ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-861/2010 от 03.03.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-861/2010

«03» марта 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е.В. Зимина,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю

о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КомТВ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

- от административного органа: ФИО1 по доверенности № 10/03 от 11.01.2010

- от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явились, извещены надлежащим образом.

  Сущность дела: Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КомТВ» (далее – ООО «КомТВ», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель административного органа на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

ООО «КомТВ» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в нем не обеспечило, в связи с чем, дело рассматривается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 156 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «КомТВ» на основании лицензии № 42865 от 28.07.2006 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, осуществляет услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

В период с 01.12.2009 г. по 24.12.2009 г. на основании приказа от 23.11.2009 г. № 324-П руководителя Управления Россвязькомнадзора по Хабаровскому краю проведено плановое мероприятие по контролю и надзору в отношении ООО «КомТВ».

В ходе проведения мероприятия по контролю Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю было установлено, что ООО «КомТВ» нарушило обязательные требования пункта 9 условий лицензии № 42865 от 28.07.2006 г.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 42865-27-04/6910 от 28.12.2009 г.

14.01.2010 в присутствии представителя ООО «КомТВ» ФИО2 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составлен протокол № 2, в котором зафиксированы вышеуказанные нарушения.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является составом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП и влечёт наложение на юридических лиц административного штрафа от тридцати до сорока тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. №128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а так же требований лицензии.

Согласно пункту 9 Условий осуществления деятельности по лицензии № 42865 общество (лицензиат) обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, а так же принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.08.2005 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Согласно ст. 2 Закона об оперативно – розыскной деятельности задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Пунктами 2, 4 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи" установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации от 27.03.1999 г. № 47 утверждены "Общие технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи", согласно которым система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) создается на основе Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федерального закона "О связи" и предназначена для технического обеспечения проведения указанных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СДЭС), используемых для предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет. При этом Общие технические требования (ОТТ) распространяются на любые СДЭС, которые создаются или были созданы ранее на основании лицензии Госкомсвязи (Минсвязи) России на деятельность по предоставлению услуг передачи данных и/или телематических служб и не распространяются на СДЭС, используемые исключительно для передачи информации в интерактивном режиме (без промежуточного хранения) и построенные исключительно на телефонных сетях операторов, имеющих лицензию Госкомсвязи (Минсвязи) России на деятельность по предоставлению услуг телефонной связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 г. № 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД.

В силу п. 4 «Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 538 (далее – Правила) сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Из содержания п. 7, 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и оператора связи, а в случае, указанном в п. 3 названных Правил, органа внутренних дел.

Из анализа названных правовых норм следует, что лицензионным условием является обязанность лицензиата соблюдать требования именно к сетям и средствам связи, то есть обеспечить техническую возможность проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия.

Данный вывод подтверждается также пунктом 2 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Минсвязи России и ФСБ России от 15.01.2008 г. № 5/8, в соответствии с которым план мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи.

Как следует из материалов дела, выданная заинтересованному лицу лицензия содержит условия о том, что общество обязано "реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий" (п. 9 лицензии № 42865).

Следовательно, нарушением условий лицензии будет являться неисполнение обществом требований к его сетям и средствам связи для проведения ОРД.

Указанные требования установлены приказом Госкомсвязи России от 27.03.1999 г. № 47 "Об утверждении общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи".

ООО «КомТВ» в соответствии с Правилами от 17.01.2008 г. был согласован План мероприятий реализации системы обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в ограниченном объеме на узле передачи данных и телематических служб с УФСБ России по Хабаровскому краю. Срок выполнения Плана был установлен – июль 2008 года.

ООО «КомТВ» не представило документов по выполнению данного Плана, соответственно ООО «КомТВ» не были предприняты меры по реализации данного Плана, что подтверждается письмом УФСБ России по Хабаровскому краю от 17.12.2009 г. № 12/1318.

Так же в соответствии с пунктом 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.

ООО «КомТВ» не подписало акт ввода в эксплуатацию системы оперативно-розыскных мероприятий.

Обстоятельства правонарушения, допущенного ООО «КомТВ», подтверждаются актом проверки от 28.12.2009 г., протоколом об административном правонарушении № 2 от 14.01.2010 г., лицензией, материалами проверки, письмом УФСБ России по Хабаровскому краю от 17.12.2009 № 12/1318.

Вина ООО «КомТВ» заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при предоставлении услуг местной и внутризоновой телефонной связи.

Вместе с тем, в удовлетворении заявленных требований административному органу следует отказать в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности Общества.

В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном по данному делу п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, о чем было указано также и в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации", согласно которому одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, который не подлежит восстановлению; в связи с чем арбитражный суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 206 АПК РФ.

Согласно представленным административным органом в материалы дела документам следует, что 18.12.2009 г. административному органу, составившему в отношении ООО «КомТВ» протокол об административном правонарушении № 2 от 14.01.2010 г., фактически и достоверно стало известно о допущенном Обществом нарушении п.9 условий осуществления деятельности по лицензии, на что так же указывает в своем заявлении административным орган, иных нарушений условий лицензии по состоянию на 24.12.2009 г., т.е. по окончанию проверки Заявителем так же не выявлено, о чем 28.12.2009 г. составлен акт проверки № 42865-27-04/6910.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае правонарушение фактически обнаружено административным органом 18.12.2009 г., а по не зависящим от суда обстоятельствам дело рассмотрено 03.03.2010 г., при этом фиксация выявленного нарушения 28.12.2009 г., т.е. по окончании проведения проверки 24.12.2009 г., посредством его отображения в акте результатов проверки, не является основания для определения даты фактического обнаружения правонарушения 28.12.2009 г., следовательно у суда отсутствуют законные основания для привлечения ООО «КомТВ» к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ за пределами 2-х месячного срока, который следует исчислять с 18.12.2009 г., а не с даты изготовления акта проверки 28.12.2009 г.

При указанных выше обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления административного органа о привлечении ООО «КомТВ» к административной ответственности у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, ст. 4.5, ч. 3 ст. 14.1, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управлению Роскомнадзора по Хабаровскому краю о привлечении к административной ответственности ООО «КомТВ» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.В. Зимин