а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не являются стороной договора безвозмездного пользования.
Ресурсоснабжающая организация не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется объектом, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
В отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) объекта.
Указанный вывод соответствуют практике рассмотрения споров применительно к договору безвозмездного пользования, определенной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 № 17462/13, а также Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015) и определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619.
При таких обстоятельствах, доводы Администрации о том, что обязанным лицом по оплате поставленного коммунального ресурса является Центрабанк России подлежат отклонению.
Кроме этого, суд не соглашается с доводом Администрации, что надлежащим ответчиком по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 38, 83; поз. № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 1-го этажа, расположенные в жилом доме по адресу <...>, выступает МУП «Ремжилсервис»,
В абзаце 2 пункта 5 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку право хозяйственного ведения МУП «Ремжилсервис» на нежилые помещения № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 зарегистрировано 28.06.2018, надлежащим ответчиком по требованию истца о взыскании основного долга по оплате за тепловую энергию, поставленную в период с января по июнь 2015 года на спорный объект нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 38, 83; поз. № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 1-го этажа, расположенные в жилом доме по адресу <...>, является Вилючинский городской округ закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск Камчатского края, как их собственник.
Отношения по поводу поставки коммунальных услуг в многоквартирные жилые дома урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Поскольку в спорный период поставка коммунального ресурса осуществлялась истцом в нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 38, 83; поз. № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 1-го этажа, общей площадью 194, 4 кв.м., расположенные в многоквартирном доме по ул.ФИО6, 47, расчет стоимости потребленной тепловой энергии должен быть произведен в соответствии с Правилами № 354.
При этом доказательства, свидетельствующие, что в указанный период поставка теплового ресурса в отношении спорного жилого дома и, следовательно, помещения ответчика осуществлялась иной теплоснабжающей организацией, наряду с доказательствами оказания услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества в материалах дела отсутствуют.
В спорных нежилых помещениях, принадлежащих на праве собственности Вилючинскому городскому округу закрытому административно-территориальному образованию город Вилючинск Камчатского края, отсутствовал в спорный период индивидуальный прибор учета тепловой энергии, что ответчиком не оспаривается. Общедомовой (коллективный) прибор учета в многоквартирном доме, в котором расположены нежилые помещения, также отсутствует.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях дома либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 42(1), 43 Правил № 354).
В силу пункта 43 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии индивидуального прибора учета в нежилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса, который определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных - в соответствии с формулами 2, 3 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому нормативу потребления коммунальной услуги отопления, и с учетом площади нежилого помещения.
Приказом Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 02.09.2013 № 794 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) при отсутствии приборов учета в Велючинском городском округе» установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению из расчета за отопительный период в размере 0,02992 Гкал на 1 кв.м.
Постановлением Администрации № 1205 от 26.09.2014 начало отопительного периода определено 01.10.2014.
Постановлением главы Администрации от 03.06.2015 № 738 конец отопительного периода определен – 10.06.2015.
В соответствии с абзацем 1 пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 3 пункта 38 Правил № 354 в случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, определены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности) и их характеристики: «базовые потребители», «население» и «прочие потребители».
Поскольку нежилые помещения поз. № 34, 35, 37, 38, 83; поз. № 27-33, № 36, № 39-43, № 80-82 использовались для коммерческой деятельности, Администрация не относится к категории потребителей «население», а относится к категории потребителей «прочие».
Тарифы на тепловую энергию, действующие в спорный период, установлены постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 612 от 18.12.2014 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Городское тепловодоснабжение» потребителям Велючинского городского округа на 2015 год». Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составляет 4 332 руб. 46 коп.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Расчет объема и стоимости поставленной в помещение ответчика тепловой энергии на нужды отопления произведен истцом в соответствии с требованиями Правил № 354 исходя из площади спорных нежилых помещений, действующего в спорный период норматива потребления и соответствующего тарифа, утвержденного регулирующим органом.
Таким образом, стоимость потребленного коммунального ресурса составит 158 587 руб. 73 коп.
Поскольку в установленные сроки оплата стоимости тепловой энергии за январь-июнь 2015 года в сумме 158 587 руб. 73 коп. Вилючинским городским округом закрытым административно-территориальным образованием город Вилючинск Камчатского края не была произведена, указанная задолженность подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания задолженности по оплате стоимости тепловой энергии за январь 2015 года суд отклоняет.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Таким образом, о нарушении своего права истец должен был узнать на следующий день после наступления срока исполнения обязанности по оплате тепловой энергии за январь 2015 года.
В силу пункта 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
В данном случае срок исполнения обязательства по оплате стоимости поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии установлен частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ обязательства по оплате стоимости поставленной тепловой энергии подлежали исполнению ответчиком до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Таким образом, течение срока исковой давности по оплате стоимости тепловой энергии за январь 2015 начинается с 11.02.2015.
С настоящим иском в суд истец обратился 15.01.2018, согласно штампу на почтовом конверте, т.е. в пределах срока исковой давности.
Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию с января по июнь 2015 года истцом не пропущен.
Каких-либо возражений относительно количественных и качественных характеристик поставленного коммунального ресурса, относительно расчета задолженности Администрация не выразила, статус здания № 47 по ул.ФИО6 как жилого многоквартирного дома не оспорила, доказательств управления домом управляющей организацией, заключения в спорный период договора теплоснабжения не представила.
Доказательства оплаты задолженности соответчиками в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (правовая позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в постановлении от 06.03.2012 № 12505/11, от 08.10.2013 № 12857/12).
Согласно части 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного требования МУП «ГТВС» о взыскании с ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России основного долга в размере 649 215 руб. 94 коп., с Вилючинского городского округа закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск Камчатского края в лице Администрации в размере 158 587 руб. 73 коп. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) основной долг в размере 649 215 руб. 94 коп.
Взыскать с Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края в лице администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края (ОГРН <***>; ИНН <***>) за счет казны Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования город Вилючинск Камчатского края в пользу Муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) основной долг в размере 158 587 руб. 73 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.А. Гавриш