г. Хабаровск № дела А73-8582/2008
«28» апреля 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д.А.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края;
к Администрации города Комсомольска-на-Амуре;
третьи лица - 1) Государственное учреждение культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края»; 2) гражданин ФИО1;
о признании незаконным решения межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре (протокол заседания городской межведомственной комиссии по переводу из жилых помещений в нежилые помещения от 28.09.2005 № 6 и Уведомление первого заместителя Главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 28.09.2005 № 008).
при участии в судебном заседании:
от Госжилинспекции – ФИО2 по дов. №01-31/7 от 11.01.2009;
от Администрации г. Комсомольска-на-Амуре – не явились;
от НПЦ ОПИК – ФИО3 по дов.№344/3 от 03.04.2009;
от ФИО1 – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее – Госжилинспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в порядке части 2 ст. 198 АПК РФ к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения о переводе <...> в нежилое помещение, оформленное протоколом заседания городской межведомственной комиссии по переводу из жилых помещений в нежилые помещения от 28.09.2005 № 6 и Уведомлением от 28.09.2005 № 008 первого заместителя Главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
К участию в деле в качестве третьих лиц без заявления самостоятельных требований на предмет спора привлечены Государственное учреждение культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» (далее – НПЦ ОПИК) и гражданин ФИО1 (собственник бывшей квартиры №21 в доме № 13 по пр.Мира в г. Комсомольске-на-Амуре).
Доводы заявителя о незаконности решений муниципальных органов обоснованы несоответствием их положениям статей 20-23 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку перевод квартиры в нежилое помещение осуществлен без согласия других жильцов-собственников квартир, а также НПЦ ОПИК.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.10.2008 в требованиях заявителю было отказано в связи с пропуском по неуважительным причинам 3-месячного срока на обжалование приведенных в заявлении ненормативных актов органа муниципального образования по неуважительным причинам.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.02.2009 решение суда первой инстанции было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в этот же суд.
При этом, исходя из буквального прочтения и толкования текста постановления вышестоящей судебной инстанции, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что кассационная инстанция не только не согласилась с имеющимися в решении мотивированными выводами суда первой инстанции об отказе в восстановлении срока, но и переоценила их. В этой связи, ссылаясь на Определение от 18.11.2004 №367-О Конституционного Суда РФ, кассационная инстанция прямо указала суду первой инстанции: на необходимость признания уважительности пропущенного Госжилинспекцией Хабаровского края срока на обжалование ненормативных актов муниципального органа в связи с досудебным урегулированием спора; на необходимость разрешения спора по существу.
Такое же толкование судебного акта вышестоящего суда расценено при повторном рассмотрении дела как представителем Госжилинспекции Хабаровского края, так и иными представителями участвующих в деле лиц, а также арбитражным судом.
Таким образом, учитывая, что вышестоящей судебной инстанцией по существу разрешен вопрос по части 4 ст. 198 АПК РФ, у суда первой инстанции отсутствует необходимость в решении вопроса о восстановлении заявителю срока на обжалование ненормативных актов.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель Госжилинспекции Хабаровского края настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.
Администрация города Комсомольская-на-Амуре (ответчик), извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие в нем не принимала, направила ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие представителя ответчика. Ходатайство содержит и дополнительные письменные пояснения по существу рассматриваемого спора. По мнению этого лица, к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое были представлены документы, перечисленные в ст. 23 ЖК РФ; оспариваемые акты не являются актами ненормативного характера.
Гражданин ФИО1, являющийся собственником спорного нежилого помещения и бывшей квартиры № 21, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица и извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участие в нем не принимал. Его представитель ФИО4 перед судебным заседанием направил в арбитражный суд телефонограмму с просьбой отложить рассмотрение дела в связи с обращением с надзорной жалобой в ВАС РФ на постановление кассационной инстанции от 13.02.2009. Ходатайство судом рассмотрено и отклонено, как не препятствующее рассмотрению дела по существу.
Представитель ГУК «НПЦ по ОПИК» (третье лицо) в судебном заседании поддержала доводы и требования Госжилинспекции края. В дополнение указала, что с государственным органом по охране исторических памятников предварительно не был согласован перевод жилого помещения в нежилое.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица по имеющимся в деле материалам.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 22.01.2001 № 47 предпринимателю ФИО5 разрешена разработка перепланировки приобретенной в собственность четырехкомнатной квартиры № 21, расположенной на первом этаже жилого дома № 13 по пр.Мира в г.Комсомольске-на-Амуре. Постановлением от 04.06.2001 № 642 этому же лицу с целью размещения кафе также была разрешена перепланировка нежилых помещений (бывшей фотостудии) в этом же доме и находящихся в его собственности,
Из материалов дела также следует, что спорное помещение, расположено в жилом доме № 13, который является памятником истории и архитектуры, и охрану которого осуществляет государственное учреждение культуры НПЦ ОПИК.
Оформив проект перепланировки в квартире №21 ФИО1 обратился в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о переводе квартиры № 21 в нежилое помещение.
Решением городской межведомственной комиссии администрации города, оформленным протоколом № 6 от 28.09.2005, изменено функциональное назначение квартиры № 21 по пр. Мира д.13 с переводом её в нежилое помещение. При этом Уведомлением № 008 от 28.09.2005 первый заместитель главы администрации города известил ФИО1 о принятом комиссией решении о переводе жилого помещения в нежилое.
На основании этого уведомления бывшая квартира 18.11.2005 зарегистрирована на праве собственности за ФИО1 как нежилое помещение под наименованием «Магазин», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 27АБ № 051101.
В дальнейшем, а именно с начала 2006 года гражданин ФИО6, проживающий на 2-м этаже этого же дома и над квартирой № 21, начал обращаться в различные муниципальные, государственные органы в г.Комсомольске-на-Амуре и Хабаровского края, в том числе в НПЦ ОПИК, с соответствующими жалобами на возникшие у него проблемы из-за незаконной перепланировки помещений на 1-м этаже, а также незаконной деятельности кафе «Любое» и магазина «Кулинария».
Такая же жалоба направлена и в Госжилинспекцию, которая 18.12.2007 запросила у администрации г.Комсомольска-на-Амуре решения муниципального органа о переводе квартиры № 21 в нежилое помещение.
Все материалы в отношении перевода квартиры № 21 в нежилое помещение поступили в Госжилинспекцию 29.01.2008.
По результатам проведенной проверки Госжиилинспекцией в адрес Главы администрации города вынесено Предписание от 04.04.2008 № 1-17/1208 об устранении нарушений законодательства. Предписанием предложено принять решение об отмене решения о переводе квартиры № 21 в нежилое помещение (пункт 1); потребовать от владельца прекратить использование помещения и предложить ему привести помещение в прежнее состояние (пункт 2); также предложено принять иные меры к исполнению предписания.
Письмами Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 08.05.2008 №1-1-21/2081, от 16.05.2008 № 1-1-21/2197, от 27.05.2008 № 1-1-21/2377 требования предписания Госжилинспекции отклонены.
Получив отказ администрации города от исполнения предписания, Госжилинспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке части 2 ст. 198 АПК РФ.
В силу части 2 ст. 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено арбитражным судом в ходе судебного разбирательства, Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 и пунктом 3.1.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2005 № 8-пр, наделена полномочиями обращаться в суд (арбитражный суд) с исками и заявлениями в защиту публичных интересов, а также в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В рассматриваемом случае, как пояснил представитель заявителя, Госжилинспекция в рамках указанных правомочий обратилась в арбитражный суд в защиту прав гражданина Липовского и НПЦ ОПИК. Исходя из субъектного состава сторон (заявителя, ответчика) и предмета заявления (оспаривание ненормативных актов), обращение этого государственного органа с заявлением в арбитражный суд не противоречит и соответствует положениям пункта 2 ст. 29 АПК РФ, и поэтому подведомственно рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела (письмо от 18.12.2007 № 1-17/4951 - л.д.11 т.1) следует и подтверждено представителем заявителя то обстоятельство, что Госжилинспекции стало известно о принятых в 2005 году администрацией г.Комсомольска-на-Амуре ненормативных актах о переводе спорного жилого помещения в нежилое в декабре 2007 года из заявления гражданина Липовского.
В связи с пропуском установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ срока арбитражным судом при первоначальном и повторном рассмотрении дела было предложено заявителю обосновать причину уважительности пропуска срока на обжалование спорных ненормативных актов 2005 года.
Однако при первоначальном рассмотрении дела представитель Госжилинспекции заявил, что положения части 4 ст. 198 АПК РФ на этот орган не распространяются, так как Госжилинспекция относится к органам, перечисленным в части 2 этой же статьи; не относится к «организации», как это дословно указано в части 3; по заявленному иску заявитель выступил в защиту интересов гражданина Липовского и НПЦ ОПИК. Письменное ходатайство в этом случае представлено не было.
При новом рассмотрении дела представитель заявителя, исходя из буквального прочтения и толкования текста постановления кассационной судебной инстанции исходит из факта признания этой судебной инстанцией уважительности пропущенного Госжилинспекцией Хабаровского края срока на обжалование ненормативных актов муниципального органа в связи с необходимостью досудебного урегулированием спора; и прямого указания этой инстанции разрешить спор по существу.
С таким толкованием судебного акта согласились иные представители участвующих в деле лиц, а также суд первой инстанции.
Таким образом, учитывая, что вышестоящей судебной инстанцией по существу разрешен вопрос по части 4 ст. 198 АПК РФ, у суда первой инстанции отсутствует необходимость в решении вопроса о восстановлении заявителю срока на обжалование ненормативных актов.
Рассматривая в этой связи спорные правоотношения по существу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела арбитражным судом установлено, что до обращения в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре за разрешением на перевод жилого помещения в нежилое, ФИО1 уже произвел перепланировку квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по ул.Пр.Мира 13-21 в г. Комсомольске-на-Амуре для использования под магазин «Кулинария».
Однако в этом случае при принятии решения в 2005 году о переводе этого жилого помещения в нежилое муниципальным органом необоснованно не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Исходя из положений статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей долевой собственности как общие помещения, предназначенные для обслуживания жилого дома, инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающие жилой дом, так и несущие конструкции дома, земельный участок, на котором находится дом. Согласно статье 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников.
Применение этих правовых норм при разрешении спорных правоотношений является обязательным, на что указано в Определении ВАС РФ от 11.03.2009 № 2352/09 и учтено арбитражным судом при рассмотрении заявления Госжилинспекции.
В рассматриваемом случае как следует из материалов дела жилой дом №21 в г. Комсомольске-на-Амуре является жилым многоквартирным домом.
Кроме того, здание является памятником истории и архитектуры, режим использования которого предусмотрен Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Из анализа положений этого Федерального закона (главы VII, VIII) следует, что все работы в объектах культурного наследия, в том числе и связанные с реконструкцией и переводом жилого помещения в нежилое, должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В данном случае при рассмотрении Межведомственной комиссией по переводу жилых помещений в нежилые Администрации г. Комсомольска-на-Амуре вопроса о переводе конкретной квартиры № 13 в доме № 21 в нежилое помещение для использования «под магазин» необоснованно не учтено, что к заявлению не представлено и отсутствует согласие всех жильцов дома и соответствующее согласование НПЦ по ОПИК на подобное изменение режима пользования общим имуществом как жилого дома, так и памятника истории и архитектуры.
Указанные обстоятельства в силу статей 22, 36 ЖК РФ, ст. 247 ГК РФ являлись безусловным основанием для отказа в заявлении ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое.
В этой связи не могут быть признаны обоснованными доводы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о том, что в статья 23 ЖК РФ содержится исчерпывающий перечень документов, которым не предусмотрено предоставление согласия иных лиц на перевод жилого помещения в нежилое.
Пунктом 5 части 2 ст. 23 ЖК РФ установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения обязан представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Указание в Законе этом случае на установленный порядок – расширяет перечень документов, которые подлежат представлению в орган местного самоуправления. Из чего следует, что перечень документов в части 2 ст. 23 ЖК РФ не является исчерпывающим.
Довод ответчика о том, что протокол заседания городской межведомственной комиссии по переводу из жилых помещений в нежилые помещения от 28.09.2005 № 6 и Уведомление первого заместителя Главы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 28.09.2005 № 008 не являются правовыми актами, которые перечислены в статьях 125, 199 АПК РФ и в статье 39 Устава муниципального образования, судом признан неосновательным.
Как следует из письма Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 08.05.2008 № 1-1-21/2081 (л.д.16 т.1) и из Свидетельства о государственной регистрации права серии 27АБ № 051101 (л.д.63 т.1), основанием перевода жилого помещения в нежилое являлись как протокол № 6 городской межведомственной комиссии, так и уведомление о переводе от 28.09.2005 №008.
Следовательно, указанные документы являются правоустанавливающими, обладающими юридической силой. Такие акты в силу главы 24 АПК РФ могут быть самостоятельно оспорены в арбитражный суд. Таким правом правомерно воспользовалась и Госжилинспекция, обратившись в суд с соответствующим заявлением.
Принимая во внимание изложенное, требования Госжилинспекции являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в соответствии со ст.333.37 НК РФ с ответчика не взыскивается, поскольку Администрация города от её уплаты освобождена как истец и ответчик.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требования Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края - удовлетворить.
Признать незаконными решения о переводе <...> в нежилое помещение, оформленное протоколом заседания городской межведомственной комиссии по переводу из жилых помещений в нежилые помещения от 28.09.2005 № 6 и Уведомлением первого заместителя Главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 28.09.2005 № 008.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д.Манник