Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск | дело № А73-8547/2022 |
15 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2022 года
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис»
о признании незаконным предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 22.04.2022г. № П2021-02.2-0110.
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022г.;
от административного органа - ФИО2, представитель по доверенности от 19.04.2022г. № 7.
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 22.04.2022г. № П2021-02.2-0110.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему, дал пояснения, ответил на вопросы суда.
В судебном заседании представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дал пояснения, ответил на вопросы суда.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании поступившей коллективной жалобы жильцов многоквартирного дома № У27-05-2020 от 24.02.2022г., решения от 07.04.2022г. № 122-р проведена внеплановая документарная проверка ООО «Бруслит Сервис» на предмет соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.
Решение о проверке от 07.04.2022г. № 122-р вручено ООО «Бруслит Сервис» под вх. № 907 от 15.04.2022г.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения ООО «Бруслит Сервис» требований ч. 1, 2.3 статьи 161, ч. 2 статьи 162, ч. 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ; пункта 24 Порядка прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. № 416; п.п. «б» пункта 3, п.п. «ж» пункта 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. № 1110, нарушение лицензионного требования, предусмотренного п.п. «г» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к прекращению лицензиатом начислений и взиманий платы за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлению платежных документов потребителям при исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, выразившееся в направлении платежных документов собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...> после утраты права управления указанным МКД.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 22.04.2022г. № П2022-02.2-0110, который направлен в адрес ООО «Бруслит Сервис» в электронном виде.
По результатам проверки в адрес ООО «Бруслит Сервис» выдано предписание от 22.04.2022г. № П2021-02.2-0110 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.06.2022г., путем прекращения выставления платежных документов собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома по адресу: <...>.
Не согласившись с предписанием ООО «Бруслит Сервис» обратилось с заявлением в Арбитражный суд о признании его незаконным.
ООО «Бруслит Сервис» считает обжалуемое предписание незаконным, поскольку Обществом предпринимаются меры к получению платы за оказанные управляющей компанией услуг в период действия договора управления. Собственникам помещений не исполнившим перед управляющей организацией ООО «Бруслит Сервис» обязанности по оплате предоставленных в период действия договора управления МКД услуг, направляются долговые платежные документы с указанием размера задолженности. Каких-либо иных начислений за периоды не осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, ООО «Бруслит Сервис» в долговом платежном документе не выставляется и не указывается.
Возражения Управления сводятся к законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Суд, исследовав материалы дела, доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ - для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
По результатам документарной проверки установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания от 18.01.2015г. № 1 общим собранием собственником помещений многоквартирного дома по адресу: <...> принято решение о расторжении договора управления с ООО «Бруслит Сервис» с 01.01.2015г., заключении договора управления с ООО «Промлит».
Предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <...> на основании договора управления осуществляет ООО «Промлит», у которого имеется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 027000047 от 08.04.2015г. Сведения о МКД № 21 внесены в реестр лицензий Хабаровского края, как находящегося под управлением ООО «Промлит» с 02.07.2015г.
ООО «Бруслит Сервис» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 13.04.2015г. № 027000060.
Право осуществления ООО «Бруслит Сервис» лицензируемого вида деятельности в отношении МКД № 21 утрачено с 01.07.2015г.
В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
В случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) прекращено или она аннулирована, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления (п. 24 Порядка прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»).
В связи с тем, что сведения о МКД № 21 внесены в реестр лицензий Хабаровского края, как находящегося под управлением ООО «Промлит» с 02.07.2015г. положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса РФ не распространяют свое действие на ООО «Бруслит Сервис».
С учетом изложенного в соответствии с требованиями ч. 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ управляющая организация ООО «Бруслит Сервис» с 01.07.2015г. не вправе выставлять платежные документы собственникам и нанимателям помещений МКД № 21.
Согласно поступившего в Управление обращения от 24.02.2022г. № У27-05-2020 и приложенных к обращению платежных документов: по кв. 38 МКД № 21 за март 2021г., кв. 27 МКД № 21 за сентябрь 2021 г., кв. 49 МКД № 21 за декабрь 2021г. платежные документы направлены ООО «Бруслит Сервис», в платежных документах Общество указано как Исполнитель.
Согласно представленных ООО «Бруслит Сервис» «актов сверки» установлено, что по кв. 38, 27, 49 МКД № 21 сформировалась задолженность в размере 360 руб. 88 коп., 261 руб., 170 руб. соответственно, за период управления ООО «Бруслит Сервис».
Судом установлено, что счета ООО «Бруслит Сервис», выставляемые жильцам МКД № 21 не содержат расшифровку задолженности об оказанных услугах, данные о применяемых тарифах и нормах, период оказанных услуг, а имеется период выставления счета, а именно указан месяц и 2021г., в графах указаны суммы с пометкой задолженность на начало месяца в руб.
Из указанных счетов невозможно установить, что выставленная к оплате задолженность образовалась в период управления ООО «Бруслит Сервис» МКД № 21.
Вместе с тем, положения части 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ предписывают на однозначное прекращение управляющей компанией начислений и выставления платежных документов после утраты права управления МКД № 21.
Получение платы по сформировавшейся задолженности собственников кв. 27, 38, 49 МКД № 21 за период управления ООО «Бруслит Сервис» возможно исключительно в досудебном и судебном порядке.
Направляя платежные документы собственникам кв. 38 МКД № 21 за март 2021г., кв. 27 МКД № 21 за сентябрь 2021 г., кв. 49 МКД № 21 за декабрь 2021г. ООО «Бруслит Сервис» допущено нарушение части 6 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ООО «Бруслит Сервис» продолжает выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома по адресу: <...> счета на оплату, представлены счета за июнь 2022г., которые не содержат расшифровку задолженности об оказанных услугах, данные о применяемых тарифах и нормах, период оказанных услуг, а имеется период выставления счета, а именно указан месяц и 2022г., в графах указаны суммы с пометкой задолженность на начало месяца в руб.
Судом не принимается довод ООО «Бруслит Сервис», что выставление указанных счетов является претензионной работой Общества, попыткой досудебного урегулирования спора, поскольку представленные в материалы дела счета на оплату по своей форме и содержанию не являются претензией, а являются счетом с указанием периода задолженности 2021г., 2022г. ООО «Бруслит Сервис», считая, что жильцы МКД № 21 имеют перед обществом неоплаченную задолженность, имело возможность, начиная с 2015г. обратиться в суд за ее взысканием, однако этого не сделало, доказательств этому суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ - расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение заявления об оспаривании предписания относятся на заявителя, требования которого не были удовлетворены судом.
Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко